Организаторам контрабанды оружия в Африку – не до людей? Ни чужих, ни своих…
Родственники захваченных у берегов Сомали моряков возмущены: власти не уделяют должного внимания проблеме экипажа «Фаины». Всех, похоже, больше интересуют танки, а не судьба людей. …Родные моряков говорят, что когда морское агентство «Tomax Team» нанимало экипаж, никто из них не подозревал, что судно будет идти вдоль берегов Сомали….
– Они должны были идти по Черному и Средиземному морю и вернуться обратно в Ильичевск, – рассказывает жена второго помощника капитана «Фаины» Елена Присуха. – То есть, это должны были быть короткие рейсы продолжительностью 3 недели. Когда подошли, выхода уже не было, пришлось там остаться, хотя все знали, что район небезопасный. Судно не новое, гражданское, а не военное. Я думаю, если везли такой груз, то могли бы позаботиться о сопровождении в таком «стремном» районе.
Родственников заложников беспокоит, что никакой информации в МИДе им получить не удается. Они обрывают телефоны министерства, но там им только советуют не верить прессе. В морском агентстве «Tomax Team» родным моряков пообещали, что все будет хорошо. Когда корреспондент «Газеты…» позвонила, чтобы узнать у директора, что предпринимает их компания для спасения моряков, первая офис-менеджер просто бросила трубку после слова «Фаина», а вторая вежливо попросила: «Извините, но я не могу вас соединить с директором по данному вопросу».
Родственники моряков возмущены и тем, что власти не уделяют должного внимания проблеме «Фаины». Всех, похоже, больше интересуют танки, а не судьба людей.
– Я считаю, что 17 человек из этой страны заслуживают хоть какого-то малейшего внимания, – со слезами на глазах говорит Елена Присуха.
А вот Инна Заворотнюк, мать украинского заложника на судне «Капитан Стефанус», говорит, что поехать в Киев не может. Дома на руках у нее маленький ребенок, а муж умер. Ее сын Александр позвонил еще 24 сентября и сказал, что их судно возле Сомали захватили пираты.
– Ему дали 3 минуты поговорить – и на этом все, – рассказывает Инна. – Саша должен был вернуться к концу октября. Больше новостей никаких нет. Крюинговая фирма «Эпсилон Маритайм», отправившая сына в рейс, говорит: «Наберитесь терпения, и все будет хорошо».
Мы дозвонились в «Эпсилон Маритайм» и попросили ее директора рассказать, что сейчас делает его компания по спасению украинского гражданина. Владимир Валентинович вежливо подтвердил, что Александр Заворотнюк находится на «Стефанусе» и более подробный комментарий он обязательно даст. Но завтра.
По информации Инны Заворотнюк, кроме ее сына, на балкере «Капитан Стефанус» находятся 14 граждан Филиппин и один китаец. Женщина надеется, что Нина Карпачева займется и ее проблемой. Тем более, что помощник Уполномоченного Верховной Рады по правам человека уже сообщила родным моряков, что в Киеве их ждут.
Однако…
Захвату украинского корабля «Фаина» в Аденском заливе предшествовала поразительная история, случившаяся с международной морской группировкой Task Force 150, корабли которой патрулируют кишащие пиратами воды возле Сомали. Общее руководство силами, представленными экипажами из Франции, Германии, Великобритании, Дании, Канады и США, лежит на датчанах. Они и стали главными героями скандала, разыгравшегося в сомалийских водах. Датскому фрегату «Абсалон» 17 сентября удалось задержать группу сомалийских флибустьеров, охотившихся на торговые суда на скоростном катере.
На борту пиратской посудины было обнаружено множество улик, изобличавших морских разбойников: оружие, радиостанции, веревочные лестницы с крючьями, с помощью которых пираты забирались на высокий борт встреченных жертв. 10 преступников, все сомалийцы, были посажены под замок на «Абсалоне». Дания принимала поздравления со всего мира. И вдруг выяснилось, что посадить пиратов невозможно: не позволяют датские законы. Запросы послали остальным союзникам по антипиратской коалиции. Все от пиратов открестились. Так что разбойников… отпустили восвояси.
Справка
Украинское судно «Фаина», на борту которого находятся 33 танка Т-72 и другое вооружение, было захвачено пиратами 25 сентября. Среди заложников – один гражданин Латвии, три россиянина и 17 украинцев (пятеро из них – одесситы). Вечером 28 сентября стало известно, что скончался капитан судна Владимир Колобков.
Сначала пираты запросили в качестве выкупа $35 млн, но узнав, что судно украинское, снизили сумму до $5 млн. Вчера утром ИТАР-ТАСС со ссылкой на издание «Морской бюллетень» сообщило, что между пиратами на «Фаине» произошла перестрелка. Погибло 3 человека, но из экипажа никто не пострадал.
Алиса Пивоварчик, «Газета по-киевски»
Тайна «Фаины»: кому проданы украинские танки?
В МИДе не знают о судьбе моряков и точной сумме выкупа. Освобождением судна из плена сомалийских пиратов занимаются США, РФ, Великобритания и Кения
Украинское грузовое судно «Фаина», захваченное пиратами у берегов Сомали 25 сентября, по-прежнему остается под их контролем. Переговоры об освобождении 17 украинцев, трех граждан России и одного латыша результатов не дали. В украинском МИДе не знают местонахождения экипажа, имя умершего 28 сентября моряка и точную сумму требуемого разбойниками выкупа.
На пятый день после захвата судна вокруг «Фаины» разгорелся скандал: представители ВМФ США заявили, что танки плыли не в Кению, а в Судан, против которого ООН ввела эмбарго на поставки оружия в конфликтный регион Дарфур. Но запрет не распространяется на продажу оружия правительству Судана или местным властям на юге Судана. Представители Кении однозначно заявили, что груз предназначался для их страны.
Украинский МИД провел двухраундовые переговоры с пиратами, но они ни к чему не привели, заявил глава пресс-службы Василий Кирилич. «Дипломатические переговоры не ставят себе за предмет вопросы суммы выкупа или что-то вроде этого», – расплывчато ответил Кирилич на вопрос о сумме выкупа. По данным СМИ, сначала пираты готовы были отпустить «Фаину» вместе с грузом за $35 млн., но затем снизили сумму до $5 млн.
«Дипломатические переговоры не ставят себе за предмет вопросы суммы выкупа или что-то вроде этого», – Кирилич
Снижение суммы выкупа, по мнению представителя Восточно-африканской морской программы содействия Эндрю Мвангуры, связано с тем, что экипаж захваченного судна оказался из Восточной Европы, а не из США, а танки на борту судна уже были в употреблении. Также пираты осознали, что не смогут выгрузить ценный груз, не причалив к берегу, где их ожидает «теплый» прием. В то же время, по данным «Би-би-си», в переговорах фигурирует сумма в $20 млн.
Напомним, 25 сентября у берегов Сомали пираты этой страны захватили греческий сухогруз «Фаина» с 21 членом экипажа. По словам министра обороны Украины Юрия Еханурова, судно перевозило в Кению 33 танка Т-72, боеприпасы и гранатометы украинского производства. По словам министра обороны, оружие поставлялось по контракту, заключенному между кенийской и украинской сторонами. 28 сентября стало известно, что от гипертонического криза скончался один из моряков судна. Был ли это россиянин Владимир Колобков, как написали в понедельник СМИ, достоверно неизвестно.
Чей груз?
Кроме спецслужб Украины, освобождением судна из плена сомалийских пиратов занимаются США, РФ, Великобритания и Кения. Проблема осложняется специфическим грузом «Фаины». Есть предположение, что за вылазкой сомалийских пиратов стоят боевики «Аль-Каиды». Не случайно, «Фаину» окружают три военных кораблях: американский, российский и еще один, принадлежность которого пока не установлена. Кроме того, над захваченным судном летают вертолеты.
По неподтвержденной информации, результате стрельбы на судне погибли три человека, сообщил «Интерфаксу» главный редактор электронного издания «Морской бюллетень – Совфрахт» Михаил Войтенко. По его информации, экипаж не пострадал, так как пираты переругались между собой.
Представители ВМФ США заявили, что, по имеющимся у них сведениям, танки и вооружение направлялись не в Кению, а в Судан. Как передает российский «Интерфакс», лейтенант Натан Кристенсен, заместитель пресс-секретаря 5-го флота США в Бахрейне, заявил, что оружие предназначалось для неизвестных покупателей в Судане.
Если танки направлялись в Судан, то на ПДЧ для Украины будет поставлен крест
В официальном сообщении 5-го флота говорится, что судно направлялось в кенийский порт Момбаса, но «дополнительные рапорты утверждают, груз был предназначен для Судана». Если эта информация подтвердится, Украине грозит международный скандал, а на планах скорейшего получения ПДЧ будет поставлен крест.
В МИД Украины версию о суданском получателе танков не подтвердили, но и не опровергли. По словам Кирилича, контракт – это коммерческая информация, не подлежащая разглашению. Неоднозначно отреагировали на заявление американцев и в Южном Судане. Бывшая повстанческая группировка SPLA, а ныне – власть Южном Судане, отвергла свою причастность к оружию. Но ее представитель заявил, что Южный Судан вправе импортировать оружие из любой точки мира без согласования с властями Севера. Категорически отклонили версию о поставке «Фаиной» оружия в Южный Судан власти Кении.
Из всех сил?
В настоящее время украинские дипломаты не могут ответить на элементарные вопросы о состоянии здоровья моряков, где они находятся и какие шаги предпринимаются для их освобождения. «Точно неизвестно местонахождение экипажа. Источники, приближенные к информационным агентствам пиратов, свидетельствуют, что члены экипажа есть на судне, им не угрожает опасность, они обеспечены продуктами питания и находятся в удовлетворительном состоянии», – сказал Кирилич. Несмотря на это, в МИДе заверяют, что делают все необходимое для освобождения судна и моряков.
«МИД не отстраняется от этой деятельности и активно работает. Мы не популяризируем свою работу, – заявил интернет-газете «СЕЙЧАС» член коллегии украинского МИД, экс-министр иностранных дел Геннадий Удовенко. – Усложняет процесс переговоров то, что с Сомали у нас нет никаких отношений, а там гражданская война. Нет государственной власти в этой стране, к которой мы смогли бы обратиться за помощью».
Переговоры осложняются тем, что в Сомали идет война, – Удовенко
Для освобождения моряков посольство Украины в Кении договорилось об обмене данными с МИД и Министерством обороны Кении, а также с посольствами Сомали, РФ, США, Великобритании и КНР. «В Великобритании находится сильное морское бюро, которое имеет своих представителей, свои контакты, опыт в переговорном процессе с пиратами. Поэтому мы и обратились именно туда для предоставления помощи», – рассказал Удовенко.
На данный момент судно «Фаина» блокировано эсминцем ВМС США «Howard», чтобы пираты не смогли разгрузить судно. На помощь поспешили также россияне. 25 сентября из Балтийска вышел сторожевой корабль «Неустрашимый». Оба этих корабля будут находиться в Индийском океане после освобождения «Фаины», чтобы сдерживать пиратские вылазки и наблюдать за передвижением в оживленном транспортном коридоре.
Мутная вода
Воды Сомали считаются самыми опасными в мире. В стране 17 лет не прекращается гражданская война. Ненасытность сомалийских пиратов не знает границ. Основной их заработок составляет не сбыт краденого, а выкупы за пленных. По мнению экспертов интернет-газеты «СЕЙЧАС», судно и экипаж «Фаины» будут освобожден пиратами после получения выкупа, как это было в феврале 2008 года, когда после двухнедельных переговоров пираты освободили российских моряков буксира «Свитцер Корсаков» за выкуп в $700 тысяч. В июне этого года пираты получили $750 тыс. за освобождение германского сухогруза «Lehmann Timber».
Платить деньги за выкуп моряков и судна с грузом должны судовладелец и грузовладелец, считает сотрудник Коллегии юристов морского права Денис Кешкинкис. Если с судовладельцем относительно все ясно, то кто же в данной ситуации грузовладелец – вопрос. «Пока неясно, когда Кения становится владельцем груза: с момента отправки его из украинского порта или после разгрузки танков в Кении, – сказал интернет-газете «СЕЙЧАС» юрист. – В договоре такие моменты, конечно, прописаны. Однако покрыть выкуп могут страховые компании, любой груз подлежит страхованию».
Нет худа без добра
После бесчинства сомалийских пиратов мир должен сделать выводы, считает член Ассоциации морских капитанов Александр Сорокий. «Мир должен осознать, что пираты – террористы сегодняшнего столетия, и бороться с ними должны всем миром, а не надеяться на «авось» и силы торговых моряков, которые оружие держать толком не умеют», – заявил Сорокий.
Ударить по пиратам силами ООН предлагает Удовенко. «Украина должна инициировать принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции о борьбе с пиратами, – сказал дипломат. – Принятая в июне этого года Совбезом ООН резолюция, разрешающая в течение полугода подавлять в территориальных водах Сомали акты пиратства, как видим, не действует».
Украина после случая с «Фаиной» должна задуматься о возрождении собственного торгового флота, хотя бы с целью безопасной перевозки вооружения. Судно, напичканное серьезным оружием, зашло в опасные воды практически беззащитным. Пираты захватили «Фаину» при помощи трех катеров. Все, что успели сделать моряки, – нажать кнопку тревоги.
Анна МАМОНОВА, интернет-газета «СЕЙЧАС»
Tweet