Почему все больше украинцев ездит на «бляхах» и что за это может быть

Чтобы обойти искусственные и непонятные барьеры при покупке б/у автомобилей, украинцы  придумали  различные схемы, часть которых мы и описали в этой статье. На них зарабатывают поляки, белорусы и коррумпированные таможенники, но ни копейки не попадает в украинский бюджет. И в этом виновато правительство, которое создало такие условия.

 … Сначала Тарас не знал, как это сделать. Знал только приблизительную сумму взятки — 300 долларов. Предложил деньги таможеннику, на что услышал афористический ответ: «Мы сами гостей не принимаем, но всегда знаем, когда к нам прибудут гости». Так Тарас открыл для себя новую профессию — «решалы» на таможне. Итак, кто, как и сколько зарабатывает на ввозимых автомобилях с «польскими номерами».

Во время таможенного досмотра у Тараса под сиденьем его только что купленного Mersedes-в А 170 находит флешку с семейными фото и видео предыдущего владельца: кадры с семейными путешествиями и застольями в ресторане. В очереди, которая тянется уже четыре часа, на таможенном посту «Ягодин» мужчина нашел небольшое развлечение: узнать что-то о предыдущем владельце автомобиля, который житель Тарас приобрел в польском городе Хелм.

Тарас считает, что тот является порядочным человеком, потому что на сайте объявлений честно выставил снимки незначительных повреждений — царапин на кожаном руле, машине. Она обошлась моему спутнику в 2000 долларов — за подержанное транспортное средство такой жк модели в Украине пришлось бы заплатить 9000.

В стоимость купленного Mersedes входит его регистрация в Польше и перевозка через границу. Над оформлением документов и доставкой автомобиля (последнее — под «покровительством» таможни) работают граждане трех стран: Украины, Польши и Беларуси. Каждый из задействованных в схеме имеет свою роль и свою выгоду. 

Сколько стоит поляк и сколько белорус

Перед тем, как пересесть на польские номера, Тарас сменил несколько б/у автомобилей, купленных в Украине. Потом понял, что переплачивает, и решил сгонять за границу.

— Модель машины, которую я сегодня покупаю за 10 000 долларов в Украине, через несколько лет устареет и будет стоить уже, например, 7 000. Аналогичная б/у польская более 3000 стоить не будет. За это же время она свое отслужит: безразлично, сдам ее потом на запчасти или залью водой, — рассуждает Тарас.

Знакомые свели его с поляками, работающими на продаже авто в Хелме. Мужчина приобрел авто для себя, для жены и для тети. С тех пор Тарас, по крайней мере, трижды в месяц отправляется за границу — «когда есть заказ».

Перегон авто из Польши — не единственная деятельность мужчины: вдвоем с женой они ведут небольшой семейный бизнес. Но продажа авто для Тараса — это еще и некое хобби: знакомства, приключения, возможность испытать свои дипломатические навыки в переговорах с таможенниками, да и просто побывать за границей.

— Вы будете в шоке, когда увидите, с какими бомжами мне приходится работать, — интригует Тарас перед поездкой.

С Тарасом в авто садится его родной брат Максим. Если Тарас работает самостоятельно, то Максим — звено в цепи в крупной международной схеме. Тарас обо всем заботится сам: ищет автомобили для покупки, оформляет документы, перевозит машину, «договаривается» с таможней.

Задача Максима проще — доставить заказанное клиенту авто, которое уже ждет в нейтральной пограничной полосе между Польшей и Украиной, до белорусско-украинской границы и позаботиться о пересечении этой границы на купленном автомобиле нерезидентом Украины.

Процедуру неофициально называют «выгнать авто в год» — для того, чтобы украинский владелец мог в течение года ездить на пригнанной машине, нужно привлечь к делу не гражданина Украины. На этого человека у польского нотариуса оформляют генеральную доверенность на право вождения, после чего нерезидент (не гражданин, в данном случае гражданин Украины) выезжает и въезжает на территорию Украины через любую границу.

Это прописано в 1 части 380-й статьи Таможенного кодекса Украины: нерезидент может ввозить в Украину транспортные средства для личного пользования на срок до одного года. На практике же покупатель авто и доверенное лицо, которое и едет за рулем, после прохождения таможенного контроля пожимают друг другу руки и владелец едет в Украину. Через год выезд — въезд надо повторить. Автомобиль в таком случае приобретает статус транзитного, поэтому не нужно пересекать границу каждые пять дней.

За свой кусок работы Максим получает 30 долларов. Поскольку ездит ежедневно и еще имеет возможность продать водку и сигареты там или привезти мясные продукты на продажу в Украину, то в месяц в среднем набегает до тысячи долларов заработка.

Услуги нерезидента-белоруса обойдутся в пять раз дешевле, чем поляка, поэтому и украинцы едут к другой границе.

— Один белорус стоит 50 долларов. Поляк за эти деньги не захочет работать — он стоит уже 250 долларов, — знакомит с расценками Максим. — Надо заранее позвонить к людям, которые заказывают белорусов, и сказать: «Мне нужно столько-то людей».

50 долларов — это вместе с тем, что человека привезут, покормят, подождут с ним в очередях на границе 4-5 часов. Белорусу со всего перепадает долларов 10-15, остальное идет тому, кто им занимается.

Белорусы, на которых выписывают доверенность, обычно не являются людьми высокого социального статуса. После того, как на границе отметят нерезидента как водителя машины, доверенность у него забирают. «Ибо зачем оно бомжу?» — говорит риторически Тарас.

15 долларов — минимальная сумма, которую придется заплатить в процессе. Далее расценки растут.

Есть много таких гжешиков

В одной команде может работать разное количество людей разных занятий. В группе четко распределены обязанности.

— Есть люди, которые ищут машины. Часто — это наши украинские студенты, обучающиеся в Польше. Они осматривают автомобили у частных продавцов по объявлениям в интернете или на специальных комиссионных площадках — автокомисах: туда владельцы отвозят иномарки на продажу. Владелец такой площадки берет процент за посредничество, поэтому лучше покупать непосредственно у владельца.

Студенты фотографируют машины и отправляют на вайбер украинцам. Они являются нужным звеном в случае, если в куратора процесса заканчивается виза или еще что-то подобное — и он не может сам поехать.

Отдельно есть люди, которые пригоняют машины на стоянки ближе к границе. Есть те, кто регистрирует автомобили. Есть те, кто ввозит их в Украину и вывозит в буферную зону. Есть люди, которые ищут нерезидентов. И очень важны люди — те, кто «решают» на границе. Потому что в Украине просто так ничего не делается. Всего три страны в этом задействованы, — говорит Тарас.

Но Тарас обошел большинство из этих звеньев, организовав процесс самостоятельно и оставив в команде только тех, без кого не обойтись: поляки, нав которых надо регистрировать транспортное средство, белорусы, которые пересекут границу на автомобиле, и украинские «решалы», которые улаживают дела с таможней.

Еще год назад Тарас мог обойтись и без поляков — польское законодательство позволяло оформлять машины украинцам на себя. Но из-за большого количества нарушений, после которых невозможно было найти виновника и выписать ему штраф, внесли поправку — теперь совладельцем машины с польскими номерами обязательно должен быть поляк.

Среднестатистический поляк хочет от 350 до 500 злотых ($90 — 125) за оформление на себя авто. Официально же за регистрацию нужно заплатить 80 злотых ($20 или 540 грн) в местный сервисный центр.

Пежо Партнер 2004 года за 1750 долларов. 1 доллар это 4 злотых

Поляк-продавец обычно на себя эти хлопоты брать не хочет, но не беда — для этого тоже есть специальные люди. Тарас нашел их через знакомых.

— Когда поляк вписывает меня в техпаспорт как совладельца, указываем 98 процентов моей собственности и два — его. Это, чтобы не было рисков, если отсудит — потому что на эти проценты он разве что запасное колесо получит, — говорит Тарас.

На этот раз Тарас приехал в Холм, чтобы забрать постоянный технический паспорт на авто, которое пригнал для себя накануне. Документ лежит в польском центре предоставления административных услуг Starostwie Powiatowym, но только забрать паспорт без официального владельца — поляка — нельзя.

Тот не спешит на оговоренную встречу. Тарас пытается описать Кристиана: «Такой, знаете, не то что бомж, но и не интеллектуал. Похож на тех „решал“, что в Украине под сервисными центрами ходят».

Кристиана Тарасу насоветовали знакомые. Когда тот впервые приехал в Польшу, имел опасения, что не найдет общий язык с местными. За символическую плату — бутылку водки и пачку сигарет — Кристиан согласился попереводить. «Бухал, но работал», — вспоминает Тарас. Вдвоем с Кристианом они доехали до Варшавы, в селе под столицей приобрели два автомобиля у мужчины, который ремонтирует и продает машины у себя во дворе.

Тарас начал регистрировать машины на Кристиана, но в последнее время между ними нет того доверия, что было раньше. Поляк начал хитрить: договаривается с Тарасом об одной сумме, а когда документы на авто нельзя забрать без участия поляка, поднимает ставки еще на сто злотых.

Кристиан на встречу так и не явился, зато пришел его родной брат Грифон. Грифон — это человек контрастов, неопределенного возраста и непонятной профессии, он как бы материализовался из произведений Жадана: помятое лицо и гладкая кожаная куртка, пластиковый стаканчик с кофе в руке и бутылка водки в кармане, шестой айфон и выцветшая футболка.

Если у Кристиана пристрастие к алкоголю, то Грифон любит просаживать деньги на игровых автоматах. Украинские братья называют своих польских коллег «бестолковыми»: раньше те зарабатывали по сотне долларов в день, регистрируя на себя машины, но так и не использовали эти деньги с пользой. Теперь Кристиан и Грифон хотят «развести» украинцев на деньги, поэтому многие прекратили с ними работать и заработки упали.

Хотя и у поляков тоже свои риски в этом бизнесе: на днях Грифону пришло извещение о штрафе: машину, которая зарегистрирована на него, поймали на польско-немецкой границе, нашпигованную сигаретами. Водители-украинцы успели убежать, а Грифону пришлось нанять адвоката, чтобы не сесть в тюрьму на 77 дней.

Грифон долго и неуверенно объясняет Тарасу, почему Кристиан не пришел, как договаривались.

— Может, ушел в запой, но, скорее всего, хитрит, — предполагает Тарас.

В конце концов, он платит дополнительные 18 злотых, чтобы техпаспорт по поручению забрал Грифон вместо Кристиана, и обещает себе больше не работать с этими братьями.

А с кем тогда?

— Много таких гшешиков, — смеется Тарас.

Государство не имеет ни фига

Но и не это не было самым трудным. Наибольший вызов впереди — найти общий язык с украинским таможенниками. Сначала Тарас не знал, как это сделать. Знал только приблизительную сумму взятки — 300 долларов.

Предложил деньги таможеннику, на что услышал афористический ответ: «Мы сами гостей не принимаем, но всегда знаем, когда к нам прибудут гости». Так Тарас открыл для себя новую профессию — «решалы» на таможне.

Оказалось, что договариваться через посредника еще и выгоднее: знакомому таможенники могут сделать скидку. Главное здесь — найти баланс: чтобы и не продешевить, и не переплатить.

— Если дашь 20 долларов, то только таможенника рассердишь. Лучше так не рисковать, — делится Тарас.

Когда авто въезжает на территорию Украины со всеми надлежащими документами, в том числе и страховкой, вроде бы нет оснований для задержания. Но …

— На таможне найдут тысячу и одну причину, почему вас не смогут пропустить. Продержат четыре часа на морозе, пока не сдашься.

В пятичасовой очереди на границе Тарас берется считать, во сколько ему обошлись дополнительные расходы.

Кроме самой стоимости автомобиля, 100 долларов нужно заплатить поляку за согласие зарегистрировать на себя машину, 80 злотых ($20) — за официальное оформление, генеральную доверенность у нотариуса на право вождения для белоруса — 50 злотых ($12), 225 долларов — страховка, 300 долларов — благодарность для таможенника. На «покупке белоруса» удалось сэкономить — Тарас нашел родственника с иностранным гражданством.

Для тех, кто желает приобрести авто с польской регистрацией уже в Украине, к этой статье расходов придется добавить услуги посредника. Тарас не берется называть конкретную сумму, потому что «у каждого свои аппетиты и амбиции», но советует отталкиваться от средней цены в 200 долларов.

Дополнительные расходы все равно не сравнить с суммой, подлежащей к уплате при официальном растаможивании.

— Почему не установить стоимость растаможивания, скажем, в одну тысячу долларов? Вместо всех этих мытарств я бы заплатил официально. — говорит Тарас. — В нынешней ситуации выигрывают все: поляки, поскольку имеют рынок сбыта, те, кто шаманит и продает, те, кто регистрирует авто на себя, таможенники, потому что им все идет в карман. Только государство не имеет с того ни фига.

Почему так?

В Украине цена на бывшие в употреблении автомобили дороже, чем в Польше или Литве, из-за пошлин и акцизов. Год назад под давлением общественности Рада их снизила, но таким хитрым способом, что завезти авто по новым «дешевым» правилам практически невозможно.

Хоть какая-то логика в высоких тарифах, которые побудили бы покупать собранные в Украине авто была, когда работали сборочные цеха, в которых собирали иностранные автомобили. Сейчас даже это прото-производство прекратилось и нет украинского завода, который теоретически следует защищать от дешевых подержанных машин.

И чтобы обойти искусственные и непонятные барьеры, украинцы попридумывали различные схемы, часть которых мы и описали в этой статье. На них зарабатывают поляки, белорусы и коррумпированные таможенники, но ни копейки не попадает в украинский бюджет. И в этом виновато правительство, которое создало такие условия.

Решение простое: низкие пошлины и простота оформления. Тогда деньги вместо того, чтобы идти посредникам за ненужные услуги и таможенникам за закрытие глаз на сомнительную схему, попадут в бюджет.

Автор: Ярослава Тимощук,  ТЕКСТИ


 

Ответственность за езду на «польских бляхах» 

Лицо, управляющее нерастаможенным авто с иностранными номерными знаками, совершает сразу два нарушения.
Первое — это нарушение таможенных правил, а именно ст. 469 Таможенного кодекса «Неправомерные операции с товаром, таможенное оформление которых не окончено, или с товаром, который находится на временном хранении под Таможенным контролем».

Однако решением от 31 марта 2015 года Конституционный суд установил, что пользование или распоряжение транспортными средствами личного пользования, которые находятся в режиме временного ввоза на таможенную территорию Украины, не имеет состава административного правонарушения, предусмотренном в ст. 469 Таможенного кодекса (ТК).

Несмотря на решение Конституционного суда, таможня продолжает составлять протоколы по 469-й или иной (притянутой за уши) статье Таможенного кодекса, направлять их в суд и получать судебные решения о конфискации автомобиля.

Обычно протоколы составляются не на лицо, управляющее автомобилем, а на иностранца, ввезшего авто в Украину, и постановления принимаются судом без участия собственника-иностранца.

Такие действия работников таможни рассчитаны на то, что у гражданина Украины, управляющего автомобилем по доверенности, отсутствуют полномочия на представление собственника-иностранца в суде.

В этом случае все может закончиться для автовладельца печально — конфискацией автомобиля.

Согласно ч. 3 ст. 465 ТК, автомобиль может быть конфискован вне зависимости от того, является он или нет собственностью правонарушителя.

Прежде всего, надо понимать, что работники таможни не имеют права останавливать автомобили вне таможенной зоны, проверять документы. Если же документы на автомобиль проверены внутри таможенной зоны, то на лицо, управляющее автомобилем или его собственника будет составлен протокол по ст. 469 ТК. Срок привлечения лица за нарушение таможенных правил составляет 6 месяцев со дня выявления нарушения.

При составлении протокола о нарушении таможенных правил правонарушитель имеет те же права, что и при составлении обычного протокола о нарушении правил дорожного движения, но ему надо обратить внимание на следующие особенности:
— составлен ли протокол лицом, имеющим на это право (ст. 493 ТК);
— составлен ли он на государственном языке (ст. 492 ТК);
— разъяснены ли правонарушителю права, предусмотренные ст. 498 ТК;
— сообщено ли о возможности прекращения производства по делу о нарушении таможенных правил путем компромисса (521 ТК).

Копия протокола вручается нарушителю. При рассмотрении дела о нарушении таможенных правил имеет право участвовать защитник правонарушителя.

В такой ситуации целесообразно откладывать рассмотрение дела до получения доверенности, искать собственника авто, в срочном порядке получать доверенность. Зачастую судьи местных судов далеки от Таможенного кодекса, решения Конституционного суда, а работников таможни рассматривают как единомышленников-госслужащих, внемля всем их просьбам.

Помочь отложить судебное заседание сможет адвокат, но основная задача адвоката в таком деле помочь судье разобраться в положениях Таможенного кодекса, решении Конституционного суда.

Крайне важно указать суду на Приложение Стамбульской конвенции о временном ввозе 1990 года, согласно которому транспортные средства частного пользования могут использоваться третьими лицами, имеющими надлежащее разрешение пользователя на право временного ввоза.

И даже в случае положительного для автолюбителя решения суда, забрать автомобиль со стоянки таможни будет непросто, но это уже отдельная работа адвоката.

В случае вынесения судом решения об отсутствии в действиях автолюбителя состава нарушения таможенных правил, затраты на хранение транспортного средства таможне не возмещаются (ст. 243 ТК). Это означает, что помещенный после составления протокола на стоянку, принадлежащую коммерческой организации, автомобиль должен быть возвращен владельцу без оплаты стоимости стоянки. Стоимость стоянки автомобиля коммерческой структуре обязана выплатить таможня.

Второе нарушение, которое совершает лицо, управляющее нерастаможенным автомобилем.

Согласно постановлению Кабмина от 7 сентября 1998 года № 1388 «Об утверждении Порядка государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов» временно ввезенное (нерастаможенное) транспортное средство в течение 10 дней по прошествии 2-месячного срока должно быть зарегистрировано в сервисном центре МВД, а иностранный номерной знак и свидетельство о регистрации — сданы на хранение.

В сервисном центре владельцу выдаются украинские номерные знаки и Свидетельство о регистрации. Это положение не противоречит Стамбульской конвенции 1990 года, так как не препятствует управлению транспортными средствами, а лишь устанавливает порядок их временной регистрации в МВД Украины.

Следовательно, все автолюбители, управляющие нерастаможенным автомобилем, на иностранных номерах более 2 месяцев и 10 дней, совершают правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 121 КоАП Украины (управление транспортным средством, не зарегистрированным или не перерегистрированным в установленном порядке, его эксплуатация без номерного знака). Санкцией за повторное управление нерастаможенным автомобилем является, в том числе, и оплатная конфискация такого автомобиля.

Составление протоколов по ч. 6 ст. 121 КоАП входит в компетенцию Патрульной полиции.

По состоянию на сегодня, патрульными не составлено ни одного протокола по данному нарушению. Из неформальных пояснений сотрудников Патрульной полиции стало известно, что причиной такой бездеятельности стало отсутствие у патрульных сведений о времени ввоза автомобиля в Украину и соблюдении срока перерегистрации автомобиля, что не отменяет слабой юридической грамотности патрульных. Важно, что лицо, управляющее транспортным средством, не обязано предоставлять патрульному какие-либо документы относительно таможенного оформления автомобиля.

You may also like...