Постсоветский лоходром
Какие руководители виновны в наших грязных подъездах, запущенных скверах и замусоренных придорожных полосах? Разве простые граждане, так же, как и сильные мира сего, не пытаются по блату и за взятки пристроить на теплое местечко или в вуз своего недоросля, брата или кума? Разве не являемся мы в большинстве своем несунами, взяточниками и взяткодателями?
Вот только возможности наши в этом плане несоизмеримы, к нашему сожалению, с депутатскими. А что касается менталитета — то он общий, родной и представляет собой причудливую смесь патриархально-крестьянских традиций XIX в. с типично совковой идеологией.
Известный американский изобретатель и мыслитель Рэй Курцвайл в 2005 году издал книгу «Сингулярность уже близко», вызвавшую живой интерес в интеллектуальных кругах Запада и Японии (сингулярность — это состояние «обвального роста»). Автор приводит множество графиков и таблиц (роста памяти компьютеров, эффективности и быстродействия электронных элементов, резкого увеличения числа патентов и т.д.), доказывающих, по его мнению, что человечество достигнет сингулярности приблизительно к 2045 году.
Он показывает, что уже в 1990—2000 гг. кривая (экспонента) роста внедренных инноваций обогнула «колено» и резко устремилась вверх. Современные достижения информатизации и автоматизации пронизывают не только промышленность, транспорт, сельское хозяйство и сферу услуг, но и быт среднего человека в развитых странах.
Информационная, высокотехнологическая экономика заставила бизнесменов, менеджеров, политиков, да и просто широкую общественность обратить особое внимание на человеческие ресурсы и во многом пересмотреть подходы к образованию, особенно высшему. Практически во всех развитых странах осуществлены серьезные реформы образовательных систем, направленные на переход от получения (заучивания) нужного набора знаний к обучению методам и принципам использования знаний для решения практических и творческих задач. Резко возросла роль высшего образования.
В развитых странах его получают (по крайней мере, степень бакалавра) более 60% молодежи. Без серьезного качественного образования молодой человек обречен оставаться на маргинесе, перебиваясь социальными подачками и конкурируя с мигрантами на с каждым днем суживающемся поле неквалифицированного низкооплачиваемого труда.
А что у нас на постсоветском пространстве, в том числе и в Украине? Что мешает нашему народу и государству развиваться по западному, японскому, южно-корейскому или хотя бы китайскому пути? К числу основных причин, затрудняющих наш путь в цивилизованный мир, я бы отнес тяжелый груз советского наследия, пронизывающий не только материально-техническую, но и духовную жизнь нашего общества. Мы не только не преодолели так называемую совковость, но по-настоящему даже не начали серьезно осмысливать наше недавнее прошлое.
В постсоветское время практически полностью сохранилась устаревшая административно-бюрократическая структура управления экономикой в целом, отраслями и предприятиями в частности. Остались без изменения присущие советскому строю принципы неуважения к человеческим ресурсам: низкая стоимость рабочей силы, отсутствие законной мотивации для управленцев и творческих работников.
С застойных времен сохранился значительный объем теневого бизнеса и всеобщее стремление обмануть государство. Невежество наших политиков, бизнесменов и менеджеров в области современных методов управления просто зашкаливает. В обществе снизу доверху превалирует совковое представление о том, что руководящая управленческая работа не является настоящим трудом, и любая «кухарка» может руководить чем угодно (любой кум, племянник, велосипедист, автогонщик или славный выпускник ВПШ может возглавить министерство транспорта и связи или культуры).
Одновременно имеет место чудовищная устарелость и быстрое сокращение основных производственных фондов — электростанций, мостов, линий электропередач, подвижного состава железных дорог, систем водоснабжения и канализации и т.п., что в любой момент может привести к страшным техногенным катастрофам, подобным аварии на российской Саяно-Шушенской ГЭС. Все это сопровождается деградацией человеческого потенциала, резким ухудшением качества образования и значительным снижением основных демографических показателей — рождаемости, прироста населения и средней продолжительности жизни.
Можно констатировать, что наше постсоветское общество имеет целый букет хронических, наследственных и недавно приобретенных болезней, серьезно осложняющих его существование. Эти болезни носят системный характер и охватывают практически все стороны государственной и общественной жизни. Неэффективность, обман, показуха, низкое качество, т.е. лоходром (удачное определение системы высшего образования, предложенное братьями Капрановыми в одноименной статье в «ЗН»), присущи почти в равной степени большинству наших структур — от Верховной Рады и секретариата президента до ЖКХ.
Что касается высшего образования, то его уровень в Украине за постсоветский период опустился ниже плинтуса. Если в советские времена уровень фундаментальной подготовки, качество проведения производственной практики, уровень курсовых и дипломных проектов еще поддерживались в более-менее приличных рамках, то в 90-е годы наступил беспредел. Причем Украина (Министерство образования и науки, ректоры и околовузовские дельцы) проявили особую «оригинальность» в этом абсурдном процессе. Выравнивая неблагоприятный показатель доли лиц с высшим образованием, Кабмин и парламент объявили все техникумы высшими учебными заведениями второго уровня одним росчерком пера, более чем в два раза «увеличив» количество вузов (ни одна страна в мире до такого кульбита не додумалась).
По количеству университетов наша страна обошла не только Англию, Францию и Германию, но и едва ли не все западноевропейские страны вместе взятые. К числу еще одного сугубо украинского ноу-хау можно отнести введение для лучших вузов статуса национальных. Через три-четыре года этот «почетный» статус купили себе около сотни вузов, многие из которых по цивилизованным меркам не достойны даже звания колледжа.
Конвейер украинской высшей школы «успешно» работает, выпуская ежегодно сотни тысяч «специалистов», большинство из которых попросту неучи с купленными корочками. Конечно, в Украине есть несколько приличных вузов, отдельные факультеты и кафедры, пытающиеся героически поддержать высокие принципы высшей школы, есть, наконец, небольшая прослойка трудолюбивых, талантливых и целеустремленных студентов, которые вопреки всему умудряются получить серьезное высшее образование. Но эти маленькие островки, к сожалению, не определяют лицо национальной высшей школы.
Братья Капрановы ярко, талантливо и справедливо описали состояние украинской высшей школы. Вот только при анализе причин и виновных в этом лоходромном состоянии они, по моему мнению, значительно упрощают ситуацию. Я не собираюсь защищать и оправдывать ректоров и тем более Министерство
науки и образования — их доля вины в этом процессе очень велика, но болезни современной национальной системы образования весьма серьезны и носят комплексный, системный характер.
Беда в том, что в Украине при формировании национальной системы высшего образования сохранен гнилой по своей сути фундамент советской высшей школы, который дополнен сомнительными, разбалансированными и непродуманными надстройками. В системе высшего образования эффективно не выполняется ни одна из главных и обязательных функций современного управления: планирование, организация, мотивация и контроль.
МОН и отраслевые министерства не определили потребности общества и конкретных отраслей в соответствующих специалистах. Произошел резкий перекос в сторону экономических и юридических специальностей — из тысяч выпускников этих профилей большинство не находит себе работы по специальности. Плодятся многочисленные «мелкие» вузы, открываемые на арендованных площадях бывших проектных институтов и детских садиков, которые не имеют ни своих помещений, ни своего лабораторного оборудования, ни своих профессоров и доцентов (в основном преподаватели таких «вузов» — совместители).
Сохранилась совковая система управления высшей школой, когда отечественные вузы подчиняются разным министерствам и ведомствам, что не позволяет проводить продуманную единую образовательную политику. Отдельные, казалось бы, прогрессивные реформистские шаги, вроде внедрения государственного тестирования выпускников школ, заканчиваются очередным конфузом. Собирались победить коррупцию в высшей школе, а на самом деле расширили коррупционные возможности как для ректоров, так и для других государственных структур.
МОН полностью дискредитировал тестирование, определив нижний проходной балл для поступления в вузы на уровне шести (124 — по 200-балльной системе). Например, для «успешной» сдачи тестов по математике достаточно решить шесть примеров из 34. Можно совершенно не знать алгебру, геометрию и тригонометрию и с начальными знаниями по арифметике пройти тестирование и получить право поступать в любой вуз (лично проверял на своем внуке — ученике 4-го класса). Возникает риторический вопрос: «Как можно подготовить инженера-механика, строителя, электрика или экономиста из выпускника школы с такими знаниями?» Вузовские преподаватели подтвердят, что среди нынешних студентов более 50% не знают элементарной математики…
В отечественной системе высшего образования полностью отсутствует мотивация всех участников учебного процесса в качестве обучения. Ректоры объективно заинтересованы в росте количества бюджетных и контрактных студентов, что позволяет им увеличить бюджет вуза и расширить как вузовские, так и личные финансовые возможности. Качество подготовки специалистов по-настоящему никто не контролирует и за его уровень ничего не доплачивают.
Вузовские преподаватели с неприлично низкими зарплатами также ничего не получают за качество подготовки, а ректоры и деканы открыто говорят, что отчисление по их вине 7—10 студентов автоматически приведет к увольнению преподавателя. Студенты, за исключением нескольких процентов увлеченных чудаков, видят, что качественное образование в нашей стране по большому счету никому не нужно — достаточно включить телевизор и послушать наших депутатов, министров и кандидатов в президенты, чтобы понять: эрудиция, образованность и элементарная воспитанность не относятся к качествам, способствующим политическому, финансовому или карьерному успеху в Украине.
Вузы сами контролируют качество курсовых и дипломных проектов —формальное включение в состав государственных экзаменационных комиссий независимых экспертов (представителей науки или производства) является абсолютной профанацией. Заведующие выпускающих кафедр и деканы сами подбирают этих «независимых» экспертов из числа своих управляемых выпускников. По такому же принципу комплектуются министерские комиссии, проводящие замеры знаний и подтверждающие аттестацию и аккредитацию вуза.
Во многих европейских странах использование шпаргалки расценивается как уголовное преступление. У нас это норма. Все стены и столбы возле любого вуза оклеены объявлениями с предложением за соответствующую плату выполнить любое домашнее задание, курсовой или дипломный проект, даже кандидатскую или докторскую диссертацию. Реакция МОН, МВД, прокуратуры, общественности — нулевая.
В США и Европе при приеме на работу молодого специалиста не только крупные, но и средние, а часто мелкие фирмы проводят собеседование и обязательное тестирование, определяя психологический тип личности, коэффициент интеллекта (IQ) и уровень профессиональных знаний нанимаемого.
Можно предложить следующие возможные меры, способствующие приближению нашей системы высшего образования к европейским стандартам:
— оптимизация сети вузов, основанная на реальной потребности общества в конкретных специалистах и сокращении их количества хотя бы за счет включения техникумов и «мелких» институтов в состав крупных учебно-научных комплексов;
— корректировка законов Украины об образовании и высшем образовании, дополнив их статьями, ужесточающими ответственность руководителей и преподавателей школ и вузов за массовый брак (низкое качество независимого тестирования выпускников);
— введение уголовного наказания для всех фигурантов «образовательного подлога» — изготовителей дипломов и диссертаций и пользователей этой продукции (почему фальшивомонетчики или изготовители и сознательные владельцы липовых справок и документов подлежат уголовному наказанию, а липовых дипломов — нет?);
— расширение возможностей независимого тестирования, дополнив его автоматизированной системой, определяющей качество работы каждой школы с последующими оргвыводами;
— введение в обязательном порядке послевузовского тестирования знаний;
— результаты послевузовского тестирования ежегодно отсылать в МОН и сделать их главным критерием оценки качества работы вуза и решающим фактором при аттестации и аккредитации соответствующего вуза;
— введение на законодательном уровне дифференцированной системы оплаты труда преподавателей и предоставления льгот студентам в зависимости от качества работы и учебы: старший преподаватель, студенты и дипломники которого по результатам независимого тестирования получают стабильно высокие баллы, должен получать зарплату выше профессора, выпускающего двоечников и троечников, студент-контрактник, сдавший сессию на «4» и «5», должен переводиться на бюджет, а троечник-бюджетник — на контракт и т.п.;
— обработка и внедрение системы независимого отраслевого и общественного контроля качества вузовских выпускных работ, исключив из этого процесса руководство и преподавателей своего вуза;
— создание автоматизированных банков данных экспертов и специалистов по соответствующим направлениям, которые в автоматизированном режиме независимо от руководства МОН и проверяемого вуза будут назначаться для почетной миссии аттестации и аккредитации любого учебного заведения.
Внедрение подобных радикальных нововведений в систему высшего образования потребует искоренения не только образовательных, но и ментальных привычек руководителей, преподавателей, студентов и их родителей.
В общественной мысли превалирует мнение, что беды и неудачи украинского народа в основном объясняются вражеским воздействием. Достаточно избавиться от оккупантов, и свободный украинский народ обретет крылья и создаст процветающее государство. В 1991 г. мы избавились от последнего оккупанта — советов, и что же мы создали за 18 лет?
Например, финны с 1918-го по 1938 гг. из глухой лесной провинции царской России превратились в высокоорганизованную и экономически развитую страну, сумевшую мужественно отстоять свою независимость в битве с могучим Советским Союзом. А мы за прошедший период независимости, получив неплохое наследство, умудрились его бездарно разбазарить, даже не начав создавать что-то новое.
Политики, эксперты, журналисты слаженным хором винят во всем происходящем «тех, кто наверху», — элиту. Ну не везет доброму, талантливому и трудолюбивому народу с политиками, министрами, генералами, бизнесменами и ректорами! «Вклад» различных руководителей в этот затянувшийся процесс дерибана и лоходрома действительно очень велик. Но почему-то не обсуждаются вопросы безобразного качества и низкой производительности труда украинских сантехников, дворников, мелких чиновников и т.д. Какие руководители виновны в наших грязных подъездах, запущенных скверах и замусоренных придорожных полосах?
Разве простые граждане, так же, как и сильные мира сего, не пытаются по блату и за взятки пристроить на теплое местечко или в вуз своего недоросля, брата или кума? Разве не являемся мы в большинстве своем несунами, взяточниками и взяткодателями? Вот только возможности наши в этом плане несоизмеримы, к нашему сожалению, с депутатскими.
А что касается менталитета — то он общий, родной и представляет собой причудливую смесь патриархально-крестьянских традиций XIX в. с типично совковой идеологией. Значительная часть электората придерживается левых взглядов, но голосует за правых, выступает против приватизации крупных предприятий и сельскохозяйственной земли и за вступление в Европейский Союз. Безобразно низкое качество информации в большинстве СМИ, особенно на телевидении, где свобода слова давно уже превратилась в заказную свободу трепа, формирует в обществе невежественные представления об управлении, экономике, науке и образовании.
Очень сложно в такой среде проводить серьезные реформы, которые столь необходимы нашему государству. Единственная надежда на молодое поколение украинцев, которое уже выросло в новое время и, хочется надеяться, сможет сформировать адекватную современную систему национальных ценностей и построить успешное европейское государство. В противном случае мы так и останемся глухой окраиной Европы с невразумительной политикой, устаревшей промышленностью, непродуктивным сельским хозяйством и лоходромной системой образования.
Юрий Соболев, доктор технических наук, профессор, ЗН
Tweet