Для рыбаков России любая рыбка будет золотой

Со дня на день Госдума должна рассмотреть в первом чтении проект закона о любительской рыбалке. Наверняка это станет прологом к новой серии массовых акций протеста рыбаков. Ведь если закон примут в нынешнем виде, предвыборное обещание Владимира Путина сохранить бесплатную рыбалку выполнено не будет, а бандитские схемы контроля над водоемами страны сохранятся.

 — Есть водоемы, где в стоимость путевки входит три килограмма рыбы. А возле моей дачи водоем — независимо от того, сколько ты поймал, нужно купить путевку и еще отдельно з­аплатить за рыбу. Причем рыба стоит гораздо дороже, чем в гипермаркетах. Вот это обидно.

Дмитрий с женой, годовалым карапузом и шестилетним Лехой приехал в Живописную бухту на конкурс подледной рыбалки. Пока семья бродит вокруг, рыбак с тридцатилетним стажем достает из лунки бычка. Соседи с завистью оглядываются: за три часа на морозе это первый клев. В Живописной бухте, она же Мякининская пойма, рыбалка пока бесплатная.

Впрочем, отсутствие поборов — всего лишь временная недоработка арендаторов. Два года назад они получили один из самых популярных водоемов в пределах Москвы в аренду на целых двадцать лет. Бухта проходила под неприметным названием «участок реки Москва», и борьбы на конкурсе не было. Но потом случился бунт рыбаков, и теперь хозяева бухты, как и все рыболовы, живут в ожидании того, в каком виде Госдума примет новый закон о любительской рыбалке.

Новейшая история платной рыбалки

Платная рыбалка существовала еще в Советском Союзе. Тогда право опустить удочку в воду стоило копейки, а деньги на процветание водоема собирали рыболовные общества. С приходом капитализма в дело вступил частный бизнес.

Первые годы получить право брать деньги с рыбаков можно ­было без конкурсов. Имеешь связи — подписываешь с ФГУ «Мосрыбвод» договор «об организации культурного рыболовного хозяйства» и получаешь в аренду озеро. В 2004 году правила игры решили поменять, просто обязав арендаторов перезаключить договоры.

— В «Мосрыбводе» тогда было очень криминальное руководство. Людмила Павлова, привлеченная по многим делам, до сих пор находится в розыске, а муж ее сидит в тюрьме, — вспоминает бизнесмен, президент Федерального союза рыболовных хозяйств Владимир Петрушин. — «Мосрыбвод» обязали перезаключить все договоры об аренде рыбопромысловых участков. И они на заключении этих договоров сделали целый бизнес. За каждое законное перезаключение требовали 20–30 тысяч долларов.

Параллельно сдачу водоемов в аренду перевели на конкурсную основу, а в 2010-м на них узаконили платную рыбалку. К тому моменту в некоторых регионах бизнесмены успели расхватать самые лакомые места, оставив в свободном пользовании малопригодные для рыбалки водоемы.

Вдобавок ко всему Росрыболовство разработало новые поправки в закон о любительской рыбалке, которые вводили платные фиш-карты для каждого обладателя удочки. Рыбаки восстали. 26 марта 2011 года митинги рыбаков прошли по всей стране. Митингующие требовали отправить в отставку главу Росрыболовства Андрея Крайнего, остановить конкурсы и сохранить бесплатную рыбалку. Поддавшись протестным настроениям накануне выборов, Владимир Путин потребовал забыть о фиш-картах и заморозить все конкурсы.

Закон об условно платной рыбалке

С тех пор прошло два года, и вот Дума готовится рассмотреть новый закон. В первой же строке документ утверждает право россиян на свободную и бесплатную рыбалку. Правда, тут же начинает это право всячески ограничивать.

— Главная проблема законопроекта в том, что он сохраняет платную рыбалку в ее извращенном, несправедливом и неправовом виде, — объясняет «РР» председатель межрегиональной общественной организации «Союз рыболовов», один из организаторов громких протестных акций Алексей Цессарский. — Законопроект позволит коммерсантам продолжать брать деньги с рыболовов за право ловить рыбу. Изначально зеленый свет для коммерсантов от рыбалки чиновники Росрыболовства оправдывали тем, что на водоеме должен быть хозяин и только тогда будет поставлен заслон браконьерству и вообще все станет хорошо. То есть бизнес от рыбалки — это залог благополучия водоемов. Теперь предлагают передать хозяевам 10% водоемов. Возникает вопрос: как же быть с оставшимися 90%?

Рыбаки беспокоятся, что как только будет принят новый закон, тут же отменят мораторий на проведение конкурсов по раздаче водоемов бизнесменам. Мораторий ввели по указанию Владимира Путина после все тех же мартовских митингов 2011 года.

— Порядок таких конкурсов прописан постановлением правительства от 2008 года, и его заведомая коррупционность просто поражает, — говорит Алексей Цессарский. — Комиссия по проведению конкурса, а это местные чиновники и чиновники ФАС и Росрыболовства, может на формальном основании отсеять всех неугодных.

Примеров действительно хватает. Взять ту же Живописную бухту. За лакомый лот в 225 гектаров кроме предприятия «Мосрыбвод» боролся всего один претендент — некая ИП Давыдова Юлия Викторовна. Тактика ее была как минимум странной. Справляться с километрами земли и воды дама собиралась при помощи двух наемных работников, а за аренду водоема предлагала бешеные деньги — 10 рублей. Кроме Живописной бухты госпожа Давыдова претендовала на 17 водоемов по всей Московской о­бласти.

После наших долгих поисков Юлия Викторовна Давыдова оказалась Кириллом, ее мужем. Из-за старых долгов по налогам Кирилл зарегистрировал фирму на жену. Свой нетривиальный подход к составлению бизнес-планов Кирилл Давыдов объяснил «РР» тонким расчетом:

— Предлагаемая за участок сумма дает меньше баллов в конкурсе, чем объем средств, которые ты обещаешь вложить. А я собирался там и домики поставить, и беседки.

Даже если ИП Давыдова не тайная пешка Росрыболовства, а просто наивное бестолковое предприятие, во многих аукционах оно обеспечивало главное — наличие альтернативы, без которой конкурс пришлось бы признать несостоявшимся.

— Да благодаря этой ИП Давыдовой мне пришлось шесть часов присутствовать на процедуре вскрытия конвертов, — жалуется на потрепанные нервы и потраченное время тот же Владимир Петрушин. — Она претендовала на все мои участки.

Кстати, Росрыболовству Владимир Петрушин человек не чужой. Он уже не первый год заседает в общественном совете при Росрыболовстве. А на официальном заседании у Путина глава ведомства Андрей Крайний вообще проявлял дружеское отношение, по-свойски «тыкая» Петрушину и называя его Володей.

Рыбалка по новому закону

Если Госдума примет новый закон, результаты этих конкурсов отменят. А те 10% водоемов, которые можно сдать в аренду коммерсантам, будут определять по новой.

— Субъекты Федерации должны сначала опубликовать список традиционных мест рыбалки в своих регионах, которые ни в коем случае не должны попасть в платную зону. — Андрей Крайний стоит перед журналистами в Живописной бухте. — Там рыбалка должна остаться свободной и бесплатной.

Впрочем, кто будет определять эти проценты, пока непонятно. Тот же Андрей Крайний ходит сейчас под уголовным делом. По версии следствия, он попытался помочь своему подчиненному, обвиняемому в покушении на получение взятки в 5 миллионов рублей, — хотел уволить его задним числом, чтобы таким о­бразом смягчить наказание.

За счет сдачи в аренду 10% водоемов ведомство рассчитывает получать ежегодную прибавку к бюджету в размере 75 млрд р­ублей.

— Есть другие проблемы, гораздо более насущные, и их целый букет, — уверяет «РР» Алексей Цессарский. — Это загрязнение, з­астройка берегов, браконьерство, отсутствие механизма сбора компенсационных платежей с тех, кто наносит ущерб водоемам, свободная торговля сетями. Для того чтобы понять, как бороться с этими бедами, нужно не закон о любительском рыболовстве разрабатывать, а комплексную гос­программу спасения внутренних водоемов.

Автор: Дарья Данилова, Александра Смирнова, Русский Репортер №13 (291)

You may also like...