Эпидемия короновируса 2019-nCoV и паника государств
В декабре-январе 2019 года в провинции Хубей КНР началась вспышка нового заболевания, вызванного, как позже оказалось, штаммом вируса 2019-nCoV. Автор этих строк в начале января находился в Китае а именно в Пекине и посещал соседнюю с Хубей провинцию Шанси.
В начале января, по моим ощущениям там не наблюдалось никаких признаков беспокойства: на главной улице столицы провинции Шанси — Сианя проходили массовые народные гуляния и красочные шоу и все общественные места были открыты для посещения. Однако потом все переменилось (я узнал это уже после возвращения), власти Китая отдали распоряжение на закрытие практически всех музеев, общественных и культурных мест. Развитие ситуации после 10 января известно практически всем благодаря обширному освещению в средствах массовой информации. Я бы хотел изложить здесь свое личное мнение относительно потенциальных рисков данной эпидемии и возможных чрезвычайных событий для всех нас.
Что мы знаем на текущий момент о вирусе 2019-nCoV. Это РНК-овый вирус, ближайший родственник вируса летучих мышей, который судя по всему перешел в человеческую популяцию через пока неизвестного нам третьего носителя. Эпидемии такого типа были есть и будут. Но давайте посмотрим на важнейшие “статистические показатели” нового вируса.
По данным ВОЗ, коэффициент R0 (то есть среднее количество людей которых может заразить заболевший) вируса 2019-nCoV составляет 1.4-2.6 По данным исследователей Гарвардского университета 2.0 — 3.1 Это сравнимо с обычным гриппом, и значительно ниже чем для подавляющего большинства вирусов. Так например, для натуральной оспы это число лежит в пределах 5-7, лидером же является корь у которой этот показатель лежит в пределах 12-18. То есть, ничего в общем экстраординарного.
Показатель летальности пока оценить сложно, для этого нужно делать массовый скрининг на наличие антител у населения после окончания эпидемии, чтобы учесть всех переболевших. Однако по текущим оценкам представителей ВОЗ, летальность около 2%, что разы меньше показателей для других, действительно смертоносных инфекций.
Следует также отметить, что статистика летальности чрезвычайно смещена в сторону пожилых и ослабленных людей, что абсолютно соответствует ситуации с гриппом. Риск для возраста 65+ по гриппу выше в 10 раз и составляет примерно четверть от риска по коронавирусу. Обратите внимание, что цифра 2% была взята не из новостей журналистов а от официальных источников ВОЗ, и скорее всего, посчитана при помощи математической модели (фактов, подтверждающих это я не нашел).
То есть перед нами обычный, если не сказать заурядный вирус. Представители этого типа вирусов циркулируют вокруг нас постоянно. Что же вызвало панику? По авторскому личному мнению только одно — то что генетическая последовательность данного вируса схожа с вирусом вызывающим эпидемию SARS и MERS, у которых летальность выше. Не имея реальных данных по летальности, власти Китая получив сиквенс вируса, попали в состояние “паники” что и запустило всю цепочку дальнейших событий.
Панические настроения гораздо опаснее эпидемии. В настоящее время Китай является “глобальной фабрикой” и многие производства по всему миру критически зависят от поступления комплектующих или исходных материалов от китайских производителей. Массовый карантин в этом случае обернется практически полным “выключением” мировой экономики на неопределенное время, что с высокой долей вероятности может привести к негативным последствиям, вплоть до кризиса сравнимого с кризисом 2008 года.
На днях краткий отчет об этом выпустила компания Moodys И здесь нам придется принять очевидный факт — любой кризис это человеческие жертвы. К сожалению, какие-либо достоверные источники оценок количества жертв кризиса мне найти не удалось, есть лишь оценки его влияния на отдельные причины смерти, но и они впечатляют.
Согласно исследованию 2016 года опубликованному в журнале The Lancet экономический кризис стал причиной дополнительных 260 000 смертей в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития. И это лишь вершина айсберга, скорее всего влияние кризиса на качество жизни, здоровье и смертность было весьма многогранно и драматично.
Впрочем, вспомните, как вы себя чувствовали тогда, даже если не пережили потерю работы или какие-либо другие нехорошие события, наверняка кризис вас так или иначе затронул. Здесь я могу задать несколько циничный вопрос: что “лучше” пережить заболевание плюс-минус эквивалентное обычному гриппу и пролежать в постели неделю или столкнуться со всеми последствиями экономического кризиса? От 2019-nCoV можно умереть? Но и от обычного гриппа можно умереть с вероятностью от 0.1 до 3%. И, ответьте себе честно, вы сильно интересовались смертностью от обычного гриппа до декабря 2019 года?
Настоящая проблема в том, что однажды запущенную волну паники очень трудно остановить. Государственные чиновники других стран в такой ситуации, по большому счету, могут только делать только одно: закрывать границы и отменять рейсы. В условиях общей паники, если другие страны мира начнут массово закрывать границы, чиновники условной аапчх… Чехии вряд ли осмелятся заявить публично что-то вроде: “согласно аналитическому отчету, подготовленному группой ученых, на настоящий момент особые карантинные меры не требуются“. Скорее они сделают то же, что и другие страны. Ситуация “все бегут и я бегу” могут быть не только среди людей но и компаний и государств. Экономические проблемы, возникшие из-за этих решений равно как и потерянные из-за них жизни будут “размазаны” по временной шкале.
В авиации и на море существуют специальные протоколы по предотвращению паники среди пассажиров, поскольку существует однозначный консенсус относительно того, насколько смертоносной она может быть. Однако во всем мире похоже не существует протоколов защищающих от “паники” компании и государства. Слово “паника” здесь я взял в кавычки, поскольку признаюсь честно, не знаю насколько государственные и корпоративные чиновники паникуют относительно здоровья людей, но относительно потери своего места они точно могут запаниковать.
Последний, извините, парад идиотизма мы наблюдали во время одномоментного запрета полетов боинг-737 MAX в Европе, когда самолетам и их пассажирам было предписано возвращаться в аэропорты вылета даже если они уже находились на подлете к пунктам назначения. “Уважаемые пассажиры, мы с вами летели 3 часа в самом опасном самолете мира, и теперь мы должны лететь обратно.”
Примеров, когда люди неверно оценивают риски великое множество, самый колоритный это аэрофобия: отдавая предпочтение автомобильному путешествию, люди подвергают себя гораздо большему риску. Примеров “паники” государств тоже достаточно, но пока они не привели к фатальным последствиям для мировой экономики. Но тенденции мне не нравятся, если то, что мы тратим на, условно, борьбу с терроризмом денег больше чем на онкологический скрининг в общем и целом снижает наши шансы дожить до более преклонного возраста, но не ломает экономической системы в которой мы все живем, то случай 2019-nCoV может привести к катастрофическим последствиям для всего мира.
Редакция журнала The Lancet и ВОЗ сообщают, что экстраординарные меры не требуются, однако их голоса мало слышны в бурном потоке панических слухов и “одобренных государствами” решений которые лишь подливают масла в огонь.
Что же нам делать? Скорее всего просто морально приготовиться, что ваши планы на ближайшее время могут пострадать и вы можете понести финансовые и моральные потери. Если события продолжатся в том же духе — могут быть небольшие неприятности вроде срыва участия в конференциях и командировках, отпусков. Если же волна паники продолжится и мир начнет скатываться в рецессию, возможны более серьезные финансовые и моральные потери. Но от коронавируса вы не умрете, здесь можно быть практически уверенным.
Мы скорее всего сможем разработать сыворотку и/или вакцину от этого вируса, но у нас нет даже малейшего представления о том, какая вакцина нужна чтобы предотвратить волну паники, захватывающую целые государства.
Автор: shellenberg; habr.com