Маньяками не только рождаются, но и становятся
«Я – зверь, мне нужна клетка», – сказал в суде маньяк Сергей Ткач. Этот серийный убийца, которого считают самым кровавым преступником Украины, в течение 25 лет убивал и насиловал девочек в возрасте от 9 до 17 лет. Своих беззащитных жертв он, как правило, подстерегал по вечерам в пустынных местах – неподалеку от автомобильных трасс и железнодорожных путей. Маньяк признался в 27 убийствах и призвал судей приговорить его к высшей мере наказания.
Так все-таки, казнить или лечить? Этот вопрос становится актуальным, когда психически больные люди совершают преступления на сексуальной почве. Можно ли вычислить потенциального сексуального маньяка и провести его профилактическое лечение, чтобы избежать трагедий?
Об этом – наша беседа с доктором медицинских наук, профессором кафедры сексологии и медицинской психологии Харьковской медицинской академии последипломного образования Марианной Марковой.
– Таких понятий как «сексуальный маньяк» и «сексуальное извращение» в нашей медицинской науке и практике нет, -рассказывает Марианна Владиславовна. -После принятия 20 февраля 2000 года Закона о психиатрической помощи в Украине никто не имеет права назвать человека психически больным, пока его не обследуют три врача-психиатра и не поставят такой диагноз. И делается это либо при условии добровольного и информированного согласия пациента, который должен подписать необходимые документы, либо по заявлению родителей или опекунов, если речь идет о ребенке, либо по решению суда.
Заставить человека, совершившего на сексуальной почве жестокое убийство или другое общественно опасное действие, пройти обследование у психиатров можно только через суд. Потому очень сложно заниматься профилактикой таких преступлений. Как правило, люди, склонные к таким действиям, попадают в поле зрения психиатров и сексологов уже после того, как их задерживает милиция. В этом -главная беда.
Три этапа формирования сексуальности
– Что в поведении ребенка должно насторожить родителей потенциального маньяка-убийцы? Какие его проявления во взрослом возрасте могут свидетельствовать о сексуальных отклонениях и склонности к насилию?
– Многое зависит от того, на какой стадии развития человека случается «сексуальная поломка». Формирование сексуальности происходит в три этапа. Первый приходится на раннее детство – этап полового самосознания, когда девочка начинает понимать, что она девочка, а мальчик чувствует себя мальчиком. Затем – в подростковом возрасте – формируется стереотип полоролевого поведения, и чуть позже – до 24 лет – определяется психосексуальная ориентация.
«Сексуальные неполадки» могут наблюдаться еще на стадии эмбрионального развития – при неправильной закладке органов и систем плода и неправильной дифференцировке клеток головного мозга. И нередко причина этого – нездоровый образ жизни будущей матери и плохая экология окружающей среды.
Врожденная патология сексуального развития практически не поддается медицинской коррекции. Тем не менее, если, к примеру, ребенку нравится мучить животных, родителям следует обратиться за консультацией к психологу или даже психиатру. Но чаще всего родители не придают детской жестокости особого значения – им просто некогда заниматься воспитанием ребенка.
Нет каких-то диагностических маркеров, позволяющих выявить так называемого маньяка.
Половая идентификация и половое предпочтение
– В сексологии, как и в других отраслях медицины, есть понятие «норма», – продолжает Марианна Владиславовна. – Хотя в последнее время мы все больше говорим о сексуальной адаптации, понимая, что в такой тонкой интимной сфере нормы как таковой не существует. У каждого она своя.
Сексуальность – единственная парная функция человека, которая зависит не только от него лично. Она играет огромную роль в судьбе и социальном функционировании каждого из нас, определяя успешность и качество жизни. И тут самое главное, чтобы сексуальными партнерами были два человека, которые подходят друг другу. Когда у мужа и жены или у любовников, просто сожителей – разные темпераменты и сексуальные потребности, появляются серьезные проблемы, которые могут привести к насилию и жестокости и внутри самой пары, и за ее пределами.
– Однако еще совсем недавно – в советское время – определением «сексуальный извращенец» активно оперировали не только журналисты, но и врачи.
– Действительно, раньше в нашей стране любые не гетеросексуальные отношения между двумя взрослыми людьми считались ненормальными, патологическими. А на тех, кто выходил за рамки общепринятого, вешали ярлыки сексуальных извращенцев. Гомосексуалистов, как вы знаете, даже судили и сажали в тюрьмы. Сейчас в медицинской науке и практике применяются такие понятия, как «нарушение половой идентификации» и «нарушение полового предпочтения».
При этом мы руководствуемся Международной классификацией болезней десятого пересмотра, которая в Украине введена с 1990-х годов. По этой классификации заболеваниями являются транссексуализм и трансвестизм, то есть нарушения половой идентификации, а также – фетишизм, вуайеризм, садомазохизм, педофилия и тому подобные нарушения полового предпочтения. Когда человек получает сексуальное удовлетворение, предварительно задушив или зарезав женщину, это тоже нарушение полового предпочтения. И такое отношение к слабому полу может спровоцировать не только жестокость матери, но и пример отца, который регулярно издевается над женой.
В отдельную графу выведены психологические, поведенческие сексуальные расстройства, связанные с сексуальным развитием и сексуальной ориентацией. Допустим, когда человек понимает, что у него есть гомосексуальные наклонности, но в душе их не принимает и у него в связи с этим возникает глубокий внутрилич-ностный конфликт, такое состояние является болезненным. Если же просто два гомосексуально ориентированных человека создают пару, это в настоящее время уже не считается чем-то патологическим.
В анамнезе – сексуальная травма
– Мне вспомнился герой одного из романов Стивена Кинга – полицейский: он душил маленьких девочек, получая от этого наслаждение, и таким образом мстил своей матери-садистке, которая в детстве в наказание за провинность делала ему больно, защемляя половой орган прищепкой.
– У каждого совершившего преступление на сексуальной почве обязательно в анамнезе есть сексуальная травма или даже серия таких травм. И чем в более раннем возрасте ребенок испытал жестокость и насилие, тем более жестокими могут быть его поступки в будущем. Некоторые в глубине души хотят, чтобы их остановили, потому что сами не могут справиться с приступами насилия, только позже осознают, что натворили. Таких людей надо грамотно лечить, а не только судить.
– Предположим, человека не долечили, он выходит на свободу и принимается за старое: как избежать повторения трагедий?
– На самом деле это – очень большая проблема. Бывает, ко мне на прием добровольно приходит пациент, который чувствует в себе склонность к насилию или, допустим, к педофилии. Он не говорит мне прямо и честно о своей проблеме – жалуется на плохой сон, рассказывает о сложностях взаимоотношений со своей старенькой мамой, с которой вместе живет. Я же вижу его проблему фазу и полностью раскрываю ее на второй – третьей нашей встрече, после которой пациент может неожиданно исчезнуть из поля зрения врачей, и у меня нет никаких законных механизмов, чтобы обязать его пройти серьезное и продолжительное лечение.
От педофилии можно излечиться
– Какие детские впечатления и психологические травмы могут обусловить половое влечение к маленьким мальчикам и девочкам во взрослом возрасте?
– Причины этого могут быть самыми разнообразными, но все они «родом из детства». Почему взрослого мужчину тянет к мальчикам? – Потому что он не может завязать нормальных взаимоотношений со своими сверстницами. Возможно, они слишком часто отказывали ему в любви. Или он вообще ненавидит женщин, как ненавидел в детстве свою мать за ее чрезмерную властность, суровость или жестокость. Бывает, у человека превалируют гомосексуальные тенденции, но он не решается вступать в сексуальную связь с взрослыми мужчинами и пытается совращать мальчиков, понимая, что это нехорошо, но ничего не может с собой поделать. Склонность к педофилии лечится очень сложно и долго.
И эффективность такой терапии зависит от желания самого пациента избавиться от нездорового влечения. Иногда к нам обращаются взрослые люди с просьбой помочь им излечиться от гомосексуальных устремлений: они хотят иметь нормальные семьи, воспитывать детей, однако нетрадиционная сексуальная ориентация мешает им реализовать себя в этом плане. Кстати, бравирование своей гомосексуальной ориентацией некоторых звезд шоу-бизнеса негативно сказывается на половом воспитании подрастающего поколения. У молодых людей невольно возникает желание подражать известным личностям. Хотя физиологически – в любом обществе, при любом строе – гомосексуальная ориентация присуща только четырем процентам населения.
Почему мальчикам вредно играть в куклы
– Как надо воспитывать мальчика, чтобы он вырос нормальным мужчиной?
– По мере взросления ребенка на первый план выходит не биологическая, а социальная составляющая. Формирование полоролевого поведения – очень важный этап в жизни, когда человек психологически примеряет на себя роль мужчины или женщины. Мы проводили исследование в общеобразовательных школах Киева и оказалось, что очень много мальчиков в возрасте 12 -14 лет уже ориентированы не на реализацию мужской модели поведения.
А девочки и женщины все чаще ведут себя по-мужски, становятся лидерами и берут на себя бремя ответственности за благополучие семьи. Дети усваивают модели поведения, сложившиеся в их семьях. Если папа ведет себя как мужчина по отношению к маме, они любят друг друга и заботятся друг о друге, сын и дочь будут брать пример с родителей и нести их модели поведения по жизни. У меня два сына и я им постоянно внушаю, что мужчина -это человек, способный принимать решения и брать на себя ответственность.
Беседу вела Наталья Карпова, АиФ-Украина
Tweet