У ГАИ отберут техосмотр в пользу страховых компаний. Что с этого водителям?
Грядущая реформа ГАИ предполагает передачу на откуп страховым компаниям двух сфер: выдачу водительских удостоверений и прохождение техосмотра. Казалось бы, именно страховые компании заинтересованы в том, чтобы на дорогах страны отсутствовали неисправные авто, а водители не покупали права при прохождении экзамена. Но что думают об этом эксперты и сами водители?
Метод решения вопросов путем дачи взяток прочно засел в сознании многих наших сограждан и, как отмечают социологи, стал частью отечественного менталитета. Получение разрешения на управление транспортным средством не исключение. Во времена «великого и нерушимого» техосмотр автомобиля был своего рода профилактикой: при наступлении времени ТО каждый владелец, чаще всего своими силами, готовил машину для осмотра.
В правилах было записано, какие «тесты» должен пройти автомобиль, и эту процедуру мог выполнить практически любой работник ГАИ с техобразованием. На сегодняшний день с появлением иномарок с различными «наворотами» провести ее без спецоборудования не получится. Что касается такой части прохождения ТО, как медосмотр, то тут дела обстоят еще сложнее.
Известно, что «покупка» талона ТО может обойтись в 600-800 грн. В подтверждение стоит вспомнить хотя бы новость, которая облетела СМИ в декабре прошлого года: активисты одной общественной организации смогли пройти государственный технический осмотр и получить технический талон на разбитый «Запорожец», который даже не имел двигателя. Министерство внутренних дел Украины с таким положением дел мириться не собирается.
Во всяком случае, нынешний руководитель МВД Анатолий Могилев не так давно заявил, что собирается вплотную заняться концепцией реформирования милиции. Планируется, что Государственная автомобильная инспекция лишится несвойственных ей функций. В частности, предполагается, что можно передать на откуп страховым компаниям две сферы: 1)выдача водительских удостоверений и 2)прохождение техосмотра. Ведь именно страховые компании заинтересованы в том, чтобы на дорогах страны отсутствовали неисправные ТС, а водители не покупали права при прохождении экзамена.
Но страховые организации не спешат активно поддерживать эту идею – есть риск, что они превратятся в экспертные агентства, и, по сути, поменяют вид деятельности. Отметим, ранее глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский заявил о том, что техосмотр – но только для легковых автомобилей – стоит ликвидировать в принципе. Комитет совместно с ГАИ создали рабочую группу, которая изучит возможности отмены ТО. Сам г-н Бродский в своем блоге рассуждает следующим образом: «Есть идея отменить техосмотр легковых автомобилей.
От ГАИ такой идеи, думаю, не дождемся. Поэтому продвигаем ее сами. Сейчас взялись проверять, насколько техосмотр вообще нужен. Думаю, ни для кого не секрет, что у нас техосмотр сейчас можно запросто купить. Сто долларов – и поехал. Вот, например, в Европе такого, чтобы ГАИ проводило техосмотр, нигде нет. Там все передано частным структурам, станции техосмотра сами могут его проводить. Если увидим, что техосмотр у нас лишний, будем ставить перед правительством вопрос об его отмене. Но для такси и автобусов техосмотр должен быть».
В принципе с коррумпированностью техосмотра давно надо что-то решать. Но является ли передача этих функций в сферу ведения частных структур единственно верным решением, пока не известно. В России, например, на этот счет так и не пришли к общему мнению (см.Зарубежный опыт). Кроме того, некоторые юристы утверждают, что человек, не умеющий ездить, несет потенциальную опасность, поскольку он управляет средством повышенной опасности, коим является автомобиль.
Поэтому при допуске лиц к вождению жизненно важно наличие особого контроля со стороны государства. При этом, действительно, не имеет значения, принимает ли участие в этом процессе ГАИ или нет – главное, чтобы орган, осуществляющий надзор за проведением техосмотра имел государственные рычаги влияния. Так что, вполне вероятно, что уже этой осенью владельцам транспортных средств придется столкнуться с новым порядком прохождения ТО. Однако каким он будет или должен быть – на этот вопрос пока нет ответа
Наталья Мамченко, «Судебно-юридическая газета»
*****
Зарубежный опыт
В США техосмотра нет вообще, а в РФ собираются объединить техосмотр и ремонт в частных СТО
Опыт европейских стран демонстрирует, что процедуру ТО проходят на частных специализированных станциях техобслуживания (стоимость около 70 евро), а страховые компании лишь следят за этим. Если говорить об отдельных странах, то, например, в Польше в обычных сервисных центрах можно как купить машину, так и покрасить ее, помыть, починить и там же пройти ТО. В Швеции такими услугами занимается одна компания, в состав акционеров которой входит и государство. В Латвии проверку состояния автомобилей осуществляют сервисные центры соответствующих марок.
Что касается США, то там механизм прохождения ТО отсутствует – только проверка выхлопных газов, стоимость которой составляет 5 у.е. Например, в штате Техас в 2001 году была установлена стоимость техосмотра 12,5 долларов – примерно на уровне себестоимости. Но это не помешало многим автосервисам конкурировать за лицензию на проведение техосмотров.
На подобные реформы нацелены и в Российской Федерации. В 2009 году группой депутатов был разработан законопроект о передаче процедуры техосмотра частным фирмам. В 2010 году свой вариант документа подготовил Минэкономразвития. Ключевым расхождением в двух законопроектах был вопрос о возможности ремонтировать автомобили компанией, выдающей талоны техосмотра. Депутаты настаивали на разрешении совмещения этих двух функций, тогда как министерство было категорически против. В итоге правительственная комиссия согласилась с предложением парламентариев.
В июле 2010 г. законопроект о передаче ТО «частникам» был принят в Госдуме в первом чтении, однако Президент России Дмитрий Медведев раскритиковал его. По мнению г-на Медведева, эта норма может содержать коррупционные риски, а совмещение двух функций одновременно может повлечь необъективность оценки технического состояния автомобиля, что позволит недобросовестным центрам прохождения ТО выявлять несуществующие неисправности и требовать с клиента за «ремонт» дополнительную плату.
Комментарии
Анатолий Могилев, министр внутренних дел:
– Я не считаю нужным, чтобы работники милиции проводили техосмотр. Для этого есть станции ТО. В этих условиях, наверное, разумнее будет, чтобы техосмотр проводили страховые компании, учитывая, что в Украине введено обязательное страхование транспортных средств. Кто, как не страховая компания, заинтересован в том, чтобы автомобиль был полностью исправен. Ведь в случае ЧП с ним она выплачивает ущерб, которым нанес этот автомобиль.
То же касается выдачи водительских удостоверений. Возможно, это стоит поручить страховым компаниям. Если водитель не умеет ездить и не знает правил, то вероятность попадания в ДТП намного выше. В случае ДТП компания несет убытки. Значит, она материально заинтересована в качественных знаниях водителя. А задача милиции будет только в том, чтобы наблюдать, как соблюдаются Правила дорожного движения. Если выпускники определенной автошколы попадают в ДТП чаще, чем остальные, будет поставлен вопрос об уровне преподавания в этой школе и лишении ее лицензии. Такие действия — лишь часть того, что запланировано в контексте указаний Президента об общем сокращении разрешительной системы.
Виктор Щербаков, адвокат, г. Киев:
– В Европе ТО занимаются не страховые компании, а сами собственники автомобилей. Регистрацией транспортных средств дорожная полиция там тоже не занимается. Если владелец не прошел техосмотр – это его проблема, он отвечает за ущерб всем своим имуществом. Поэтому они сами торопятся пойти на техстанции.
У меня, например, две машины разного года выпуска. Я один раз пробовал пройти техосмотр – и скажу, что пройти его в принципе нельзя, даже если я только со станции техобслуживания. Например, мне говорят, что стекло не затемненное так, как нужно. И для того, чтобы доказать, что оно затемненное в соответствии с нормами, мне придется обратиться в суд. А пока он вынесет решение, пройдет не меньше года. Таким образом, возникает вопрос: идти в суд или решить вопрос на месте. А вопрос решается очень просто – существует «такса» в 50 у.е. В этом году я «сделал» ТО себе и сыну за 100 у.е.
Но я пробовал проходить его и самостоятельно. Как установлено, в первую очередь, для этого необходима медицинская справка. Я пошел в медкомиссию. Прихожу – там висит объявление, что комиссия работает два раза месяц (это на весь Печерск, где население 300 тысяч), но для того, чтобы ее пройти, нужно представить – и далее идет перечень из не менее 12-ти пунктов: анализ крови, справку от психиатра, нарколога и т.д., у которых тоже прием, скорее всего, один раз в неделю – «снежный ком». Я развернулся и ушел. Далее увидел объявление: «Частная клиника. Все виды медицинских справок». Стоит справка 180 грн. На оформление час-два. Заплатил – и получил справку. Выходит, система техосмотра — на самом деле просто система по выкачиванию денег из народа. А страховые компании – они что, бесплатно это будут делать?
Дмитрий Гнап, председатель «Комитета прямого действия»:
– На правах граждан такая передача функций никак не отразится. С одной стороны, это европейская практика, когда экзаменами занимаются в том числе и страховые компании – при них создаются автошколы. С другой стороны, учитывая наши украинские реалии, зная, каким образом страховые компании влияют на чиновников, активно вовлекая их в коррупцию, и как под давлением страховых компаний принимаются разнообразные нормативные акты, понятно, что стоит ожидать: хорошая международная практика у нас со временем превратится в коррупционный «прикорм» для сотрудников МВД.
Введение нового механизма в действие, на мой взгляд, вполне возможно – страховое лобби у нас достаточно мощное. А кто владеет огромным количеством автошкол, которые сейчас существуют в Украине и кто этим бизнесом занимается в Украине вообще? Власти, крупным чиновникам этот бизнес не интересен. Поэтому им, в основном, занимаются мелкие предприниматели. Соответственно, влияния у них почти никакого нет. У страховых компаний влияния на власть неизмеримо больше. Это очень похоже на то, как пять лет тому назад была запрещена продажа водки в киосках. В принципе, это было сделано правильно, поскольку часто в этих маленьких ларьках продавалась контрафактная продукция. Но, с другой стороны, целью была не защита граждан, а попросту «выдавливание» крупными торговыми сетями конкурентов в виде мелких предпринимателей. Так и здесь – страховые компании это направление монополизируют, будут «и петь, и танцевать» несчастных водителей, а чиновникам будут заноситься деньги «чемоданами» – в этом опасность.
__________________
«Судебно-юридическая газета»