Евродепутаты тоже воруют… и тоже скрывают от народа
Проведенный в Европарламенте аудит выявил растрату. Денежные махинации членов Европейского парламента решением его руководства будут сохранены в тайне, несмотря на их масштабы и широкую огласку. То, что в европейских структурах не все в порядке с точки зрения расходования средств налогоплательщиков, известно давно. Несколько лет назад Еврокомиссию – коллективное европейское правительство – трясло как юного ковбоя на диком скакуне. В адрес ее руководителей – комиссаров по отраслям и направлениям – обвинения сыпались как из рога изобилия. И все какие-то неприличные и все – абсолютно уголовно наказуемые: подлоги, махинации, фальсификации, растраты средств, создание подставных фирм, устройство родственников на высокооплачиваемые посты и прочее, и прочее. Речь шла об астрономических суммах хищений и незаконных трат.
В центре скандала оказались два комиссара, оба – от социалистических партий: француженка Эдит Крессон и испанец Мануэль Марэн. Как утверждалось, они вдоволь и не без удовольствия попользовались бюджетом Еврокомиссии в своих личных, грубо говоря, бессовестно-корыстных целях. Правда, оба европейских министра с гневом отвергали обвинения в свой адрес и уверяли всех, что к ним «придираются по политическим соображениям».
Тогда в этом скандале решили разобраться депутаты Европейского парламента и самым серьезным образом потребовать от этой – руководящей в системе европейского строительства инстанции – покарать провинившихся.
Гневные филиппики сыпались на головы вороватых евроначальников и, казалось, сейчас их достанет хваленый меч европейского правосудия.
Самые горячие депутаты требовали даже проголосовать за вотум недоверия всем членам Еврокомиссии, а особо провинившихся с громким позором прогнать поганой метлой.
Оно бы, возможно, так и случилось, если бы эти самые еврокомиссары были «лохами» и беззубыми мямлями. Но они таковыми не были, и включили все возможные рычаги уже вполне отлаженной бюрократической евромашины, стремясь угомонить распустившихся парламентариев. Тут же из столиц стран Европейского союза в адрес депутатов, наиболее агрессивно настроенных в своем Дворце Европы в Страсбурге против «допустивших ошибки в работе» комиссаров и комиссарок, стали поступать настойчивые рекомендации уменьшить пыл, прикрыть рот и перестать скандалить. Им также настойчиво порекомендовали ограничиться «серьезным предупреждением» в адрес комиссарского корпуса.
Собственно, так депутаты и поступили, получив, с одной стороны, хороший урок политкорректности, а с другой – важный урок морали и нравственности, объяснивший «зарвавшимся» народным избранникам, что подобные скандалы им раздувать никто не даст. Скандалы такого рода Брюсселю не нужны!
За прошедшее с тех пор время у депутатов Европейского парламента еще не раз был шанс убедиться, что в европейских структурах «некачественные финансовые решения» бывают.
Но никогда и ни за что они не станут не то что предметом судебного разбирательства, но и бурного административного шторма. Штормить, конечно, может и поштормит, но волос с головы «допустившего ошибку» не упадет. Оно и понятно, это же – тень на всех еврочиновников, а тень на плетень в Брюсселе наводить не собираются. Тень – вещь политически неуместная.
Поняв все это, народные избранники совершенно справедливо задались вопросом: а чего это чиновникам – можно, а нам, всенародно избранным, – нельзя? И решили – можно и им.
Решили – сделали. Короче, 2008 год начался в Страсбурге с нового скандала: огромное число европарламентариев обвинили в «нецелевом расходовании средств», выделяемых им для депутатской деятельности. Попросту говоря, в присвоении и хищении. И даже устроили поголовный и постатейный аудит. Но аудит – внутренний, чтобы, не дай Бог, что-то неудобное не просочилось за стены Дворца Европы.
Этот самый внутренний аудит выявил «растрату и мошенничества в огромном масштабе».
Честная общественность Европы готовилась бурно праздновать изгнание «опозоривших звания европейских парламентариев» вон из Страсбурга, на историческую родину, так сказать.
Но тут было принято мудрое решение: отчет о «неправильном использовании средств» членами Европейского парламента будет сохранен в тайне, несмотря на многочисленные призывы сделать его открытым. И это – правильно. Зачем расстраивать избирателей и создавать у них впечатление, что «допускают финансовые ошибки» не только члены европейского правительства – Еврокомиссии, но и те, кто обязан за еврокомиссарами надзирать, – депутаты Европейского парламента. Уж хотя бы кто-то в благородном семействе должен остаться честен? Впрочем, во всех случаях честными по европейской логике должны оставаться все.
Андрей Борисов , Столетие