Безопасность на дороге. Опасны ли пожилые люди за рулем: опыт Германии
По данным статистики, среди 39 миллионов жителей Германии, у которых есть водительские права, 16 миллионов – старше 65 лет. Очень многие из них продолжают водить машину. Между тем, у престарелых водителей нередко возникают трудности в управлении автомобилем, что приводит к авариям. Рост числа аварий с участием пожилых людей подтверждает и немецкая статистика по ДТП.
В прошлом году в 15600 автомобильных аварий были вовлечены старики. Количество пострадавших составило 1600 человек, отмечает DW . Понято, почему в Германии поговаривают о том, не ввести ли возрастной ценз на водительские права.Но на защиту пенсионеров встает влиятельный Общегерманский автомобильный клуб (ADAC). И оперирует следующими цифрами.
Лишь в 16 процентов аварий, при которых пострадали люди, были виноваты водители старше 65 лет. Не они составляют главную опасность, а молодые люди. Они намного чаще превышают скорость, нарушают правила дорожного движения чаще гибнут на дорогах. А вот пожилые водители не склонны к лихачеству. Кроме того, у них большой опыт вождения.
Возраст и проверки на пригодность к вождению
Опыт опытом, но, конечно, сказывается возраст. Концентрация уже не та, рассеивается внимание, медленнее реакция… У людей в преклонном возрасте ухудшается зрение, слух. Из-за этого, бывает, они не замечают дорожных знаков и могут перепутать педаль газа с тормозом.
В Италии, например, пожилые водители каждый год проходят обязательные медицинские проверки у терапевтов.
В Португалии обязательные медосмотры водителей начинаются уже в 50 лет.
В Великобритании управлять автомобилем разрешено до 70 лет.
Но в Германии нет никаких возрастных ограничений на вождение автомобиля – как, впрочем, во Франции, Бельгии, Австрии, Польше и Болгарии.
В Украине пожилые люди, если им позволяет здоровье, могут передвигаться за рулем транспортного средства, ограничений по возрасту нет. Есть небольшой перечень недугов, когда человек в возрасте не может управлять автомобилем. Это болезни сердца, высокое давление, плохое зрение и плохой слух. Эксперты прогнозируют, что к 2021 году все должно изменится. (прим. – УК)
Некоторые немецкие эксперты предлагают ввести обязательную проверку способности к вождению хотя бы после 75 лет. Но против выступают многие политики. Например, министр транспорта ФРГ Андреас Шойер (Andreas Scheuer) категорически отвергает эту идею и считает, что люди преклонного возраста сами в состоянии решить, садится им за руль или добровольно отказаться от водительских прав.
ADAC предлагает вместо обязательных проверок добровольные консультативные поездки в сопровождении экспертов по вождению, чтобы выявить слабые места и ошибки. Но лишать водительских прав пожилых людей нельзя.
Однако на добровольность трудно рассчитывать. “Управление автомобилем для многих людей является показателем их дееспособности. Если кто-то им вдруг говорит, что они этого уже не умеют, они чувствуют себя оскорбленными. Не каждый готов признаться в том, что он стал старым и беспомощным”, – подчеркивает психолог Биргит Шойхер (Birgit Scheucher).
Бесплатные проездные в обмен на водительские права
Но, как показывают опросы, многие немцы преклонного возраста не хотят расставаться со своими водительскими правами не по этой причине, а потому что боятся потерять мобильность: ходить пешком за покупками и носить тяжелые сумки не каждому под силу, дети живут отдельно, соседей просить неудобно.
Впрочем, некоторые пенсионеры все же решаются отказаться от машины в пользу бесплатного годового проездного билета на общественный транспорт. Такие проездные выдают в нескольких федеральных землях Германии, во многих немецких городах. 80-летний Йенс-Петер Хуггер (Jens-Peter Hugger), житель Бибераха в Баден-Вюртемберге – один из 120 пенсионеров, добровольно обменявших свои водительские права на проездной билет. “Я теперь даже мобильнее, чем раньше, – говорит он. – Кроме того, на автобусе ездить безопаснее”.
Проездной билет на год стоит в Биберахе 518 евро, но выдается пенсионерам, отказавшимся от водительских прав, бесплатно. Финансируются проект муниципалитетом вместе с транспортными предприятиями. Правда, по истечении первого года пенсионерам придется заплатить за проездной, но лишь небольшую часть от “общей” цены.
А в городе Ульме водительские права меняют на бесплатные проездные билеты уже с 2002 года. Обменивают права на проездные и в крупных городах Германии. Во Франкфурте-на-Майне от прав отказались 185 пожилых водителей. В Аугсбурге только начали этот обмен и считают что желающих поменять водительские права на бесплатные проездные билеты будет до двухсот человек в год.
Автор: Виктор Вайц; DW
Tweet