За секс в интернете на Филиппинах будут сажать. До 12 лет
Президент Филиппин Бениньо Акино на днях подписал принятый парламентом закон об уголовной ответственности за киберсекс – интернет-разновидность секса по телефону, дополненная возможностями веб-камеры. Филиппины – один из мировых центров сексуальной эксплуатации женщин, однако закон вызвал неоднозначную реакцию не только в стране, но и в мире.
В его текст попало множество других статей, криминализирующих, например, клевету в социальных сетях и блогах. Сроки обещают немалые – до 12 лет.
Chris Hondros/Newsmakers/Getty Images/Fotobank
История началась еще весной 2009 года, когда филиппинская полиция ворвалась в одно из помещений офисного центра в маленьком городке Каусваган на южном острове Минданао и обнаружила 17 обнаженных девиц, сидящих перед мониторами компьютеров. Так была накрыта подпольная фирма киберсексуальных услуг, организованная двумя шведами.
В прошлом году суд огласил приговор по их делу, который возмутил уже шведскую общественность, – пожизненное заключение. Шведские СМИ приводили выдержки из интервью с осужденными, говорившими, что ничего такого не сделали. Мол, девушки шли к ним добровольно.
Платили им хорошо, в реальной торговле людьми и проституции, которые действительно широко распространены в стране, они не замешаны, и вообще правительство сделало их козлами отпущения, пытаясь выдать их дело за плоды борьбы с настоящей сексуальной эксплуатацией женщин, за которую Филиппины все время ругают США.
Так или иначе, сами девушки потом говорили журналистам, что приводили их туда родственники, а один из филиппинских чиновников рассказал, что платили им по $350 в месяц. Это больше, чем месячный ВВП на душу населения Филиппин, а на Минданао доходы у людей еще ниже. Впрочем, при обычных расценках в $7 в минуту, месячный заработок одной девушки, как нетрудно подсчитать, окупался за час работы.
После громкого процесса прошел еще год, и вот в стране подписан закон о борьбе с киберсексом. Вообще, Филиппины не случайно стали одним из его мировых центров. Это бедная, густонаселенная страна, где большинство граждан владеют английским языком, так как он является там вторым государственным наряду с испанским. То же стечение обстоятельств, например, сделало Филиппины лидером на мировом рынке услуг колл-центров.
Полмиллиона филиппинцев сегодня работают операторами, отвечают на звонки клиентов крупнейших телекоммуникационных компаний США, Индии, Японии и других стран. Через пять лет этот рынок на Филиппинах должен достигнуть объема в $15 миллиардов. На руку же фирмам киберсекс-услуг дополнительно играет и традиционная для Восточной Азии более гибкая система сексуальных табу.
Объемы этого рынка на Филиппинах точно не известны, но, по данным местной полиции, в него вовлечены тысячи женщин, а мировой киберсекс-рынок еще в далеком 2000 году оценивался в $1 миллиард с потенциалом роста до $7 миллиардов за шесть лет. Так что сегодня его оборот может доходить до $10 миллиардов.
Теперь за киберсекс в стране можно получить штраф до $25 тысяч или до 12 лет тюрьмы. Однако даже международные правозащитники не спешат радоваться новому закону. Дело в том, что он оказался пространным, выйдя далеко за рамки криминализации собственно киберсекс-бизнеса.
Например, вне закона оказалась вообще любая онлайн-имитация секса, включая и совершаемую бесплатно и по взаимному согласию совершеннолетними людьми. Более того, им вводится уголовная ответственность за киберсквоттинг (регистрация доменных имен с целью их дальнейшей перепродажи) и рассылку спама. Наконец, уголовное наказание, согласно закону, грозит теперь и за клевету в блогах и социальных сетях.
Филиппинские блогеры пишут, что пункт о клевете в последний момент без обсуждения протащил в законопроект лидер сенатского большинства Висенте Сото Третий. Две недели назад он призывал президента Бениньо Акино принять акт о киберпреступлениях, угрожая своим активизировавшимся интернет-критикам, что однажды они «ответят за то, что говорят и пишут».
Так или иначе, отвечать за то, что может быть сочтено клеветой по филиппинским законам, в стране теперь действительно придется, причем уголовно. Ужесточение законодательства, регулирующего деятельность в интернете, превращается во все более устойчивый мировой тренд.
Автор: Павел Бурмистров, Русский Репортер
Tweet