Корпорация “Киевский патриархат”
Строительство храмов – богоугодное дело. Но мало кто задается вопросом: почему киевская власть так активно взялась за восстановление сотен церквей и соборов? Причем, не только в Киеве, но и в регионах. Чаще всего отстроенные молельни остаются в собственности столичной администрации, а православная Церковь выступает всего лишь арендатором помещений. Таким образом, между государством и религиозной структурой заключается хозяйственный “союз” (договор). Где “арендатор” вносит в государственную казну посильную лепту. А платить церкви, как оказалось, есть чем. Например, самопровозглашенный Киевский патриархат Филарета (Денисенко) для “земных нужд” на банковских счетах в США и Гонконге имеет около 350 миллионов американских долларов!
Церковь, как духовный институт, нуждается в материальной поддержке. Думаю, поговорка – “бедный, как церковная крыса” – была придумана клиром специально для того, чтобы журналисты и остальные умники не совали свои “морды” в финансовые дела религиозных организаций. Между тем, церковь – это своего рода коммерческое предприятие, имеющее колоссальные прибыли и налоговые льготы.
В силу юридической изолированности Церкви от Государства, первая с радостью отгородилась от “мира”, выставляя на всеобщее обозрение лишь светлую духовную сторону. При этом, скрывая за фасадом свои темные финансовые махинации.
Украинская православная церковь Киевского патриархата, которую возглавляет анафемированный “патриарх” Филарет (Денисенко), частенько сетует на то, что ее служителям не хватает денег на строительство храмов, обустройство монастырей, издательскую деятельность. Неискушенные граждане, услышав такие речи, бросают последние копейки в церковные кружки УПЦ-КП с надеждой на то, что они совершают благое деяние. Куда же уходит этот денежный водопад пожертвований? Где он оседает?
Недавно в США разразился настоящий судебный скандал, который почему-то стороной обошли украинские СМИ. Причем – напрасно. Ибо там фигурирует фамилия “патриарха” УПЦ-КП Филарета (Денисенко). Один адвокат из Флориды потребовал выплатить вознаграждение в девять (!) миллионов долларов за успешное размещение в банковских активах США и Гонконга суммы в 350 миллионов долларов!!!
Эти деньги принадлежат… Киевскому патриархату. Как оказалось, к адвокату явились монах и несколько представителей УПЦ-КП с доверенностью, подписанной самим Филаретом, чтобы юрист помог им провернуть банковскую сделку. Адвокат согласился на условиях высоких комиссионных. Девять миллионов долларов – даже для богатой Америки сумма фантастическая!
Просьба филаретовцев была обусловлена тем, что “инвестиции на Украине приносят слишком мало дохода, а то и не вознаграждаются вообще”. После заключения сделок представители Филарета исчезли, оставив адвоката в отчаянии.
Эта история не “утка”, а официальное сообщение агентства “Интерфакс”, которое, в свою очередь, ссылается на официальный сайт Украинской православной церкви США – есть и такая конфессия. Ее основателями были украинские эмигранты – греко-католики. В свое время Филарет совершил “паломничество” в Штаты и пытался наладить отношения с владыками УПЦ-США. Он рассчитывал на то, что Киевский патриархат, объединившись с американцами, сможет попасть под омофор Вселенского патриарха и получить канонический статус.
Но заграничный визит Денисенко в США имел и другую важную цель. В 1992 году, когда Филарет расколол Русскую православную церковь, он буквально “приватизировал” церковную кассу. Много это или мало, можно судить по такой информации, что в то время на Украине было почти столько же православных приходов, сколько и в России. То есть в кармане у митрополита оказалась, как минимум, половина казны РПЦ. Поговаривают, что наличкой эта сумма составляла несколько десятков миллионов долларов. Остальное – недвижимость и земельные угодья. С каждым последующим годом независимости Украины “пассивы” и “активы” Киевского патриархата росли, как на дрожжах. Благодетелем “патриарха” Филарета выступали как украинские президенты, так и целая куча народных депутатов и госчиновников.
Естественно, Филарет начал подумывать, куда вкладывать церковные миллионы. “Светить” их в нестабильной Украине было неразумно.
И, по всей видимости, Михаил Денисенко решил переправить деньги на заокеанские счета – подальше от любопытных глаз. К тому же, положенные в банк деньжата приносили бы неплохие дивиденды. Так оно и произошло.
Однако из-за жадности Филарета произошла оплошность – обиженный адвокат подал на Киевский патриархат в суд и эта история стала достоянием общественности.
Кстати, по информации УПЦ-США, это не первый случай, когда филаретовская организация засветилась в суде. Архиепископ этой церкви Антоний (Щерба) сообщает, что Киевский патриархат “проходил” по нескольким судебным искам!
Один из них, до сих пор не завершенный, первоначально был подан самой консисторией УПЦ-США против членов совета Вознесенского прихода в Клифтоне (штат Нью-Йорк). Они уволили своего священника, выселили его из церковного дома и наняли на работу лишенного сана греко-католического священника, принятого и назначенного в Клифтон, по их утверждениям, “украинским патриархом Филаретом”. Консистория подчеркивает, что последний “не имеет права вмешиваться в жизнь наших приходов” и предупреждает, что все “литургические действия данного “священника” недействительны”.
Еще один иск был подан епархией УПЦ-киевского патриархата в Америке в связи с судьбой недвижимости, оцениваемой в 700 (!) тысяч долларов, которая в 2000 году отошла по завещанию к УПЦ-США. Истцы утверждают, что если бы завещательница прожила немного дольше, она бы оставила свое наследство Киевскому патриархату!? Консистории УПЦ-США удалось отстоять свое право на ценное наследство.
Как отмечают наблюдатели, Киевский патриархат давно уже превратился в коммерческую империю, которой руководит “топ-менеджер” Филарет. Люди, знающие Денисенко с советских времен, рассказывают, что тот всегда был больше “прорабом”, чем “проповедником”.
Что же в экономическом плане представляет из себя Киевский патриархат? По мнению специалистов, это гигантская корпорация, объединяющая под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных экономических агентов. Точное число этих агентов определить невозможно, но только по официальным данным УПЦ-КП имеет не менее 3,5 тысяч приходов (общин) и примерно такое же число священников. Кроме того, есть еще 35 монастырей, 36 епархиальных управлений, а также неизвестное число коммерческих структур, действующих при храмах или контролируемых отдельными священниками. Например, под крышей одного филаретовского монастыря находится фирма по производству… пельменей, в другом – ресторация.
Несмотря на размах экономической деятельности Киевский патриархат, как и другие общественные организации, – и в отличие от большинства корпораций – по уставу не ставит своей целью извлечение прибыли, а декларирует первоочередность идеологических задач. Примат идейного над материальным оставляет решение экономических вопросов как бы на втором плане. Поэтому пакет “базовых услуг” (служба в храме, исповедь, причастие, а также иногда обряды крещения и отпевания) предлагается потенциальному потребителю вроде бы бесплатно, хотя реально он их оплачивает, покупая требующиеся для ритуалов свечи.
Дополнительные услуги – специальные “службы” (поминовение, чтение акафистов святым и т.п.) и “требы” (крещение, отпевание, освящение жилья и предметов и т.п.), а также ритуальные предметы и литература оплачиваются отдельно. Сочетание мнимо-бесплатного и платного набора услуг не является уникальной особенностью церковной экономики, но является ее отличительной чертой.
Казалось бы, экономика Киевского патриархата находится в прямой зависимости от количества приходящих в храмы людей. Однако в реальности примат идеологии позволяет решать экономические задачи во многих случаях без оглядки на реальное число прихожан. В благоприятных для церкви условиях – через контакты с властями и бизнесом, в неблагоприятных (например, в нищей провинции) – за счет мужества и стойкости духовенства, выражающихся, в том числе, и в готовности служить бесплатно.
Церковь имеет четкую иерархическую структуру: патриарх – епархии – приходы. Каждый священник обязан платить определенную мзду своему епархиальному начальнику. Притом, что, согласно неписаному правилу, каждый приход содержит себя самостоятельно. Собранную со священников “дань” архиепископы ежемесячно отвозят в патриархию.
Годовой оборот храмов колеблется от нескольких десятков тысяч гривен (в поселках) до нескольких миллионов (в крупных городах). Естественно, этих денег с лихвой хватает Филарету и его “духовной семье” для оплаты земных утех.
P.S. В православной Греции с богатыми священнослужителями, которые, согласно канонам должны быть “бедными бессеребряниками”, не церемонятся. Недавно синод Элладской (греческой) православной церкви изгнал из своих рядов высокопоставленного клирика, замешанного в коррупционном скандале. Митрополит столичной области Аттика Пантелеимон был лишен кафедры. Его отстранили от управления епархией полгода назад вследствие скандала, раскрученного греческими СМИ. Тогда митрополита в числе других клириков обвинили в финансовых спекуляциях. Митрополит подозревается в незаконном давлении на суд с целью освобождения из-под стражи уголовных преступников. Кроме того, как выяснилось, на банковском счету Пантелеимона находилось около миллиарда драхм (почти три миллиона евро). Церковное расследование в отношении клирика идет параллельно с гражданским следствием. Против Пантелеимона возбуждено уголовное дело по обвинению в отмывании денег.
Платон Романов, специально для “УК”