Наука в борьбе с fake news: опыт Швейцарии
Засилье «фейковых новостей», сокращение числа подписчиков и читателей, уход рекламодателей в интернет: вот только некоторые из проблем, с которыми сталкивается сегодня медиа-сообщество. Недавно запущенная в Швейцарии научно-практическая «Initiative for Media Innovation» («Инициатива в пользу поддержки инноваций в области медиа», IMI) ставит перед собой амбициозную цель, а именно, обеспечить и в будущем, в условиях цифровой революции, наличие надёжной, в том числе и финансовой, основы существования СМИ, без которых не может быть демократии.
На самом деле список проблем, возникающих сегодня перед медиа-сообществом как в Швейцарии, так и за рубежом, куда более обширен. Об этом мы разговариваем с Муниром Криханом (Mounir Krichane)Внешняя ссылка, директором «Медиа-центра» при Федеральной политехнической школе в Лозанне (EPFL). Волшебной палочки у него нет, патентованного решения, которое позволило бы раз и на всегда решить все проблемы, у него в рукаве тоже не имеется, но при этом он убеждён, что «если где и надо начинать, так это в области партнёрского объединения усилий всех заинтересованных сторон».
Основная задача, с которой сталкиваются СМИ в современную эпоху, заключается в разработке устойчивых методик монетизации информационного бизнеса.
«СМИ, все равно, большим или маленьким, становится все сложнее справляться с актуальными вызовами и угрозами в одиночку», — говорит М. Крихан. Цифровая революция нагрянула внезапно, причём настолько, что даже самые, казалось бы, мощные игроки на поле средств массовой информации, не способны порой адекватно поспевать за ее императивами.
Именно поэтому и возникла «Инициатива в пользу поддержки инноваций в области медиа», цель которой состоит в том, чтобы выработать совершенно практические методы и подходы к решению проблем, угрожающих сегодня существованию СМИ как таковых. Добиться этого можно только в случае, если учёные, сидящие в своей «башне из слоновой кости», спустятся с небес и начнут сотрудничать с издательскими компаниями, заинтересованными в инновационном обновлении.
«Мы хотим организовать в этой сфере эффективное государственно-частное партнёрство, с участием, в том числе, и игроков за рубежом. Только так мы сможем совершить прорыв к действительно серьёзным инновациям», — отмечает Мунир Крихан. Поддержанная федеральными властями и запущенная этим летом, инициатива планирует реализовать ряд проектов, на что были собраны и соответствующие деньги, примерно 650 тыс. швейцарских франков. Среди партнёров инициативы находится и швейцарский телерадиовещательный общественный (негосударственный) медиа-холдинг SRG SSR, структурным подразделением которого является портал SWI swissinfo.ch (см. инфобокс ниже).
Кто получает прибыль онлайн?
Основная задача, с которой сталкиваются СМИ в современную эпоху, говорит М. Крихан, заключается в разработке устойчивых методик монетизации информационного бизнеса. По данным опроса, проведённого для «Института Рейтер» (Reuters InstituteВнешняя ссылка), около 80% швейцарцев черпают актуальную информацию именно в режиме онлайн. При этом в сети царит «культура бесплатности», все считают, что в интернете все должно быть даром. При этом «бумага» продаётся все хуже и хуже.
Мунир Крихан (Mounir Krichane): «У нас нет иного выбора. Вернуться назад во времена без господства технологий уже невозможно». (Photo: Alain Herzog)
Что же делать традиционным СМИ? Переходить в чистую «цифру»? «В Швейцарии весьма развит рынок регионального „принта“. Эти СМИ понимают, что и им надо как-то выходить в сеть, но там они тут же теряются, у них нет аудитории на рынке, где царит переизбыток источников информации», — говорит М. Крихан. Свою роль играет и еще один фактор, а именно, связанный с доминированием социальных сетей. В последнее время именно они превратились в главный канал распространения информации в режиме онлайн.
Прессе приходится корректировать и свою информационную политику, и свои сложившиеся схемы дистрибуции так, чтобы быть увиденными и услышанными на этих платформах. Но одновременно выход в соцсети означает порой потерю контроля над тем, как и что они публикуют, а это означает, что деньги на их контенте делают уже не они, а тот же Фейсбук. Задача состоит в том, чтобы найти выход из этого замкнутого круга», — говорит М. Крихан. Как это сделать?
Приоритеты Фейсбука
Как-будто нарочно для того, чтобы еще более усложнить задачу, в начале 2018 года Фейсбук решил изменить приоритеты публикаций в новостной ленте, сделав акцент в пользу постов членов семейного окружения пользователей и их ближайших друзей и во вред новостному и профессиональному медийному контенту. Это означает, что СМИ, полагающиеся на социальные сети как на единственный источник генерирования трафика на своих сайтах, рискуют теперь оказаться «в глубоком ауте».
В Швейцарии, стремясь каким-то образом выкрутиться из ситуации, ведущие СМИ вынуждены были начать придумывать самые различные стратегии с тем, чтобы хоть как-то остаться на плаву. Они принялись расширять свое портфолио, скупая мелкие региональные газеты и централизуя редакционную деятельность. Многие делали прямую ставку на превращение в чисто рекламные СМИ, продавая за деньги места на своих сайтах и видя в этом надёжный способ диверсификации источников дохода.
Концентрация частных СМИ в руках немногих владельцев приводила в прошлом и продолжает приводить в настоящем к исчезновению все новых и новых печатных изданий. Многих экспертов это весьма беспокоит, однако М. Крихан усматривает здесь и позитивную сторону, ведь пользователи все чаще начинают проявлять активность. В результате как в немецкоязычном, так и франкофонном регионах страны начали появляться медийные краудфандинговые проекты, нацеленные именно на сохранение и развитие качественной журналистики, что во многом удаётся сделать благодаря относительному повышению степени готовности людей превращаться из просто пользователей в платящих абонентов-подписчиков.
До исчезновения «сетевой культуры бесплатности информации» нам еще далеко, но первые признаки перелома уже налицо. «Как в Швейцарии, так и за рубежом, мы наблюдаем тренд к внедрению новых способов взаимодействия СМИ и аудитории. Ставка делается на культивирование так называемых сообществ или „комьюнити“, то есть локальной, но лояльной аудитории», — говорит М. Крихан. При этом, правда, возникает вопрос, как привлечь больше лояльных пользователей, сделав их одновременно платящими подписчиками? В Швейцарии пока решить эту проблему не удаётся, практически все проекты или СМИ, закрывавшие свой контент (полностью или частично) «пэйволом», оказывались минусе и теряли аудиторию.
Взаимодействуй, но осторожно
Понятно, что СМИ сейчас делают всё, дабы привлечь аудиторию, но М. Крихан призывает не перегибать палку. Набирая последователей, средства массовой информацией оказываются владельцами порой немалых массивов персональной пользовательской информации, возлагая на свои плечи, порой даже не осознавая это, огромную ответственность.
Грань между объективно необходимым сбором информации с целью персонализации контента и массовой охотой вообще за всеми, в том числе и личными, данными пользователей, порой очень тонка. Поэтому-то в центре IMI находится, в том числе, и проблематика, связанная с поиском выхода из этических, технических и социальных парадоксов, характерных для эпохи цифровой революции. Еще одна проблема — это повышение лояльности аудитории. Лояльность непосредственно связанна с задачей налаживания между ней и СМИ доверительных отношений.
В Швейцарии степень доверия людей к средствам массовой информации остается пока относительно высокой, недаром на референдуме 4 марта 2018 года народ убедительно отверг инициативу NoBillag, однако общее падение качества контента, а также распространение предвзятой, а то и просто лживой информации, грозит разрушить эту и без того хрупкую гармонию. Опросы показывают, что многие швейцарцы всерьёз озабочены низким качеством журналистики и опасностью, исходящей от сфабрикованной информации.
Борьба с «фейковыми новостями»
Проблема противодействия дезинформации находится в списке приоритетов инициативы IMI на самом верху. Каким образом эксперты подходят к проблеме «лжи» и «троллинга» в средствах массовой информации? М. Крихан говорит, что первым шагом могла бы стать разработка «типологии» так называемых «фейковых новостей». Это улучшило бы понимание механизма их появления и популярности на социальных платформах.
Выяснить реальный масштаб заражения сетей и пользователей фальшивой информацией сейчас довольно трудно. А между тем более точное понимание сущности проблемы может помочь не только медиа-индустрии, но и государственным регулирующим органам выработать действенные методы противодействия этой «чуме цифрового века».
Во-вторых, большую надежду эксперты инициативы возлагают на технологические инновации, на разработку алгоритмов распознавания степени достоверности новостей и уровня их объективности. Но что может сделать техника в эпоху, когда распространением лжи занимаются порой целые «фабрики троллей»? Не лучше ли просто последовательно удалять фальшивые профили, уличённые в распространении лжи?
М. Крихан отвечает на это, что «у нас нет иного выбора. Мы уже сделали много шагов вперёд, и вернуться назад во времена без господства технологий уже невозможно. Между крупными IT-компаниями и традиционными медиа всегда были и продолжают иметь место разногласия в области тех или иных вопросов, включая проблему прицельной дезинформации, но, в конечном итоге, альтернатив партнёрским отношениям нет ни у тех, ни у других».
После скандала с фирмой «Кембридж Аналитика» и после вскрытия фактов использования российскими троллями соцсетей для вмешательства в политические дела других стран, причём не только США, в 2017 году Фейсбук заключил соглашения о партнёрстве с профессиональными «факт-чекерами» с тем, чтобы поставить заслон на пути распространения дезинформации у себя на платформе. Популярный мессенджер WhatsApp недавно последовал его примеру, заявив, что плотно работает с «факт-чекерами», поддерживая грантами учёных, чья работы были бы в теории способны помочь компании активнее бороться с дезинформацией.
В текущем 2018 году Фейсбук анонсировал начало реализации еще одной совместной программы, в центре которой стоит стремление привлечь потенциал фундаментальной науки к борьбе с «фейками». М. Крихан признает, что пока он не может сказать, насколько велика способность и готовность крупных IT-компаний осуществлять самоконтроль и действительно инвестировать время и средства в борьбу с «фейковыми новостями». И здесь как раз очень важны такие инициативы, как IMI, которые могли бы «наводить мосты» между журналистами и учёными, сначала в Швейцарии, а потом, возможно, и на международном уровне.
Еще в период своей работы на телекомпанию RTS М. Крихан много контактировал с медиа-профессионалами, уже сейчас готовыми экспериментировать с новыми форматами и возможностями в области противодействия «фейкам». «Мы нуждаемся в передовых умах с тем, чтобы начать наводить такие мосты, и чтобы создать инновационную экосистему, в рамках которой журналисты, учащиеся и учёные прекратили бы быть пресловутыми лебедями, раками и щуками», — резюмирует он.
Автор: Жеральдин Вонг Сак Хой (Geraldine Wong Sak Hoi)
Перевод с английского: Игорь Петров. SWI swissinfo.ch
Tweet