Папа с дочкой занялся возвратом
Девятилетняя москвичка Сашенька называет себя принцессой. Из всех принцесс она, наверное, самая несчастная. У девочки не было папы-короля. Зато был папа-педофил. И мама — равнодушная, как Снежная королева. 9-летнюю москвичку отец-педофил хочет вернуть себе… Если верить сказочникам, души детей сами выбирают себе родителей. В случае с Сашей и двумя ее братишками этот выбор пришлось подкорректировать блюстителям закона. Они отобрали Сашу и двух ее маленьких братиков у родителей. Но счастье в новой, патронатной, семье оказалось под угрозой. Девочку могут снова вернуть отцу, против которого возбуждено уголовное дело за изнасилование собственной дочери! Подробности жуткого дела стали известны “МК”.
В декабре 2005 года в отделе по делам несовершеннолетних ОВД района Замоскворечье раздался звонок. Неизвестный сообщил, что в подъезде дома по улице Пятницкой бегают без присмотра два маленьких мальчика.
— На ребятишках надеты только памперсы! — возмущался гражданин. — А ведь на улице зима!
Милиционерам не составило труда отыскать родителей безнадзорных малышей. Ими оказались 27-летняя Ольга Семенова и 36-летний Андрей Лыков. Они жили в этом подъезде, в комнате, которую снимали у знакомого. Здесь вместе с родителями ютились годовалый Егор, двухлетний Иван и девятилетняя Саша. Когда сотрудники отдела по делам несовершеннолетних открыли дверь этого, с позволения сказать, жилища, они едва не упали в обморок.
— Оконными занавесками служили черные пакеты для мусора, — рассказывает ведущий специалист по охране прав детей муниципалитета Замоскворечья Татьяна Старицкая. — Хотя лучше бы их использовали по прямому назначению — в комнате царила грязь, обои ободраны, везде валялись вещи. Ни одной игрушки, а холодильник пуст.
Пока блюстители закона осматривали лачугу, пьяный глава семейства возлежал на диване с сигаретой в руке. Детишки же уныло бродили по комнате. Папаша ни разу не взглянул на отпрысков. К слову, ни паспортов, ни регистрации у парочки не было — все бумаги они якобы потеряли. А Лыков даже не удосужился оформить свое отцовство.
Милиционеры вмешались в жизнь семейки. 25 января в муниципалитете Замоскворечья состоялась посвященная детям и их родителям комиссия по делам несовершеннолетних.
— Мне некогда заниматься детьми, — заявила Ольга. — Я работаю секретарем в коммерческой фирме. У нас за домохозяйку — Андрей. Он и за детьми присматривает.
Женщина даже не смогла ответить, почему дочь никогда не была в школе… Чиновники предупредили Ольгу, что, если для детей не будут созданы нормальные условия для жизни, ее лишат родительских прав.
Но предупреждением дело не ограничилось. Органы опеки и попечительства отправили ребятишек на медосмотр. Этот поход в поликлинику оказался первым в их жизни! Чиновники определили Сашу в первый класс, а на имя начальника ОВД “Замоскворечье” направили ходатайство о выдаче паспорта Ольге Семеновой. Они хотели даже устроить детишек в санаторий, но мать отказалась.
Через месяц чиновники снова наведались в неблагополучное семейство.
— Ситуация в доме абсолютно не изменилась, — возмущается Татьяна Владимировна. — У младшего Егора была высокая температура, но его здоровьем никто не занимался. Матери дома не было, а Лыков матерился и угрожал нам, не давая одеть детей.
Тем не менее сотрудники органов опеки и попечительства вывели детей из квартиры. А 2 февраля муниципалитет Замоскворечья принял решение отобрать детей у Семеновой и поместить их в семью патронатного воспитателя детского дома №19.
“Маленьким братьям предстояло лечение в больнице от затяжной простуды, а Сашеньку нужно было избавить от педикулеза, — рассказывает социальный педагог детского дома №19 Марина Соколова. — С детьми до сих пор работают психологи и педагоги — у всех троих наблюдается задержка в развитии. До тех пор пока мы не передали детей патронатной маме, Семенова и Лыков несколько раз приходили пообщаться с детьми. Но делали это без энтузиазма. Ребята, конечно, обрадовались принесенным чипсам…”
Патронатная мама с радостью взяла всех троих. Эта женщина уже вырастила своих детей, у нее был большой опыт по воспитанию. В доме новой мамы малыши узнали, что такое счастливое детство.
Однако родители, поняв, что потеряют отпрысков, зашевелились. Отремонтировали комнатенку, привезли мебель. Ольга через суд попыталась оспорить распоряжение муниципалитета. И 14 апреля суд, поверив, что Ольга с супругом “исправились”, постановил вернуть детей.
Родители выиграли в этой битве. Может, и на самом деле детям лучше с мамочкой и папочкой? Патронатная мама хорошая и заботливая, но ведь — чужая…
Но буквально через неделю в Замоскворецкую прокуратуру обратились сотрудники детского дома. От патронатной матери они узнали страшные подробности жизни маленькой Саши. Саши-Принцессы, как девочка любит себя называть. Давясь слезами, она рассказала женщине то, что повергло добропорядочную гражданку в шок. Воспоминания ребенка чудовищны по своей сути.
— …Я уже начинаю спать, а папа говорит: “Иди сюда!”. А я говорю: “Пап, чего?” Принцессе было очень плохо… Я просила, чтобы он этого не делал. Он говорит: “Подожди еще пять минут”. Я говорю, что пять минут уже прошло и я не буду больше ждать. Я спать хочу! Он все равно это делал. Делал вид, как будто это пять минут делается. На самом деле это делается час… Только не думайте, что я ябеда-корябеда…
20 апреля Замоскворецкая прокуратура возбудила в отношении Андрея Лыкова уголовное дело по статьям УК РФ “Изнасилование” и “Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего 14 лет”. Мужчину арестовали и предъявили ему обвинение. Но ни он, ни его жена не согласны с действиями блюстителей закона.
— Арест и возбуждение уголовного дела в отношении меня незаконны, — заявил Лыков. — Считаю провокацией попытку прокуратуры оказать содействие органам опеки в том, что они незаконно отобрали наших детей и препятствуют их возвращению в семью. Я люблю и сыновей, и дочь. Мои отношения с Александрой такие, как должны быть у отца с дочерью.
Тем не менее главным доказательством в совершении этого преступления могут послужить показания девочки. Не верить им у следователей нет основания, потому как маленький ребенок просто-напросто не может соврать, рассказав историю в таких ужасающих подробностях. К тому же сейчас проводится медицинская экспертиза, которая также должна подтвердить сексуальное насилие со стороны отца в отношении дочери.
Мать же девочки считает, что Саша оговорила отца, потому что на нее оказали давление. И написала заявление в прокуратуру города, что дело против Лыкова сфабриковано. Кроме того, Семенова с супругом утверждают, что прокуратура возбудила это дело, чтобы завладеть комнатой, в которой они жили. Однако эти утверждения абсолютно лишены смысла, ведь парочка, в свою очередь, не имеет на это жилье никаких прав.
В связи с открывшимися ужасающими обстоятельствами было решено отсрочить исполнение решения суда о возвращении детишек Ольге. А пока сестра с братьями живут с новой матерью в большом загородном доме. Сашенька ходит в школу и будто бы даже и не вспоминает о своей старой жизни.
Комментарий специалиста
Руководитель общественной организации “Право ребенка” Борис Альтшулер:
— К сожалению, ситуации, когда отцы или отчимы насилуют своих детей, у нас достаточно часты. Другое дело, что это явление скрытое — подобные истории редко выходят наружу. Ведь дети доверяют своим близким и зачастую даже не понимают, что с ними делают что-то плохое. И нам просто необходимы службы по эффективному выявлению нарушений прав ребенка, а таковых у нас пока нет. К тому же нередко бывает довольно сложно доказать факт насилия. Например, в одну из общественных организаций приходила за помощью пожилая женщина. Она рассказала, что ее девятилетнюю внучку насиловал родной отец. Однако следствие не смогло доказать его вину, и мужчину отпустили.
Тем не менее, если вам вдруг стало известно о сексуальном насилии взрослого по отношению к ребенку, да и просто о нарушениях прав несовершеннолетнего, бейте тревогу. Звоните в органы опеки и попечительства своего района, в милицию.
А то, что детей не разделили и сразу всех определили в патронатную семью, это очень хорошо. Я уверен, что ребятишки быстро реабилитируются как социально, так и психологически. А психологическая помощь просто необходима. Особенно в ситуации с Сашей. Уже хорошо, что девочка не замкнулась в себе и рассказала обо всем своей патронатной матери. Теперь же ей с помощью психологов предстоит сделать так, чтобы злоключения минимально сказались на развитии девочки и не оставили следа в ее душе.
P.S. На днях на имя руководителя муниципалитета Замоскворечья пришло письмо от Ольги Семеновой. В нем она просит определить своих детей в учреждение интернатского типа…
(Фамилии Ольги и Андрея измененыпо этическим соображениям).
Гульнара Шакирова, «Московский комсомолец»