Мифы и стереотипы: Отдала ли Украина России собственные территории в обмен на Крым?
В российско-украинских дискуссиях об исторических правах на Крым, украинская сторона часто прибегает к аргументу, якобы полуостров был передан не «просто так», а в обмен на определенные территории УССР. В частности, утверждается, что это были «равные по площади» территории Северной Слобожанщины, Таганрожья, или даже Кубани и Ставрополья.
В 1954 году Украина взамен Крыма не отдавала России никаких территорий. Все обмены происходили раньше, а ряд украинских этнических земель изначально входил в состав РСФСР.
В российско-украинских дискуссиях об исторических правах на Крым, украинская сторона часто прибегает к аргументу, якобы полуостров был передан не «просто так», а в обмен на определенные территории УССР. В частности, утверждается, что это были «равные по площади» территории Северной Слобожанщины, Таганрожья, или даже Кубани и Ставрополья.
На самом деле, никакого обмена между республиками в 1954 году не было. Украинская ССР получила Крымскую область, но взамен никаких территорий Российской СФСР не передавала. За исключением Крыма, украинско-российская советская административная граница окончательно сформировалась в 1928 году. То есть, последний обмен территориями между УССР и РСФСР состоялся за 26 лет до передачи Крыма.
Передача Крыма Украине – это «пьяный» и незаконный подарок Хрущева?
Миф всех мифов, даже скучно опровергать.а) никакого единовластия Н.Хрущева в 1954 г. не было и в помине, передача Крыма — коллегиальное решение советской верхушки.Председатель Совета министров СССР (1953–1955) Георгий Маленков (коллаж с обложки американского журнала)Руководил советским правительством Г.Маленков — идейный сталинист и противник Хрущева, он организовывал фактическую часть передачи, а подписи на документах ставил формальный глава Союза — Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Ворошилов.б) если Хрущев нарушил все советские законы, то почему потом при Л.Брежневе последствия этого «волюнтаризма» не были ликвидированы, а Крым не «вернули» РСФСР?А потому, что все было сделано правильно. Передача Крыма и соответствующие изменения в Конституцию были внесены Законом Верховного Совета СССР — высшего органа управления страной, так что даже если он вышел за пределы своих полномочий, поправить его было некому. Неужто в Советском Союзе и Конституции незаконно меняли?в) но если вы очень упорны, то предлагаем вам самостоятельно изучить юридическую сторону вопроса:
- Постановление Президиума ВС РСФСР от 05.02.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР»
- Указ Президиума ВС СССР от 19.02.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР»
- Закон СССР от 26.04.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР»
- «Конституция РСФСР (1978)» — Крыма и Севастополя нет
- «Конституция УССР (1978)» — Крым и Севастополь есть
В конечном итоге, внесение изменений в конституции делает бессмысленным спор о процедуре передачи Крыма.Что касается утверждений, что при передаче Крыма не учитывалось мнение населения, то есть не было проведено референдума, то стоит заметить, что первый в СССР референдум состоялся лишь в марте 1991 года. Крым передавался на тех же основаниях, что и иные административно-территориальные преобразования.
Так называемые «территории, отданные в обмен на Крым», о которых часто ошибочно вспоминают украинские комментаторы, можно условно разделить на две категории.
Во-первых, это территории, которые реально принадлежали советской Украине, но были переданы России еще в 1919-1928 годах: Белгородщина, Стародубщина (северные уезды Черниговской губернии), Таганрожье, Восточный Донбасс. Подробнее об обменах территориями в этот период смотри Таблицу изменений границ советской Украины с РСФСР до 1939 г.
Во-вторых, это украинские этнические ареалы в пределах РСФСР, которые никогда не входили в состав советской Украины: Кубань, Ставрополье, большая часть Северной Слобожанщины и тому подобное. Поскольку эти территории не входили в состав УССР, то Украина не могла их «передавать» или «обменивать».
Передавать или обменивать их не могла, но в течение 1920-х годов украинское советское руководство последовательно, хотя и безуспешно, настаивало на включение в УССР некоторых территорий с украинским этническим большинством.
В свое время именно этнографический критерий был положен за основу формирования УНР, а затем и УССР. При рассмотрении вопроса о границе в 1924 году, российско-украинская комиссия согласилась с тем, чтобы в основу своих решений положить «национально-этнографический момент, скорректированный в отдельных случаях по признаку экономического тяготения там, где последний ярко выражен, и к признаку выпрямления административных границ в отношении мельчайших административных единиц /район, волость, населенный пункт /».
Хотя этнографический критерий в своей резолюции от 24 декабря 1924 г. поддержал даже Коминтерн, Кремль фактически проигнорировал его: решением Президиума ЦИК СССР от 16 октября 1925 г. Украина передала России Восточный Донбасс и Таганрожье, но взамен получила лишь незначительные территории, вместо ожидаемой Северной Слобожанщины (части Курской и Воронежской губерний). Тогда и позже союзный центр отклонил все ходатайства о передаче УССР украинских этнических территорий.
Зато под влиянием этих ходатайств и вследствие непосредственного давления украинской стороны, в населенных преимущественно украинцами местностях РСФСР улучшилось официальное отношение к национально-культурным потребностям украинцев. В ряде регионов начала реально воплощаться инициированная ХII съездом РКП(б) политика «коренизации», которая по отношению к украинцам приобрела вид «украинизации».
Конец такому содействию положили постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 14 и 15 декабря 1932 г., согласно которым «украинизация» вне УССР объявлялась «петлюровской» и немедленно сворачивалась.
Источник: likbez.org.ua
Tweet