Что будет с автомобилями на иностранных номерах и как “временный ввоз” работает в ЕС
Вопрос нерастаможенных авто в Украине стоит очень остро. Поможет ли сжигания шин и блокирование дорог урегулировать использование автомобилей, попадающих в Украину по нелегальным схемам? Во вторник около 200 человек и несколько десятков автомобилей собрались на главных въездах в Киев и заблокировали несколько полос на дорогах…
Так протестующие решили привлечь внимание властей к теме автомобилей с иностранными номерами. Они призвали принять проект закона №5567 , который должен урегулировать использование автомобилей, попадающих в Украину по разным нелегальным схемам. Законопроект предлагает ввести "условное частичное освобождение от налогообложения" ввезенных из-за границы авто и установить за это "справедливую плату".
Вопрос нерастаможенных авто в Украине стоит очень остро. В настоящее время, по разным данным, в Украине ввезено почти 1500000 автомобилей с иностранной регистрацией в таможне. Еще в 2016м году Нацполиция и таможенники объявили войну таким машинам. Нарушителей пугали штрафами от 170 грн до 17 тыс грн плюс 300% неуплаченной суммы таможенных платежей.
Показательный случай – конфискация автомобиля осенью 2016 и штраф 620 тыс грн для одного из таких "нарушителей". Тогда человек мог остаться и без крыши над головой, но он обжаловал это решение в суде. Журналисты ЕП выяснили, что изменит принятия закона, что об этом думает власть и как этот вопрос урегулирован в других европейских странах.
"Условное частичное освобождение от налогообложения". Что это значит
Автомобиль с иностранными номерами ввозится на территорию Украины несколькими способами: нерезидентами или через услуги иностранных юридических лиц. При этом движение большинства таких авто не отслеживается и не контролируется правоохранительными и таможенными органами Украины.
Еще один способ – ввоз резидентами в режиме транзита. Такой ввоз осуществляется на пять-десять дней, в нарушение статьи 95 Таможенного кодекса Украины, которая касается ввоза товаров и транспорта коммерческого назначения, а не транспорта личного пользования.
С каждым годом количество таких авто растет, поскольку они, в основном, де-юре осуществляется нерезидентами, а де-факто – резидентами. Украина не может запретить иностранцам ввозить авто, поскольку такой запрет нарушит международные договоры. Упомянутый законопроект №5567 предусматривает "введение условного частичного освобождения от обложения таможенными платежами транспортных средств личного пользования и установления справедливой платы за их временный ввоз в Украину гражданами-резидентами".
Иными словами, вместо пошлины предлагается ввести ежемесячный платеж за автомобиль, который бы платился при растаможивании. Речь идет о транспортных средствах, которым семь и более лет. В случае принятия закона владелец может не растамаживать авто, но каждый месяц должен платить процент от стоимости растаможки: в 2017 году – 0,2%, в 2018 году – 0,3%, в 2019-м и последующих годах – по 0,5 %.
Таким образом, стоимость "годового платежа" в 2017 году составит 2,4%, в 2018 году – 3,6%, в 2019 году – 6% от стоимости полного растаможивания. По новым правилам авто можно будет ввозить на срок до года с возможностью продления до 60 дней при условии оплаты продленных месяцев.
Один человек сможет "временно ввезти" один автомобиль, но допускается возможность продолжать временный ввоз раз в год. При этом за превышение срока временного ввоза авто на таможенную территорию Украины более чем на 60 суток, депутаты предлагают усилить ответственность. За такое нарушение полагается штраф в размере стоимости транспортного средства или авто конфискуется.
Авторы проекта отмечают, что в Украине ввезено 1480000 автомобилей с иностранной регистрацией и с каждым годом их количество увеличивается. В случае принятия закона "транзит" будет разрешен только при залоге в размере полной растаможки, а временно ввозить авто в Украину смогут только нерезиденты. Инициаторами законопроекта выступили 95 народных депутатов из разных парламентских фракций.
Как "временный ввоз" работает в ЕС
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко отмечает, что правила применения таможенного режима в странах ЕС намного жестче, чем в Украине. Так, в Германии режимом временного ввоза авто может воспользоваться только нерезидент ЕС. Он может ввезти на территорию ФРГ автомобиль на срок до шести месяцев.
Студентам и не гражданам ЕС, которые работают по контракту, предоставляется возможность пользоваться собственными временно ввезенными автомобилями до окончания срока их профессиональной деятельности на территории ФРГ. Резиденты ЕС, в том числе граждане ФРГ, могут въехать на территорию ФРГ на автомобиле, зарегистрированном в стране – не члене ЕС, и пользоваться этим автомобилем не более пяти суток, в отдельных случаях, по согласованию с таможней, до восьми суток . Как правило, это форс-мажорные обстоятельства, связанные с невозможностью вернуться в страну другим способом.
В Норвегии, граничащей с ЕС, но не являющейся членом этого союза, транспортные средства, зарегистрированные за рубежом, могут быть использованы только лицом, постоянно проживающим за пределами территории Норвегии.
Лица, которые перемещаются между местом работы в Норвегии и страной своего постоянного места жительства или временно живут в Норвегии, могут использовать зарегистрированные за рубежом транспортные средства при соблюдении следующих условий: лицо перемещается через границу Норвегии ежедневно или находится за пределами страны по крайней мере 185 дней в году .
В Турции (ассоциация с ЕС. ) гражданам страны запрещено пользоваться временно ввезенными транспортными средствами. Ввоз и эксплуатация временно ввезенных авто разрешены только нерезидентам, которые проводят более 185 дней в году за пределами Турции и при условии внесения возвратного залога.
"Почему так? Все просто. Не любят европейские государства практику, когда человек ездит на авто из одной страны по их дорогам, но платит налоги за это авто чужой стране! И так везде в ЕС", – написал Назаренко на своей странице в Facebook.
Поможет правительство
Около полудня вторника народные депутаты Владимир Парасюк и Юрий Деревянко, одни из инициаторов законопроекта, отправились на встречу с премьер-министром Владимиром Гройсманом, чтобы договориться, чтобы Кабмин инициировал принятие необходимого решения. Перед зданием правительства также собралось около ста представителей ОО "АвтоЕвроСила". По словам председателя организации Олега Ярошевича, о такой встрече было договорено ранее.
"От этого решения очень многое будет зависеть. Его (Гройсмана. – ЭП ) слово было дано в положительном формате, но оно не было доведено в каком бумажном варианте … Вот правительственная инициатива – это документ, который подается в Совет, приобщается к законопроекту, и только потом этот законопроект рассматривается в ускоренном темпе ", – сказал он.
Однако с Гройсманом депутатам встретиться не удалось. Вместо этого они пообщались с министром финансов Александром Данилюком. "Очень странно, что премьер-министр впервые встретился, а второй раз не встретился. Возможно, это обусловлено тем, что он имел какие-то другие запланированные дела", – сказал депутат, добавив, что Данилюк пообещал "изучить этот вопрос и предоставить свою оценку ".
Министр заявил, что решение должно быть взвешенным, поскольку оно может касаться 1500000 человек. Он также отметил, что такая экспертиза необходима, чтобы минимизировать риск вето на этот закон. По мнению Парасюка, принятие этого документа ликвидирует большую коррупцию на таможне, уберет очереди на границе, пополнит бюджет, а также станет первым шагом по внедрению в Украине свободного автомобильного рынка.
Иного мнения придерживается инвестиционный банкир Сергей Фурса. Он считает, что "активисты отстаивают схемы, по которым отдельные люди будут завозить дешевые автомобили, а обычные граждане будут платить в три раза больше". "Если бы они просто отстаивали снижение пошлин, которые должны поддерживать несуществующий автопром Украины. Они жгут шины, чтобы отдельные люди зарабатывали деньги, завозя в Украину мусор, от которого вся Европа отказывается, переходя на электромобили", – добавил Фурса.
"Ключевое – это правила игры. Они должны быть одинаковы. Как только появляются исключения – появляются схемы и коррупция. Государство может себе позволить исключения, только если они отражают стратегическую инициативу", – подытожил Фурса. Не видит логики в действиях протестующих и генеральный директор ВААИД.
"Вместо того, чтобы требовать от Верховной Рады отменить акциз и пошлин при импорте авто, люди требуют легализовать возможность не платить эти налоги при временном ввозе, но оставить все эти налоги такими же грабительскими для своих сограждан", – удивляется Назаренко. Он считает, что украинцам лучше добиваться полной отмены импортных налогов на авто вместо того, чтобы оставлять налоги на прежнем уровне и легализовать схему, которая позволяет их не платить.
Автор: НИКОЛАЙ ТОПАЛОВ, Экономическая правда
Tweet