Украинские «понты»: удавлюсь, но куплю «мерседес»!
«Тойоты», «мерседесы» — дорогих машин на улицах столицы едва ли не больше, чем маршруток. Только за рулем — не всегда богачи и олигархи. Все больше украинцев со средним достатком покупают престижные автомобили. Дается им это нелегко — кредиты, долги, огромные выплаты, но людей это не пугает. Ведь так хочется казаться в глазах окружающих солиднее, чем есть на самом деле. В дорогих автосалонах просто не протолкнуться — народ вовсю выбирает автомобили. Только за полгода в Киеве продали более 350 «мерседесов». И спрос не падает. А на BMW настоящий бум!
— С начала года мы продали более 900 автомобилей! И все чаще машины берут в кредит, особенно 1 и 5 серии. За самые дорогие модели, в основном, расплачиваются сразу. А те, что подешевле, берут даже без первого взноса, — рассказала «Новой» Елена Демьянчук, менеджер по связям с общественностью компании «АВТ Бавария».
Иностранцы в шоке
Недавно из Германии приезжала моя старая подруга с мужем-немцем. Он был в шоке от Украины. Далеко не бедный даже по немецким меркам, Франк ездит на «мерседесе» 2003 г. выпуска и вполне им доволен. Для него это — скорее необходимость, нежели признак состоятельности. И до визита в Киев он не собирался менять машину, а сейчас призадумался. Но мудрая славянская подруга его быстро переубедила: ведь на его сограждан такие «понты» вряд ли подействуют. У них, в Мюнхене, например, «лексусы» — явление довольно редкое, а вот в Киеве их пруд пруди. «И как так получается?» — все время удивлялся Франк.
Иностранцев, приезжающих в Украину, поражает количество дорогих авто и богато одетых людей. Ведь в Европе уверены, что Украина живет у черты бедности, если не за ней. Конечно, простому немцу или французу не понять, что секретарша с окладом $300 может потратить все деньги на сапоги, а потом целый месяц голодать, выкручиваться, но ходить в шикарной обувке. Такая же ситуация и с автомобилями.
— Сейчас очень трудно определить достаток покупателя, — говорит менеджер столичного автосалона «Омега» Алексей Плахотнюк, — с виду у человека не хватит денег и на «Таврию», но он покупает «мерседес» за 80 тысяч долларов. Многие берут авто в кредит, переплачивают огромные суммы, но таки получают вожделенный автомобиль.
Во многих автосалонах за дорогими авто даже выстраиваются очереди. Трудно поверить, но, чтобы купить «мерседес», нужно ждать несколько месяцев! Да и более дешевые авто приобрести нелегко. К примеру, «мицубиши лансер» стоимостью $18 тыс в июне можно было заказать только на ноябрь.
— У нас иногда приходится ждать автомобиль несколько месяцев, — разводит руками директор автосалона «Прага-Авто» Елена Косогова. — Начинается все еще с весны. Люди собрались в отпуск и захотели поехать на своем новеньком авто. Другие думают, что поднимутся цены. Многие люди боятся политической нестабильности, не уверены в завтрашнем дне, поэтому спешат купить сегодня. А дилеры порой не справляются с таким наплывом. Ведь у нас все рассчитано заранее.
Бензин в BMW заливают друзья
Но многих украинцев влекут автомобили престиж-класса, на которые денег нет. 24-летний Саша Иваненко — вполне среднестатистический украинец, по крайней мере, был им еще месяц назад. Но вот недавно Саша обзавелся новеньким BMW бизнес-класса за $40 тыс. Работает он простым водителем, возит госслужащего. Зарплата Александра — около 2 тыс грн в месяц. А жить приходится в двухкомнатной квартире с родителями и младшим братом. Поэтому путь к вожделенной «бэхе» был тернистым и сложным — пришлось полгода клянчить у родителей половину стоимости машины, обещая потом выплачивать по $100 с зарплаты. Вторую половину парень взял в кредит в одном из банков.
— Но оно того стоит! — уверяет Саша. — Сейчас я плачу по 200 долларов банку. Когда погашу кредит, буду отдавать долг родителям. Приходится очень туго, во многом себе отказываю. Но этого же никто не видит! Когда я еду гулять с друзьями, мне и машину заправят, и пивом угостят, тратиться совсем не надо. А какой эффект машина производит на девушек!
Правда, погонять с девушкой на любимом BМW получается нечасто — денег порой не хватает даже на бензин.
Прорыв из «серой массы»
Наталья Кухтина, член Европейской психотерапевтической лиги, считает, что только через поколение наши сограждане привыкнут к изобилию машин, одежды и дорогих аксессуаров и перестанут их панически скупать.
— Это нормальное желание компенсировать советскую уравниловку, — говорит она. — Раньше все носили одинаковую одежду, ездили на троллейбусе, и далеко не каждый мог себе позволить хотя бы «Москвич». А резкий скачок к независимости привел к тому, что многие начали залезать в долги, брать кредиты, чтобы выбиться из серой массы и убедить в первую очередь себя, что он лучше других.
— За времена Союза у народа развился комплекс неполноценности, ведь все ходили в одинаковых вещах, автомобили — одни и те же, — говорит Светлана Уварова, Президент Украинской ассоциации психоанализа. — Вырвавшись из этой советской уравниловки, народ как с цепи сорвался — начал покупать все, даже то, что совсем не нужно. Каждый, несмотря на свой достаток и возможности, хочет видеть себя «крутым». Еще Фрейд утверждал, что славяне вступают в сделку с совестью, пытаются убедить себя, что желания совпадают с возможностями. Ведь никто не видит, что человек живет в маленькой квартире, и не каждый день ему хватает денег на ужин, но все видят, что он ездит на дорогом автомобиле и потенциально начинают его уважать, а для многих украинцев это — самое главное.
В последние годы все популярнее становится покупка автомобиля в кредит. Вместо того чтобы копить на машину несколько лет, можно за два дня оформить кредит даже без первого взноса. Некоторые банки и справки о доходах не требуют, только паспорт и код. Проценты, правда, довольно кусачие — от 13% годовых. Если хотите без первого взноса — 15-16%. И это без скрытых и единоразовых комиссий. Да еще и страховка — около $1,5 тыс.
Акции — вот единственный выход, думают автолюбители. Но и тут не все так просто. Один известный банк предлагает автомобиль под 8% годовых, по сравнению с другими — практически «шара»! Но когда вы захотите оформить кредит, вас предупредят — к сумме начисляется еще и ежемесячная комиссия, около 1% в месяц. С виду немного, но при кредите на 5 лет 1% превратится в несколько тысяч долларов. К тому же, придется заплатить еще комиссию за начисление денег автосалону, комиссию за ведение счета, оформление кредита. В итоге стоимость машины вырастает практически в два раза — не так уж и выгодно, как кажется на первый взгляд.
Получается, наши граждане без колебаний залезают в долги, берут огромные кредиты только для того, чтобы убедить окружающих в своей эксклюзивности. Молодежь покупает машины ради «понтов», а люди постарше — чтобы доказать окружающим, что «есть еще порох в пороховницах».
Роман Чабак, газета «Новая»
Tweet