«Судьи – подонки». МВД применяет на практике тезис Данилыча

В «УК» попали уникальные документы, которые в очередной раз демонстрируют открытые и наглые попытки поставить под контроль судебную власть в Украине. Теперь «разобраться» с судами, как когда-то Президенту Кучме, не терпится «орлам Луценко» из самого кумедного Департамента МВД — ГАИ. 

Немного теории. Судебная власть – одна из трех закрепленных Конституцией самостоятельных и независимых ветвей власти, существование которой в подобном качестве является гарантией существования правового государства. Общеизвестно, что судьи в Украине декларативно имеют гарантии независимости их деятельности (например, невозможность привлечения судьи к уголовной ответственности без согласия Верховной Рады Украины).

Вместе с тем разработан особый многоуровневый механизм привлечения судей к ответственности, который достаточно громоздок и сложен (на определенных этапах инициировать привлечение тех или иных судей к ответственности могут народные депутаты, члены Высшего совета юстиции, советы судей, квалификационные комиссии судей…). Сложность механизма дает как дополнительные гарантии судьям (дабы сделать невозможным безосновательное привлечение к ответственности), и одновременно – позволяет квалифицированно разобраться с обвинениями в отношении того или иного судьи.

Контроль за судебной системой – это контроль за одной из ветвей власти. Узурпация власти как в целом, так и одной из ее ветвей запрещена законом и наказуема. Уголовно также наказуемы любые действия, направленные на ограничение самостоятельности судей или понуждение последних к принятию незаконных решений.

Подчинить себе судебную власть пытались и пытаются практически все политические силы всего спектра расцветок. Но практически никому не удавалось сделать это в полном объеме: судебная власть в той или иной мере оставалась относительно (ибо все в этом мире относительно) независимой, что давало надежду на будущее украинской государственности.

В поле нашего зрения попали уникальные документы, которые в очередной раз демонстрируют открытые и откровенные попытки поставить под контроль судебную власть, воздействовать на последнюю путем совершения непроцедурных действий незаконного характера, а именно – через СМИ.

Одно радует: постепенно политиками и государственными чиновниками в той или иной мере признается, что СМИ – тоже являются властью («четвертой»), выражая позицию общества и народа (который по Конституции и по здравому смыслу является источником власти, при чем единым и первичным).

Предлагаем вниманию читателей распоряжение Департамента ГАИ МВД Украины от 09.06.2009 № 76, которое Департамент разослал для неукоснительного исполнения во всех местных (областных) ГАИ, касающееся освещения в СМИ информации относительно «строптивых» и либеральных судей:

 

Итак, согласно текста упомянутого распоряжения, руководство Министерства внутренних дел Украины дало некое поручение относительно освещения в СМИ информации о судьях, выносящих либеральные решения в отношении злостных нарушителей Правил дорожного движения (уличенных в вождении в нетрезвом виде).

Департамент ГАИ (исполняя «высочайшее» предписание министра Юрия Луценко?) рьяно взялся за работу, состряпав упомянутое распоряжение, согласно которому обязал обобщать судебную практику о либеральных решениях судей. При чем, что занимательно, делать это «задним числом»: например, установив, что некое лицо в состоянии опьянения совершило ДТП с наличием пострадавших – осуществлять проверку в отношении такого правонарушителя, и если ранее нарушитель привлекался к ответственности за вождение в пьяном виде без лишения прав вождения – таких судей считать «плохими» и размещать относительно их информацию в СМИ (очевидно, «чтобы боялись»), поручив это дело полковнице Хмелевской Н. В.

А уж эта дама в погонах, очевидно, должна стараться, размещая меседжи по образцу: «Водитель Петров, 31 июля 2009 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершил наезд на пешехода Сидорова, который оказался в больнице. Двумя годами ранее Петров уже задерживался за езду в нетрезвом виде, но судья Иванов наказал Петрова штрафом, не лишив водительских прав. Но вот если бы судья Иванов два года назад лишил Петрова водительских прав – он бы не сел за руль и не совершил ДТП…»

Бредовость подобных предполагаемых месседжей, да и всей затеи, столь же очевидна, как и незаконна.

Во первых, и это самое главное – судьи независимы и должны быть такими априори. Это аксиома. И тем более, что мера взыскания (либо штраф либо лишение прав), предусмотренная ст. 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях (за вождение в нетрезвом виде) определена этим же Кодексом. Принимая решение по делу, судья действует исключительно в пределах санкции статьи, и вовсе не обязан лишать прав (ограничиваясь штрафом). Так что вопрос о возможной мягкости наказания не к судьям – а к законодателям (депутатам Верховной Рады) – почему это законодатель не предусмотрел «за пьянку за рулем» лишение прав без альтернативы?

Да и откуда судье знать и предвидеть, что водитель в будущем может совершить повторное правонарушение с наличием потерпевших, и потому лишать прав на будущее? Во всем мире наказание назначается за содеянное правонарушение, а не за предположение того, что может быть в будущем (а может и не быть).

И, например, что должен делать судья, узнав, что ранее наказанный им штрафом нарушитель сегодня кого-то задавил? Падать на пол и рвать на себе волосы? Машины времени пока не изобрели, и назад ничего не вернешь…

Да и утверждать, что «… если бы лишили прав, он бы не ездил…» — верх абсурда. Отсутствие прав совсем не лишает водителя возможности, выпив бутылку водки, сесть за руль (у нас руководители столь «правдолюбивого» министерства в аэропортах еще и не то себе позволяют…). Даже наоборот: прав — нет, терять — нечего, ощущение свободы — полное; можно «рассекать» безнаказанно…

Подобными «затеями» с распоряжениями МВД пытается «ориентировать» судебную практику в направлении лишения прав всех водителей (без альтернативы взыскания штрафов, хотя и предусмотренной законом). Ибо каждый судья будет думать примерно следующее «…Я сейчас ограничусь штрафом, а вдруг этот же нарушитель через два года кого-то переедет – меня же будут «расписывать» по всем газетам… оно мне надо?..»

При умелом «менеджменте» судьями можно управлять, и даже очень «некисло» (с претензией на изощренность). Еще раз для «умников» в МВД напомним – любое давление на суд недопустимо и преступно. А со стороны милиции как правоохранительного органа – вообще наглость несусветная…

Не нравится мягкость назначенного судом наказания (взыскания) – подобные решения следует обжаловать (опротестовывать через прокуратуру). А на судей писать жалобы в советы судей и другие компетентные органы (то есть, действовать по закону).

Кстати, если уж МВД проявляет такую последовательность в борьбе с пьянством – то почему бы не предусмотреть меры «публичного воздействия», аналогичные к судьям – для прокуроров (не опротестовавших «мягкое» постановление, например) или сразу «наезжать» на Верховную Раду Украины?

Представляете, как «круто» бы выглядело: министр Ю.Луценко заявит: «Водитель Петров в состоянии алкогольного опьянения сбил полдесятка пешеходов исключительно потому, что Верховная Рада Украины (поименно депутатский корпус) не позволяет лишать водителей прав за пьянку…»

И пусть никого не смущает и не заботит видимая «цель» борьбы МВД и ГАИ с пьянством за рулем. К подобной борьбе это не имеет никакого отношения (хотя бы потому, что никто не мешает водить вообще без прав (садись и езжай). Да и не будем забывать о том, что не судьи, а законодатели предусмотрели возможность применения штрафных (наряду с лишением прав) санкций.

Кстати, почему, интересно, наше доблестное МВД и подчиненное последнему ГАИ борется именно с водителями, пребывающими в состоянии опьянения? Ведь упомянутая ст. 130 КУпАП наряду с вождением в состоянии опьянения признает правонарушением и употребление лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции… Но к судьям, отпускающих водителей без лишения прав за вождение «под лекарственным кайфом», ГАИ МВД почему-то либеральна и непоследовательна…

Подобная «забота», уверены, лишь «закабалит» судей и «зазомбирует» последних на однотипную и безальтернативную судебную практику. Что, уверены также, создаст предпосылки для роста сумм взяток в среде ГАИшников (задержанный по «подозрению в употреблении» водитель, зная, что ему безальтернативно светит лишение прав, будет готов на месте заплатить любую сумму, дабы его «не паковали»). Сейчас, по крайней мере, размеры взяток не превышают разумные – размеры штрафов.

Это при том, что все чудесно осведомлены о методах работы ГАИ и системы МВД вообще. Не так давно МВД выступало инициатором разрешения вождения автомобилей в состоянии легкой степени опьянения (что уже никак не «клеится» с борьбой с пьянством за рулем). Инициативы «с треском» провалились: Минздрав вовремя заявил, что отсутствуют надлежащие сертифицированные алкотестеры, позволяющие осуществлять контроль за степенью дозволенного/недозволенного опьянения. Более того: в Украине существуют вообще методики определения состояния опьянения, как таковой — все определяет врач «на глазок», безо всяких анализов, по внешним физиологическим реакциям. Кто не верит – напроситесь к дежурному наркологу на улице Семьи Хохловых в Киеве (на территории полка ДПС УГАИ ГУ МВД Украины, поприсутствуйте во время «освидетельствования» — сами все увидите без комментариев. Кроме «голого» стола перед врачом – ровно никакого оборудования!

А теперь представим, что было бы, если бы «начинание» с вождением в состоянии легкого опьянения воплотилось в жизнь (кстати, по времени «удивительным образом» оно совпало с датой принятия упомянутого распоряжения). Обнадеженные либерализацией водители, выпив бокал пива, выезжали бы на дорогу и тут же бы излавливались инспекторами, сразу обвинялись в нарушении закона с немедленной перспективой лишения прав… Выход – только взятка на месте («подготовленный» распоряжением суд не рисковал не то что отпускать бедолаг, но и даже штрафовать)…

Незаконно указанное распоряжение не только попыткой «поставить судей в стойло», но еще и тем, что согласно ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать в соответствии с законом и в установленном порядке. Ни одним законом не предусмотрена такая мера воздействия, как «централизованный стук» в СМИ о поведении того или иного судьи (либо другого чиновника).

Помимо того, что это явный «удар ниже пояса» (ведь ГАИ «чужими руками» будет банально «мочить» неугодных судей , не стесняясь в выражениях по образцу «… подонок в черной мантии судьи с цепью на шее два года назад не лишил прав пьяного дебошира, который сейчас на автомобиле совершил убийство, оставив сиротой маленького ребенка…»), непонятно, что значит «обеспечить размещение информации о таких судьях в СМИ». За какой (за чей) счет это размещение должно происходить? Не за счет же самой полковницы Н.Хмелевской (на которую возложена обязанность инквизитора)? И не за счет, очевидно, самого начальника Департамента ГАИ С. Г. Коломийца?..

Тяга к растрате бюджетных средств чиновниками ГАИ общеизвестна. Видимо, и сейчас предполагается использование бюджетных средств для финансирования затей с размещением информации о судьях-либералах в СМИ — иных легальных источников нет и быть не может.

Весьма надеемся, что компетентные органы разберутся с попытками МВД,относящегося к исполнительной власти, узурпировать судебную власть и подчинить себе последнюю путем сумасбродных законодательных экспериментов. Надеемся, что и сами судьи не «проглотят» наглые попытки превратить их в покорное, извиняемся, стадо с навязанныыми кем-то поступками и решениями.

Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»

Читайте также: