Кто рассудит банк с заемщиком

Каждый десятый украинский банк для разрешения споров с заемщиками обращается не в хозяйственные суды, а в третейские. Почему банки прибегают к услугам таких судов? 

Большинство заемщиков, подписывая кредитный договор с банком, даже не задумываются о том, что им когда-нибудь, возможно, придется с этим финучреждением судиться. О том, что решать судьбу спора нужно будет не в обычном хозяйственном суде, а в третейском, не знает практически никто из клиентов. А если и знает, то не понимает, чем это может быть выгодно банку, а чем — ему, заемщику. «ДЕЛО» выяснило, кто из банков пользуется услугами таких судов и зачем им это надо.

Исков от клиентов — меньше полпроцента

Третейский суд — это негосударственный независимый орган, который может быть создан по инициативе как физлиц, так и компаний. В таких судах могут рассматриваться споры, возникающие по гражданским и хозяйственным правоотношениям.

Одним из крупнейших третейских судов, который рассматривает банковские иски, участники рынка называют третейский суд при Ассоциации украинских банков (АУБ). Сейчас его услугами пользуются 12 банков. В основном в суд подаются иски о взыскании задолженности по потребительским кредитам. «Частота таких обращений зависит от количества проблемных заемщиков, и она может составлять 100 исков в неделю, что составляет 0,07% от общего кредитного портфеля нашего банка», — сообщила начальник правового управления Платинум Банка Елена Кобылянская.

В 2009 году Третейский суд при АУБе рассмотрел более 4 тыс. исков, причем от клиентов банка исков поступает мизерное количество — всего 0,5% от общего числа. «От заемщиков и вкладчиков банков в этом году рассматривалось не более 20 исков», — утверждает председатель Третейского суда АУБа Анатолий Жуков. Размер кредитов по рассматриваемым искам колеблется от 1 тыс. грн. до 10 млн. грн.

Один-единственный

По данным АУБа, третейская оговорка, иными словами, пункт, в котором указывается, что иски могут рассматриваться в третейском суде, есть в договорах 22 из 185 коммерческих банков. «Разрешение спора невозможно передать на рассмотрение третейского суда без наличия такой третейской оговорки или отдельного третейского соглашения между сторонами», — объясняет директор департамента безопасности и правовой защиты Эрсте Банка Александр Ярецкий.

В договорах некоторых банков прописываются и названия конкретных третейских судов, в которые могут обращаться стороны конфликта. «Клиенты Альфа-Банка в ряде договоров, по взаимному согласию, для рассмотрения возможных споров относительно исполнения обязательств выбрали Третейский суд при Всеукраинской общественной организации (ВОО) «Всеукраинский финансовый союз», — говорит директор юридического департамента Альфа-Банка (Украина) Ростислав Матяш.

По словам экс-председателя правления «Всеукраинского финансового союза» Алексея Бубнова, юридической связи между банком и этим судом нет, однако указанный суд специализируется именно на исках Альфа-Банка. В банке это отрицают. «Третейский суд рассматривает все споры, относительно которых у сторон есть третейское соглашение о рассмотрении данных дел в этом третейском суде», — говорит Матяш.

Такая же практика существовала и у Правэкс-Банка, который отправлял все свои иски в Независимый третейский суд при ВОО «Лига юридической защиты интересов потребителей». Правда, после продажи «Правэкса» итальянской группе Intesa Sanpaolo банк прекратил практику обращения в третейские суды. «По моим сведениям, Правэкс-Банк не подавал в 2009 году исков в какой-либо третейский суд», — говорит Анатолий Жуков.

В Правэкс-Банке сообщили, что на данный момент решается вопрос о целесообразности обращения в третейские суды. «Использование третейских судов — это довольно необычная практика для других стран СНГ, в которых представлена группа Intesa Sanpaolo. Поэтому решение в данном отношении будет тщательно изучаться совместно

с международными судеб-ными экспертами Intesa Sanpaolo», — объяснил председатель набсовета Правэкс-Банка Сильвио Педрацци.

Время и деньги

Эксперты утверждают, что обращения в третейские суды позволяют банкам сэкономить и время, и деньги. «Государственные суды сейчас перегружены, поэтому обращение с иском в третейский суд, как правило, экономит время юристов банка. Ведь все иски рассматриваются в одном суде и сразу большим количеством», — объясняет начальник юридического управления Кредит Европа Банка Геннадий Семенов.

По словам Александра Ярецкого, еще одним преимуществом для сторон является возможность выбора состава судей для рассмотрения конкретного спора, а также «окончательность» его решений. Дело в том, что обжаловать решение третейского суда довольно сложно. К примеру, в презентации Независимого третейского суда при ВОО «Лига юридической защиты интересов потребителей» первым преимуществом третейского суда значится: «решение третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит». «Решения третейских судов практически не оспариваются, поскольку основания для обжалования, прописанные в законе, по сути, не позволяют этого сделать», — подтверждает Александр Ярецкий.

Как показывает практика, количество обжалованных решений действительно стремится к нулю. «Статистики обжалования мы не ведем, но иногда нас вызывают в государственные суды на рассмотрение жалоб. Таких вызовов в этом году было не более пяти», — говорит Анатолий Жуков. То есть доля обжалований составляет около 0,1% от количества поданных исков.

Не менее важен и еще один факт — третейские суды в большинстве случаев принимают сторону банков. «Такие суды рассматривают иски быстрее и, как правило, принимают решения в пользу банка. Если банк заинтересован в создании третейского суда, который будет рассматривать иски этого банка, то это можно считать частью банковского бизнеса», — утверждает Алексей Бубнов.

Согласно закону «О третейских судах», такие суды могут создаваться исключительно при всеукраинских общественных организациях, организациях работодателей, фондах и товарных биржах, торгово-промышленных палатах, всеукраинских ассоциациях кредитных союзов, объединениях или ассоциациях субъектов предпринимательской деятельности, в том числе коммерческих банков.

Леся Войтицкая, ДЕЛО

You may also like...