Супермаркет «Сiльпо»: зона супер… обмана?
Мы не стали считать, сколько в день может заработать кассир подобным мошенничеством. Мы не стали писать в жалобную книгу супермаркета – подумали, что бессмысленно. Мы лишь решили, что в магазин, где работники позволяют себе обогащаться при помощи обмана, больше не пойдем. И вам не посоветуем… Из благ цивилизации, дошедших до нас из столь желанной для «помаранчевых» Европы, мне больше всего по душе супермаркеты. Все товары всегда есть, и времени на покупки уходит немного. Денег, правда, уходит больше – хочется купить и то, и это, и еще во-он того граммов триста. Но ведь выбор есть всегда. Когда необходимо экономить – я топаю на рынок…
Мне трудно представить жизнь без этих забитых всевозможным товаром громадин. И как я жила без них раньше? Провинциальные магазинчики. Злобные продавщицы с бюстами восьмого размера на пустых прилавках. Ночные киоски с продавцами кавказской национальности. Стандартный продуктовый набор – в первых – польская водка и «сникерсы» – во вторых… Бр-р…
Когда открылся «Фуршет» на Маяковского, в Симферополе, непременно посетить и похвалить его (или охаять – кому что хотелось) считал необходимым каждый уважающий себя обыватель. Потом появился второй супермаркет, потом – третий…
Потом считать стало неинтересно: супермаркеты превратились в обыкновенные магазины с очередями в час пик и нерасторопными продавцами. Примелькалось супермаркетовское изобилие на стеллажах и полках, рядовым событием стали свежие фрукты зимой. Привыкли к тому, что хлеб можно купить в два часа ночи: такая потребность не чаще раза-двух в год возникает, но сам факт осознавать приятно. Привыкли к мысли, что в супермаркете покупать выгоднее: цены ниже, продукты свежее, да и обмана меньше, чем на рынке: не обвесят, не обсчитают…
От последней мысли, к сожалению, нашей семье пришлось отвыкать.
Триллер об отмываемой средством для мытья посуды колбасе (ну, чтоб не скользила и не воняла – что непонятного?) и кошмарную историю о салатиках, в которые идут продукты с истекшим сроком реализации, давно и добросовестно распространяет агентство новостей ОБС («одна бабка сказала»).
В подобные ужасы не верилось до тех пор, пока приобретение несвежих продуктов в супермаркетах не приучило нас не только смотреть на даты изготовления товара, но и принюхиваться (совсем как на рынке!) к тому, что взвешивают продавцы. Как-то не хочется снова обонять аромат тухлой рыбы, травиться газировкой и сожалеть о том, что купили творог, от которого даже кошку пронесло.
Цена товара, по мере продвижения от стеллажа к кассе увеличивающаяся раза в два, заставила научиться изо всех сил таращить глаза, чтобы разглядеть напечатанные мелким кеглем штрих-коды на ценниках. А как иначе убедиться, что эта щетка для обуви стоит ровно три рубля? На прилепленных как попало ценниках – от двух до четырнадцати гривен, не рассмотришь штрих-код – поди докажи на кассе, что в торговом зале за эту штуку всего трояк просили! Но даже если вам удастся код рассмотреть, от ошибок и это не убережет: кассир всегда может сказать, что цены уже выросли, а вот ценники на новые еще не поменяли. Поэтому – платите, граждане! Что делать – платим…
В первый год после появления в городе супермаркетов мы даже чеки не проверяли. Набирали корзину товара, платили, сколько кассир говорил, и уходили. Красота!.. Спохватились, когда увидели, как женщина, стоящая перед нами, долго доказывала кассиру, что сумма на чеке ошибочна: вместо того, чтобы посчитать стоимость 200 граммов дорогой колбасы, кассовый автомат выдал стоимость килограмма. Переплата – больше сорока гривен…
Пришлось чеки проверять. Поначалу нас смущали презрительные взгляды кассиров и окружающих, но, после нескольких обнаруженных ошибок (по мелочи, правда, до 5-7 гривен – но ведь для многих и это значительная сумма!) стесняться перестали.
А недавно с удивлением обнаружили, что даже проверка чека не всегда уберегает от ошибки и обмана. Очень интересный способ отъема денег у населения практикуют кассиры «Сiльпо».
Вообще, я и многие мои знакомые посещаем этот супермаркет только в случае крайней необходимости. Казалось бы – большой выбор, удобно, рядом с работой… А все равно предпочитаем другие магазины. Почему? Описанный ниже эпизод многое объясняет…
Итак, мы зашли в этот «домашний магазин», выбрали товар, отстояли положенные сорок минут в очереди (как всегда, работала только половина касс из четырнадцати). Ничто, как говорится, не предвещало…
Кассир – девушка в розовой кофточке (не подумайте плохого – я вовсе не последовательница Киркорова) вывела на экран кассового аппарата сумму: 12 гривен 84 копейки. Мы дали двадцать…
Посмотрев на купюру, девушка попросила дать ей две гривны и 16 копеек. Конечно, – подумали мы с мужем, – так сдачу будет проще дать! Две гривны – понятно, шестнадцать копеек – ага, 100 минус 84 равно 16. Шестнадцать так шестнадцать! Даже не задумались, что 16 копеек не мы должны дать кассирше, а она нам…
Дали 2.16, получили сдачу семь гривен, уходим. Сделав два шага, опомнились: а зачем вы с нас шестнадцать копеек брали? «Ах, да!» – спохватилась кассирша и отдала нам мелочь обратно. Взяли. Отошли в сторону.
Привычно проверили чек.
Получено от клиента – 20 гривен, остаток – 7.16. Семь гривен получили? Получили! Шестнадцать копеек получили? Получили! Все правильно!
Логику улавливаете? Железная! Проверяя чек, мы обычно смотрим на стоимость и количество товара, и сверяем цифры. Дали – столько-то, получили – столько-то… И упускаем из виду, что мы давали еще гривню-две с мелочью, чтобы продавцу легче было дать сдачу!
Мы дали 20 гривен, плюс 2 гривны 16 копеек по просьбе кассира. Значит, сдачу должны были получить 22,16 – 12,84 = 9,32 грн.!
Когда мы вернулись (хорошо, не успели выйти из магазина), кассира в розовой кофточке уже не было. На ее месте сидела другая девушка, которая до этого стояла рядом с охранником и видела нас на кассе. Видимо, поэтому деньги нам вернули…
Можно было бы посчитать произошедшее недоразумением, если бы женщина, оплачивавшая товар перед нами, не попала в точно такую же ситуацию: а у вас гривни и 20 копеек не будет? Будет? Вот и славно. Гривню двадцать дама кассиру отдала и сдачу в результате на эту сумму меньше получила. Все, как и у нас, строго по чеку – не придерешься! Система работает…
Дама придралась: мы минут пять наблюдали, как она объясняла кассирше ее «ошибку». Надо же, какая нудная – подумала я про покупательницу тогда…
Мы не стали считать, сколько в день может заработать кассир подобным мелким мошенничеством. Мы не стали писать в жалобную книгу супермаркета – подумали, что бессмысленно. Мы лишь решили, что в магазин, где работники позволяют себе обогащаться при помощи обмана, больше не пойдем. И вам не посоветуем…
Татьяна Малая, Крым
Tweet