Си, который сменит Ху

В недалеком будущем лидером Китая станет «финансовый бог», который не пьет русскую водку и не делает рискованных заявлений. Чем смелее Китай освобождается от плановой системы в экономике, переходя к рынку (хотя и управляемому, социалистическому), тем более плановость торжествует в китайской политике. Даже предстоящая смена «руководящего поколения» не представляет особой загадки. 

На конец 2012 года запланирован XVIII съезд правящей Компартии Китая, который примет отставку нынешнего партийного лидера Ху Цзиньтао и изберет генсеком Си Цзиньпина, являющегося сейчас первым секретарем Секретариата ЦК и членом всевластного постоянного комитета Политбюро. А затем в марте 2013 года очередная сессия Всекитайского собрания народных представителей по итогам тайного голосования должна объявить Си новым председателем Китайской Народной Республики, то есть главой государства. Сейчас Си Цзиньпин — вице-председатель КНР.

Судя по тому, что в октябре 2010 года на заседании Центрального военного совета КНР Си Цзиньпин был продвинут на пост заместителя председателя этого высшего государственного военного органа, а немного ранее товарищи по партии сделали его заместителем председателя аналогичного высшего партийного органа — Военного совета ЦК КПК, верхушка китайской армии также не возражает против возвышения Си. То есть, став генсеком и председателем КНР, он в надлежащее время будет назван также председателем Центрального военного совета и тогда уже сосредоточит в своих руках всю высшую китайскую власть — партийную, государственную и военную.

Красавица, певица, генерал-майор и будущая первая леди Пэн Лиюань

Красавица, певица, генерал-майор и будущая первая леди Пэн Лиюань

Китай управляется самой великой бюрократией в мире, и это отнюдь не изобретение коммунистов. Государственный аппарат, спаянный единой идеологией, — возможно, самое совершенное изобретение китайцев за все пять тысяч лет их истории. Только раньше в качестве направляющей теории выступало конфуцианство, а теперь… похоже, что снова конфуцианство, которое все более и более «дополняет» в Поднебесной хоть и китаизированный, но все же иностранный по происхождению марксизм-ленинизм.

Идея классовой борьбы заменена теперь на «гармонию», а 80-миллионная партия вместо «рабоче-крестьянско-солдатской» позиционирует себя как общенародная, отстаивающая интересы как «новых китайцев» — предпринимателей, буржуазии по сути, так и «лаобайсин» — «ста почтенных фамилий», то есть простонародья.

Вместе с Ху Цзиньтао от кормила уйдут все члены высшего китайского руководства, входящие в состоящий из девяти человек постоянный комитет Политбюро, чей возраст — около 70 лет. И эта плановость в смене руководителей, в общем и целом, радует, хотя и не оставляет места для игры политических страстей, связанных с общими и прямыми выборами.

Если неспешно подумать, китайский способ передачи власти гармоничнее суетливых предвыборных баталий с их подковерными интригами, «сливом» компромата и взаимными обвинениями кандидатов. Нынешний председатель КНР Ху Цзиньтао и, надеемся, Си Цзиньпин пришли к лидерству в результате сравнительно гладкого, «эволюционного» процесса.

Познакомимся и мы поближе с человеком, который, по плану, будет находиться на самом верху китайской властной пирамиды. Американские дипломаты, чьи откровения стали доступны миллионам благодаря публикациям «Викиликс», с изумлением пришли в своей тайной переписке к выводу, что на китайском политическом олимпе царит самый настоящий демократизм. Все вопросы обсуждаются в Политбюро непредвзято и откровенно. Любой из членов ПБ может высказывать и отстаивать свое мнение вплоть до принятия общего решения.

И все же председатель «равнее» других членов высшего руководства. Или, по крайней мере, заметнее.

Будущий китайский лидер — из так называемых «наследных принцев», то есть из детей высокопоставленных чиновников. Его отцом был Си Чжунсюнь (1913—2002) — ветеран компартии, занимавший после Освобождения, как называют в Китае революцию, важные посты. Но сын Цзиньпин, появившийся на свет в 1953 году, рос отнюдь не в тепличных условиях. Родился в провинции Шаньси — одной из наиболее бедных внутренних провинций, с суровыми зимними холодами и весенними пылевыми бурями, где значительная часть населения до сих пор обитает в земляных пещерах.

В 1963 году Си-старшего, занимавшего пост зампремьера, обвинили в участии во внутрипартийном заговоре. Затем в 1965 году сослали в отдаленную провинцию Хэнань. В период «великой пролетарской культурной революции» (1966—1976) Си Чжунсюнь находился в изоляции и смог вернуться к активной жизни только в 1978 году, когда началась китайская «оттепель» с возвращением из лагерей и ссылок многих ветеранов партии. В сущности, именно эти люди повернули Поднебесную к политике реформ и внешней открытости.

С возвращением отца к активной политической жизни Цзиньпин стал студентом престижного университета «Цинхуа», где изучал органическую химию. Стоит вспомнить, что в «Цинхуа» учился и Ху Цзиньтао, и глава парламента У Банго, а также бывший премьер Чжу Жунцзи. Нужно сказать, что большинство китайской правящей элиты относится к «инженерам» — выпускникам различных технических вузов, успевшим поработать по специальности и двинутым на партработу. Возможно, именно этим — тесной связью с практикой — объясняются высокий прагматизм и какая-то общая толковость китайских властей.

Си Цзиньпин быстро делал карьеру. Начав в Пекине с должности помощника заместителя председателя Центральной военной комиссии, он неожиданно попросился на периферию. В северной провинции Хэбэй создал в одном из бедных уездов… тематическую туристическую зону по мотивам классического романа «Путешествие на Запад». Возможно, там впервые проявился его талант — получать прибыль в самых неблагоприятных условиях.

Но в полной мере финансовый дар Си Цзиньпина проявился на китайском Юге, где он вырос от заместителя градоначальника города Сямэнь (там формировалась одна из специальных экономических зон Китая) до губернатора провинции Фуцзянь. Тогда его и прозвали «финансовым богом».

Си зарекомендовал себя как один из наиболее горячих приверженцев рыночной экономики и одновременно прослыл отчаянным борцом с коррупцией (см. «под текст»). С этой славой его направили в 2007 году руководить Шанхаем — экономическим центром страны, сразу после того, как предыдущий партийный босс Чэнь Лянъюй был снят с поста и затем отдан под суд по обвинению в коррупции.

Но портрет будущего китайского высшего руководителя был бы неполным без супруги. И здесь он показал себя нестандартным для Китая деятелем, женившись на певице, известной исполнительнице народных и революционных песен, красавице Пэн Лиюань. Был ли это политически трезвый расчет или глубокое, нахлынувшее с особенно проникновенной мелодией чувство? Некоторые китайцы отвечают на этот вопрос с улыбкой: «Да, глубокое чувство… к генерал-майору Народно-освободительной армии Китая (таково воинское звание супруги. — Прим. ред.)».

Наблюдатели говорят, что Си Цзиньпин относится к тому поколению китайцев, которые «Московскую» под корочку черного хлеба не принимали, «Подмосковные вечера» не пели, как это довелось бывшему председателю КНР Цзян Цзэминю, стажировавшемуся в молодости на Московском автомобильном заводе имени Сталина (ЗиС). Помнится, Цзян на обращенный к нему из толпы журналистов вопрос «Как дела?» неизменно отвечал по-русски: «Дела идут, контора пишет». И мне он как-то тоже по-русски сказал, что у Толстого любит «Войну и мир», «Анну Каренину» и «Воскресение». Эх!

Возможно, чтобы развеять опасения на этот счет, Си Цзиньпин отправился с визитом в РФ, пообщавшись со всем российским руководством. Неизвестно, пел ли он с Медведевым и Путиным «Подмосковные вечера». Однако заявил последнему, что Пекин поддерживает «демократическую и сильную Россию», выступает за наведение порядка в торговой сфере, а также против «серой растаможки». «В процессе глубоких преобразований мирового экономического порядка мы должны учитывать интересы России, Китая и развивающихся стран, — заявил российским коллегам Си Цзиньпин. — Китай и Россия должны и в дальнейшем содействовать им, становлению многополярного мира и демократизации международных отношений». Смотрины были признаны вполне успешными.

Западные комментаторы, отмечая сильные стороны Си Цзиньпина, воздерживаются от окончательных определений. Си Цзиньпин при всей своей «открытости» ухитрился не продемонстрировать политических пристрастий. Он не делал рискованных заявлений в поддержку партийных консерваторов или, напротив, либералов.

Можно сказать, что Си Цзиньпин — «китайский проект» второго десятилетия ХХI века, когда Поднебесная подходит не только к мировому экономическому лидерству, а в известной степени — и к политическому. Одновременно страна сталкивается с огромными социальными вызовами. Миллионы так называемых мигрантов — вчерашних крестьян, ищущих работу в городах, своего рода внутренних гастарбайтеров. Они уже выдвигают экономические требования. Китайский «средний класс» пока занят усердным зарабатыванием денег, но что от него ожидать по мере насыщения? Китайские миллионеры и миллиардеры, по числу которых Поднебесная уступает только США, чего пожелают они?

История с нобелевским лауреатом Лю Сяобо — китайским диссидентом, отбывающим срок по обвинению в «антиправительственной деятельности», показывает, что Запад еще будет «качать права». И это тоже один из вызовов, с которыми придется столкнуться Си Цзиньпину.

Автор: Андрей Кириллов,  шеф бюро ИТАР-ТАСС в Пекине, НОВАЯ ГАЗЕТА

Под текст

Отец китайской Олимпиады

Как борец с коррупцией «национального масштаба» Си Цзиньпин проявил себя в 2007 году, когда его назначили секретарем парткома Шанхая, где его предшественник Чэнь Лянъюй попал в громкую коррупционную историю. Следствие установило, что Чэнь Лянъюй разграбил Фонд социального вспомоществования, переведя за восемь лет на счета ряда подставных компаний почти 400 миллионов долларов. Сопоставимыми оказались и суммы полученных им взяток.

Понятно, что Чэнь Лянъюй действовал не в одиночку, и Си Цзиньпину пришлось продолжить вычищение коррупционных «корешков» из шанхайского партаппарата. Однако делать это нужно было твердо, но деликатно, чтобы не подрывать имидж КПК в глазах населения.

Си с этой задачей справился блестяще, после чего ему вверили контроль над подготовкой к Олимпийским играм 2008 года. Времени до их открытия оставалось немного, однако по срокам строительство запаздывало, строительные компании также оказались коррумпированы. Можно сказать, что именно Си Цзиньпину Пекин во многом обязан столь успешным проведением Игр.

You may also like...