Украина, которую мы теряем
Территория нашей страны уменьшается. Эта сенсационная новость, к сожалению, уже мало кого способна удивить. Мы постепенно начинаем привыкать к тому, что та или иная неотъемлемая часть Украины перестает быть таковой. Как-то уже позабылись страсти вокруг утерянной территории в морском шельфе у острова Змеиный и исчезающей на глазах Тузлы. И вот новое сообщение, которое пришло из Черниговской области.
Поделимся с сябрами?
В чем его суть? Главное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий Чернобыльской катастрофы в Черниговской области просит президента Виктора Ющенко и премьер-министра Юлию Тимошенко выделить 11,1 млн. гривен для предотвращения отхода к Белоруссии 660 гектаров земли из-за изменения русла реки Днепр возле поселка Любеч Репкинского района Черниговской области. Об этом сообщил представитель ГУ МЧС в Черниговской области.
По его словам, ГУ МЧС подготовило соответствующее обращение, а губернатор области Владимир Хоменко его подписал.
Представитель МЧС сообщил, что из-за интенсивного разрушения береговой полосы реки Днепр на протяжении апреля-июля была размыта грунтово-гравиевая дорога, которая проходила по суше между рекой и озером Симполь на участке 300 метров в районе Любеча. Днепр соединился с верховьем озера Симполь, и днепровская вода перетекает через систему пойменных озер в глубь поймы.
Река отрезала около 660 гектаров земель Любечского поселкового совета, что создает угрозу отхода этих земель к территории Белоруссии и изменения линии государственной границы, а также проходит частичный смыв села Кукари Репкинского района. Для защиты от разрушения берега необходимо выполнить первоочередные берегоукрепительные работы на участке берега длиной 486 метров общей стоимостью 11,2 млн. гривен.
«Просим выделить средства и предотвратить отход этой территории к Белоруссии», — сказал представитель управления МЧС. По его словам, часть средств — 0,1 млн. гривен уже предусмотрена в бюджете на работы по укреплению берега. Он добавил, что убытки от потери территории, по предварительным расчетам, составят 68 млн. гривен. Вот и сопоставьте сами: 11 миллионов и 68 миллионов. Как говорится, скупой платит дважды. А тут счет идет о гораздо больших потерях. И он вряд ли исчисляется только деньгами. Ведь речь идет о территории нашего государства, которую, если не принять неотложные эффективные меры, мы можем потерять.
Конечно же, у нас с соседями-белорусами дружеские, даже, скажем так, братские отношения. И все же не следует забывать уроки сравнительно недавней истории. Достаточно вспомнить то, что происходило когда-то на советско-китайской границе в районе острова Даманский. Тогда, напомним, споры возникали по поводу островов посреди реки Уссури, которые то заливала вода, то они вновь появлялись на поверхности. Пример из совсем уже недавнего прошлого уже независимой Украины — строительство российской дамбы в Керченском проливе, которая едва не дотянулась до украинского острова Тузла, с каждым годом все больше теряемого нашей страной из-за размывов.
Будем надеяться, что в данном случае дело до таких конфликтов не дойдет. С другой стороны — с какой стати мы должны отдавать свою территорию сябрам, даже если мы к ним очень хорошо относимся?
Смоет все?
Черниговский случай, к сожалению, далеко не единственный. Аналогичные явления не первый год прослеживаются на границах Украины с западными соседями — Венгрией и Румынией. Закарпатская областная государственная администрация решила в июне провести инвентаризацию земель вдоль русла реки Тиса, по которой проходит государственная граница с Румынией и Венгрией, для уточнения ее координат. И обнаружила довольно неприятную вещь: с украинской территории в пользу соседей «ушли» сотни гектаров земли. Об этом сообщил начальник главного управления земельных ресурсов в Закарпатской области Иван Калинич. «Мы затеяли своеобразную инвентаризацию, поскольку считаем, что река Тиса вымыла более тысячи гектаров земли с украинской территории, из-за чего в действующих картах сегодня присутствуют ошибки», — сказал он.
По словам Калинича, единственный способ препятствовать вымыванию украинской земли — качественное укрепление берегов. Более всего, по утверждению начальника управления, страдает территория Тячевского района, где земля вымывается рекой в сторону Румынии. Начало этой тенденции специалисты связывают с наводнениями 1998 и 2001 годов. Представляете, сколько времени прошло! Пора бы уже что-то и предпринять. Почему же до этой проблемы, как говорится, руки не доходят?
Как не доходят руки и финансы и до укрепления берегов в местах массового отдыха в Крыму. А это очень актуальная задача. Ведь за последние двадцать лет ширина, к примеру, 50-60-метровых евпаторийских пляжей сократилась вдвое (!), а в некоторых местах они исчезли совсем. Решить эту проблему усилиями местных властей, за счет средств местных бюджетов не представляется возможным: для выполнения берегоукрепительных работ на том же евпаторийском побережье необходимо 262 млн. гривен.
Кстати, в одном телесюжете директор одного из крымских пансионатов продемонстрировал способ берегоукрепления путем создания волнолома с помощью разбитых железобетонных конструкций. Сегодня таким образом решают данную проблему многие руководители. Но пока государство не осознает, что сотни метров Тузлы и сотни километров крымского побережья — это и политика, и экономика, и ценнейшее наследие, которое мы теряем, и пока оно не включится в решение данных вопросов, подвижек не будет.
Кстати, о Тузле. Власти Украины время от времени, особенно перед очередными или внеочередными выборами, о ней вспоминают и сетуют, что остров исчезает и надо бы его как-то укреплять. Проходят выборы, и об исчезающей украинской территории вновь забывают. А ведь, как и предсказывали специалисты, остров достаточно активно размывается водами Керченского пролива.
Украина теряет территорию. Более того, Украина теряет контроль над Керченским проливом: за счет существования острова Тузла фарватер проходил по украинским территориальным водам. Предъявить официальные претензии России Украина не может — российская дамба не вышла за пределы российских территориальных вод и, по официальной версии, призвана предотвратить размывание побережья Тамани.
Напомним: проблема возникла из-за того, что долгие годы украинская сторона отказывалась признать претензии РФ на совместный контроль над судоходством в Керченском проливе. Москва была готова признать территориальную принадлежность фарватера Киеву, лишь бы тот не требовал платы за проход через него с российских судов и не пропускал без согласия России в Азовское море чужие военные корабли.
История с географией
Заняв жесткую позицию по Керченскому проливу, Украина в территориальном вопросе фактически пошла на уступки в отношениях с Румынией и Молдавией. Это засвидетельствовал и вердикт Международного суда ООН в Гааге, который взялся по инициативе Румынии решать наш территориальный спор и вынес вердикт:
«Остров Змеиный не может считаться частью прибрежной линии Украины при определении серединной линии при делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны». Более того, как заявила председатель суда Розалин Хиггинс, «учет острова Змеиный означал бы юридический пересмотр географии». Вот такая история с географией. А ведь спор о статусе острова Змеиный является не только территориальным, но экономическим, так как речь идет о перспективах разработки залежей нефти и газа. Как видим, Гаагский международный суд ООН стал на сторону Румынии, не признав претензии Украины.
Еще одна не только территориальная, но и экономическая проблема — это молдавский порт Джурджулешты. Его развитие — еще одно доказательство того, что Украина должна уделять первоочередное внимание проблемам украинского Придунавья, в частности его транспортной инфраструктуры. Между тем вопрос о строительстве автотрассы Одесса — Рени завис в воздухе. «Став «морской державой», Молдавия становится и членом Дунайской комиссии, — отметил первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий.
— И нам не известно, как она себя поведет в вопросе о Дунайском биосферном заповеднике и строительстве канала Дунай — Черное море. В то же время этот порт был создан на территории, которую Республика Молдова получила в нарушение Конституции Украины». Гриневецкий напомнил, что Джурджулешты — молдавское село на границе с Румынией и Украиной возле впадения Прута в Дунай. Это единственный порт Молдавии на Дунае.
В 1996 году здесь было начато строительство нефтетерминала — по сути, на украинской территории. В ответ на протесты украинской стороны был предложен вариант «обмена»: Молдавия получила более 400 метров береговой полосы и выход (через Дунай) к морю. А Украине был обещан отрезок автотрассы Одесса — Рени (7,7 км) в районе села Паланка, проходящей по молдавской территории.
Соответствующее соглашение было подписано в 1998 году, строительство терминала закончено в 2006-м. А участок трассы, между тем, так и остался за Молдавией, и на уступки официальный Кишинев идти не желает. «Комплексной программой развития украинского Придунавья предусматривалось строительство этой автомагистрали в обход молдавской территории, — подчеркнул Гриневецкий. — Но финансирование программы было свернуто в 2005 году. Указом президента Украины от 15 января 2008 года «О неотложных мерах по развитию юго-западной части Одесской области» также планировалось создание этой автотрассы, но, увы, за год было сделано крайне мало».
В это время стремительное развитие молдавской портовой инфраструктуры и отсутствие надлежащего финансирования украинских транспортных проектов приводят к тому, что Украина теряет торговые позиции на Дунае. «А ведь совсем недавно Украина вполне небезосновательно делала заявку на региональное лидерство в Причерноморье», — отмечает народный депутат. По его словам, власти Молдавии собираются и далее быстрыми темпами развивать транспортную инфраструктуру в данном регионе. В то же время, по словам депутата, украинские порты испытывают не только давление со стороны нового конкурента, но и проблемы с транспортной инфраструктурой. Иными словами, с нашей бывшей территории, которую мы так безрассудно потеряли, на нас еще и давят экономически. Такая вот история с географией…
Андрей Ростов, Столичные новости
Tweet