Одиннадцатый

Назначен новый, одиннадцатый по счету за всю ее историю, руководитель одной из самых знаменитых разведок мира – «Моссада».


 

 
 
Реувен Шилоах (слева), занимавший пост посла Израиля в Вашингтоне, предложил премьер-министру Бен-Гуриону (внизу слева) превратить политическую разведку в независимое агентство, подчиненное непосредственно премьеру  
   
   

 
Суд над нацистским преступником Адольфом Эйхманом  
   
   
 
Руководители израильской разведки в разные годы (сверху вниз): Иссерхарель (1952-1963), Меир Амит (1963-1968), Дани Ятом (1996-1998), Меир Даган (2002-2010). Первым же главой «Моссада» с декабря 1949-го по сетнябрь 1952 года был сам его создатель Реувен Шилоах.  
 
 
   
 
Операция по освобождению заложников в Энтеббе  
 
   

Мимо этого серого жилого дома, расположенного в Тель-Авиве по улице Бен-Иегуда, 85, я проходил не раз. Обычное трехэтажное здание, каких много в городе, с мраморными ступеньками, ведущими к подъезду.

По бокам – два высоких пальмовых дерева, бросающих тень на асфальт. Позднее местный коллега, занимающийся историей израильских спецслужб, рассказал мне, что именно здесь 30 июня 1948 года были созданы три разведывательные структуры. 

В тот день в этом ничем не примечательном доме собрались шесть мужчин в костюмах цвета хаки, хорошо знавших друг друга. Совещание проходило в крохотной комнате на втором этаже. На табличке, прибитой к двери, значилось: «Служба помощи ветеранам».
Заседание проводил седовласый, аскетического вида подполковник новой израильской армии 47-летний Иссер Беери (в прошлом – Бернцвейг).

Он занимал должность начальника ШАЙ (сокращение от слов «Шерут Едиот», что значит на иврите «Информационная служба») – разведывательного подразделения подпольной армии «Хагана» («Оборона»), сформированной еврейскими поселенцами в Палестине в 1920 году.

Беери сообщил, что Старик (так за глаза называли первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона) предложил распустить ШАЙ и создать три новых ведомства. Военную разведку, которую возглавит сам Беери, политическую (будущий «Моссад») во главе с Борисом Гуриелем и службу внутренней безопасности, руководителем которой назначен начальник тельавивского отдела ШАЙ Иссер Харэль.

К 1950 году работа спецслужб была отрегулирована. Дело, что называется, пошло. Но появился человек, заявивший, что всего сделанного недостаточно. Этим человеком был Реувен Шилоах, занимавший тогда пост посла Израиля в Вашингтоне. Именно он предложил Бен-Гуриону реорганизовать политическую разведку и превратить эту секретную службу в независимое агентство, подчиненное непосредственно премьер-министру. Предложение было принято. 

В марте 1951 года появилось новое разведывательное управление, получившее название Институт разведки и специальных заданий: на иврите «Моссад ле модиин ве ле тафкидим ме юхадим». Так начался «Моссад» в его современном виде.

Человек Нетаньяху

29 ноября этого года премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху объявил о своем решении назначить нового главу «Моссада» по истечении срока каденции прежнего, Меира Дагана в декабре 2010-го или в январе 2011 года. Выбор премьера пал на 57-летнего Тамира Пардо, кадрового разведчика с 30-летним опытом работы в этой спецслужбе. 65-летний выходец из СССР Меир Даган, которого он сменяет, занимал пост директора «Моссада» в течение последних восьми лет.

Пардо, принимавший участие в десятках секретных операциях за рубежом, считается ветераном израильской разведки. В своем официальном заявлении премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху подчеркнул, что у него за плечами десятки лет успешной службы. «Пардо – именно тот человек, который сможет продвинуть организацию вперед», – считает премьер. 

О Пардо известно так мало, что израильские СМИ сразу после назначения даже не могли правильно записать его фамилию. По заверениям журналистов, поиск его фотографии – также задача не из простых.

По данным израильской прессы, Пардо – друг семьи израильского премьер-министра. Вместе со старшим братом нынешнего премьера Йонатаном Нетаньяху он служил в элитном подразделении ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) «Сайерет Маткаль». В июне-июле 1976 года они участвовали в знаменитой операции «Энтеббе».

Тогда группа арабских и немецких боевиков, членов группировки «Народный фронт освобождения Палестины», захватила французский авиалайнер, выполнявший рейс Тель-Авив–Париж, и угнала его в Уганду в город Энтеббе. Террористы требовали освободить из тюрем 53 палестинских боевиков. В ходе операции израильских спецслужб были уничтожены все террористы, погибли трое заложников. Смертельное ранение получил Йонатан Нетаньяху. В той операции Пардо участвовал в качестве связиста. 

Службу в «Моссаде» он начал в 1980 году, а 1998-м возглавил оперативный отдел. В 2002 году стал заместителем главы этой спецслужбы. В 2006 году перешел на работу в генеральный штаб, но в 2007-м вновь вернулся в «Моссад» на должность заместителя директора. В июне 2009-го года ушел в отставку из-за того, что Даган отказался поддержать его кандидатуру на пост руководителя этой организации. 

Военное руководство Израиля одобрило выбор премьер-министра. Характеризуя нового главу «Моссада», министр обороны Эхуд Барак отметил, что «речь идет об очень опытном человеке, обладающем трезвым умом и высокой ответственностью». 

Бывший глава ШАБАК (Службы внутренней безопасности), депутат Кнессета Ави Дихтер заявил в интервью израильской радиостанции «Галей ЦАХАЛ», что Тамир Пардо – самая лучшая из всех возможных кандидатур на пост главы «Моссада». «Это малоизвестный профессионал, его отличает скромность и серьезность, именно таким должен быть глава спецслужбы», – подчеркнул он.

Как отмечают коллеги Пардо, он больше проявил себя в использовании различных технических средств, чем в развитии агентурной сети. Между тем работа с агентурой остается одним из ключевых направлений деятельности «Моссада».
Пардо имеет ученые степени Тель-Авивского университета по математике, физике, политологии и истории.

Он женат, у него двое детей и внучка.

Долгое время в Израиле о спецслужбах, во главе которых стоит «Моссад», было принято писать только хорошее, либо вообще не писать ничего. На свет появлялись газетные заметки, статьи, книги, выходили телефильмы, прославлявшие подвиги «рыцарей плаща и кинжала». Авторы не жалели хвалебных эпитетов в адрес отважных разведчиков, для которых не существует невыполнимых задач.

Есть мнение, что за спиной авторов этих произведений стоял, как правило, сам «Моссад», который за свою историю научился превращать в пропагандистские победы даже очевидные провалы. Но и побед, надо отдать должное, было столько, что их хватило бы на обширную летопись.

Чего стоят такие операции, как похищение нацистского преступника Эйхмана в Аргентине в мае 1960 года и вывоз его в Израиль, где он предстал перед судом; операция «Гнев божий», в ходе которой были уничтожены все без исключения организаторы теракта на мюнхенской Олимпиаде 1972 года; разведоперации против Ирака, выявившие наличие у Саддама Хусейна ядерного реактора военного типа и установившие его местоположение, что позволило Израилю уничтожить реактор во время авианалета в мае 1981 года, и другие. «Моссад» считается одной из самых эффективных и профессиональных спецслужб мира.

Но сегодняшний «Моссад», как признают многие эксперты, весьма далек от «Моссада» тех давних лет. После ряда серьезных провалов его слава и блеск значительно померкли. Во многом благодаря успешной деятельности арабских спецслужб – «Мухабарат».
«Моссад» – единственная в мире разведывательно-диверсионная организация, которая кроме добычи секретной информации занимается физическим устранением врагов еврейского государства.

Для этой цели создано управление тайных операций «Комемиют» («Суверенитет»), которое располагает секретными боевыми подразделениями «Кидон» («Копье»).

«Моссад» состоит из директората и ряда управлений: исследовательского, оперативно-технического, информационно-аналитического, уже упомянутого диверсионного «Комемиют», внешней разведки, политических акций и связей, а также управления психологической войны и дезинформационных мероприятий.

В отличие от секретных служб других стран, «Моссад» – довольно малочисленная организация. По некоторым данным, она насчитывает всего 1200 человек, включая технический персонал. 

Для прикрытия своей деятельности за рубежом «Моссад» широко использует дипломатические, коммерческие, финансовые, журналистские и многие другие организации. Причем довольно часто это происходит без ведома их хозяев или руководителей.

«Моссад» успешно сочетает легальные и нелегальные методы работы. Помимо приобретения различных источников информации в зарубежных странах при помощи «легальных» резидентур, он активно использует засылку своих нелегальных разведчиков в различные страны, в первую очередь арабские, в которых они выступают под видом местных граждан. 

Попасть в «Моссад» можно либо с помощью рекомендации, либо просто по… газетному объявлению. Набираются лица в возрасте от 27 до 40 лет с соответствующей боевой подготовкой и хорошим знанием хотя бы одного европейского языка. Велик спрос и на тех, кто владеет арабским. 

Пройдя тщательную анкетную проверку (с указанием всех знакомых мужчин и женщин, отношений с родителями, слабостей, привычек, предпочтений, предубеждений), кандидат переходит в руки психолога и графолога. После этого «счастливчика» вызывают на первую проверку: он и другие кандидаты наделяются вымышленными именами, а далее любым способом необходимо выяснить настоящие. 

Следующей стадией проверочного отбора становятся практические задания. Например, пройти на указанный балкон и встать рядом с хозяином квартиры; заменить мембрану в телефонной трубке на стойке у гостиничного клерка или незаметно пройти пограничный контроль в аэропорту. В ходе всех этих заданий кандидата в разведчики могут задержать «полицейские», которые будут его допрашивать, чтобы выявить настоящее имя и провалить незадачливого кандидата. 

Важная часть подготовки будущих разведчиков – изучение иностранных языков. На базе «Моссада» существуют курсы изучения английского, французского, арабского, персидского и других языков. Некоторых курсантов посылают в спецшколы за границу – в Англию, Францию или Германию.

Там заодно они учатся местному диалекту, сленгу и, что не менее важно, образу жизни. Офицеров, у которых изучение языков идет плохо, посылают на учебу в заграничные университеты. Это, как правило, служит прикрытием для их профессиональной работы.

Будущих агентов учат искусству грима и смены легенд. А главное – выживанию в самых неблагоприятных условиях. Для этого их оставляют в чужой стране, с чужим паспортом, без денег, требуя вернуться в Израиль, не раскрывая своего настоящего имени. Те, кто приходят за помощью в свое посольство или местную еврейскую общину, с курсов сразу же отчисляются.

Специализация во враждебной стране предусматривает предварительное изучение малейших деталей повседневной жизни, включая имена спортивных звезд и размер чаевых таксистам.

Во враждебную страну курсантов отправляют через одну из европейских столиц, где в аэропорту их пытаются заставить написать свое настоящее имя и арестовывают по вымышленному обвинению в контрабанде. Курсант должен держаться своей легенды. За эту проверку надо получить 100 баллов и ни одним меньше.

В последнее время руководство «Моссада» включило в программу обучения специальный курс… потребления спиртного. Во время занятий будущих разведчиков обучают, что и в каких количествах пить и чем закусывать, чтобы всегда оставаться трезвыми.

По окончании обучения курсантам устраивают своеобразный экзамен: в разведшколе накрывается стол с огромным количеством спиртного и различных закусок. На банкете под пристальным вниманием командиров курсанты должны много пить, но при этом оставаться трезвыми. Те, кто заваливает экзамен, проходят «курс спиртной подготовки» заново. 

Ежемесячная зарплата главы «Моссада» приравнена к зарплатам шефа ШАБАКа (Служба общей безопасности – контрразведка), начальника генштаба ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля) и генерального комиссара полиции. Она составляет около 10 тысяч долларов. Жалованье начальников отделов приравнено к жалованью старших армейских офицеров и варьируется от 5 до 8 тысяч долларов. Помимо всех благ и доплат, сотрудники «Моссада» могут выйти на пенсию в 45 лет (год службы за границей засчитывается за полтора).

Кстати, холостяков за границу не посылают, чтобы у них не было лишних соблазнов, а у разведслужбы – лишних проблем.

Автор: Константин КАПИТОНОВ, СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

You may also like...