Война ведомств: ГПУ против НАБУ

Противостояние между Генеральной прокуратурой Украины и Национальным антикоррупционным бюро, долгое время носившее эпизодический характер, в последние несколько недель переросло в прямую вражду.  Как развивался конфликт между прокурорами и антикоррупционными детективами

 

Генеральный прокурор Юрий Луценко и председатель НАБУ Артем Сытник публично просят воздерживаться от использования термина "война". Даже провели совместный брифинг, на котором назвали события последних дней недопустимыми. Мол, есть определенные недоразумения, но масштабного конфликта нет. Тем не менее, разборки между ГПУ и НАБУ уже вылились из кабинетов на улицу, поэтому, говоря о "незначительных недоразумениях", стороны явно лукавят.

НАБУ против Шокина

Учитывая последние события кажется, что конфликт ГПУ с НАБУ возник именно с приходом в кабинет на Резницкой Юрия Луценко, однако это совсем не так.

Противостояние ГПУ вновь созданному антикоррупционному органу началось буквально с создания НАБУ.

ГПУ во главе тогда еще с Виктором Шокиным с первых дней начало намекать, что совсем не в восторге от появления еще одного силового органа. Согласно закону Генпрокуратура должна передать НАБУ определенную часть дел, которые расследовала. ГПУ норму выполнила, но сотрудники НАБУ увидели, что большинство переданных дел на самом деле являются старыми "глухарями", в которых НАБУ могло просто "утонуть". Руководство НАБУ оказалось не из пугливых и вернуло большинство дел обратно. Плюс к тому, добилось возможности расследования новых дел.

Впоследствии Шокин переключился на внутреннюю борьбу в ГПУ против своих заместителей Давида Сакварелидзе и Виталия Касько, которая в итоге закончилась плачевно для всех ее фигурантов. По крайней мере, что касается работы в ГПУ, поскольку всех их уже не увидишь в коридорах на Резницкой.

В это время НАБУ не сидело без дела и начало сразу несколько громких расследований, в которых фигурировали не последние люди политической верхушки страны. Среди тех, к кому появились вопросы у детективов НАБУ фигурировали фамилии Игоря Кононенко, Николая Мартыненко и прокурора АТО Константина Кулика.

Именно дело Кулика впоследствии станет одним из ключевых моментов нового витка противостояния между ГПУ и НАБУ.

Дело Кулика

В мае эпопея с назначением нового генерального прокурора наконец закончилась. В НАБУ тогда выражали надежду на успешное сотрудничество с Юрием Луценко.

Перед назначением новый генпрокурор пообещал очистить ГПУ от одиозных кадров, однако уже после въезда в кабинет на Резницкой риторика несколько изменилась. По сути, в ГПУ или в просто в системе прокуратуры остались работать проверенные кадры, которые работали с его предшественником Виктором Шокиным.

Уже через 10 дней после назначения Луценко НАБУ отправило антикоррупционному прокурору Назару Холодницкому подозрение на уже упомянутого Кулика. У НАБУ возникли вопросы к прокурору в связи с тем, что у него и у его сожительницы вдруг появились квартиры и машины стоимостью несколько миллионов гривен, которые не совпадали с его декларациями. Кулика вызвали на допрос, но тот трижды не явился, аргументируя это командировками.

Прошел месяц. В НАБУ решили больше не ждать пока прокурор придет на допрос, пришли к нему домой с обыском и вручили подозрение. Тогда же он был отстранен от должности, но впоследствии суд его восстановил. Собеседники в обеих структурах говорят, что именно это дело стало началом охлаждения в отношениях между Луценко и Сытником.

Подозрение Онищенко

Весь июнь НАБУ занималось делом депутата от группы "Воля народа" Александра Онищенко. Юрий Луценко публично поддерживал НАБУ, но уже после того как с депутата была снята депутатская неприкосновенность между НАБУ и ГПУ снова возникли недоразумения.

НАБУ ожидало от генпрокурора подписи под подозрением Онищенко, но Луценко долгое время этого не делал. В ГПУ объяснили это тем, что подозрение подготовлено некачественно. Примечательно, что главным репрезентатором позиции генпрокурора был уже упомянутый военный прокурор Матиос.

Без подписи подозрения Онищенко не могли объявить в розыск. В конце концов, через 20 дней после снятия депутатской неприкосновенности подозрение Онищенко было подписано. Однако в это время главный подозреваемый, по его словам, уже находился в Лондоне.

"Маски-шоу" и силовое противостояние

Если раньше с обысками к прокурорам ходили следователи НАБУ, то в начале августа неожиданно пришли к ним самим. Прокуроры во главе с руководителем департамента особо важных экономических дел, который называют "департаментом Кононенко-Грановского", Дмитрием Сусом. Прокуроры заявляли, что НАБУ кого-то незаконно прослушивала.

Сытник провести обыск не дал. Более того, в НАБУ для обеспечения порядка пригласили в свой офис спецназовцев. Тем не менее, в НАБУ отдали копии документов, которые хотели прокуроры. Вместе с тем, Сытник подчеркнул, что НАБУ никого не прослушивает, а пользуется помощью СБУ, которая имеет на это соответствующие полномочия. Причем, самое интересное, что НАБУ уже давно добивается права самим проводить прослушивания, не привлекая СБУ.

Если в начале августа силового противостояния удалось избежать, то 12 августа такого развития событий избежать не удалось. В этот день, следователи ГПУ ворвались в квартиру по ул. Симона Петлюры в Киеве, окна которой выходят на офис одного из депаратментов ГПУ. Примечательно, что среди прокуроров снова выделялся уже упомянутый Сус.

Следователи обнаружили там сотрудников НАБУ, которые занимались прослушкой, и задержали двух из них.

В НАБУ заявили, что все действия, которые совершали их сотрудники, были санкционированы судом и направили на место происшествия своих спецназовцев, чтобы вытащить еще одного своего сотрудника, при чем произошло столкновение с прокурорами.

Прокуроры обвинили НАБУ в применении силы. В сети даже появилось видео, на котором якобы указываются моменты превышения полномочий НАБУ. Для большей драматичности видео даже сопровождается "Лунной сонатой" Бетховена.

В свою очередь в НАБУ сотрудников ГПУ обвинили в угрозах применить оружие и истязании своих сотрудников, которые были незаконно задержаны прокурорами.

Луценко долго молчал, не комментируя то, что произошло, но вернувшись из Израиля вчера провел встречу со всеми руководителями силовых структур и принял участие в совещании с президентом. Результатом этого стало решение, что инцидент между сотрудниками ГПУ и НАБУ будет расследовать СБУ.

И хотя стороны обещают не вмешиваться в расследование и избегать подобных инцидентов в будущем, говорить о мире еще рано. Скорее это можно назвать хрупким перемирием, которое в любой момент может снова перейти в горячую фазу.

Автор: ЕВГЕНИЙ БУДЕРАЦКИЙ, espreso.tv

You may also like...