влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:


Письмо в УК

Фотогалерея

Фотограф из США Ноа Брукс, провел несколько дней на позициях сил АТО на Донбассе

Фотограф из США Ноа Брукс, провел несколько дней на позициях сил АТО на Донбассе

Голосование

Кто следующий на очереди за Гиви, Моторолой и другими террористами?

Безлер
Ходаковский
Абхаз
Плотницкий
Захарченко
Пушилин
Губарев
Козицын
Мильчаков
Гиркин

Реклама

Печать

Начальник патрульной полиции Николаева о службе, об уроках «мажоров», ожиданиях и реальности

21.12.2016 08:56

7 декабря исполнился ровно год с того дня, когда на улицах Николаева появилась патрульная полиция. С одной стороны, ее широко рекламировали власти, демонстрируя как показатель видимых реформ, с другой — с ней связывали надежды на улучшение криминогенной ситуации простые люди. Каковы результаты годичной деятельности новой полиции в  городе Николаеве?

 В чем ее недостатки? Оправдывает ли она доверие граждан? Какие проблемы испытывают полицейские? Почему, при всем старании полиции, преступность в нашем городе растет? На эти и многие другие вопросы, интересующие наших читателей, журналисты издания Новости N  попросили ответить начальника управления патрульной полиции Николаева Максима Ахрамеева.

Путь в полицию

- Максим Владимирович, Вы в Николаеве фигура загадочная: уже больше года занимаете одну из ключевых должностей в правоохранительной системе, а о Вас практически ничего не известно. В связи с этим первый вопрос: кем Вы были до поступления в полицию? Как попали в Николаев?

- Когда меня спрашивают «Вы откуда?», я отвечаю: гражданин Украины. Почему? Потому что моя судьба связана с несколькими городами. Родился и вырос в городе Енакиево. Затем окончил Горловский автодорожный институт Донецкого национального технического университета. Сразу после окончания вуза, в 2003 году, уехал в Киев.

Чем занимались в Киеве?

- Работал в ЗАО «Индар», начинал с наладчика, далее был повышен до техника-механика по эксплуатации и обслуживанию технологического оборудования. Затем меня пригласили на завод «Реле и автоматики» на должность начальника производства товаров народного потребления, где работал четыре года. Потом работал в торгово-производственной компании «Оми».

- Из всего сказанного понятно, что раньше Вы никакого отношения к правоохранительных органам не имели.

- Не имел. Но еще со школьной скамьи стремился туда. У меня дядя служил в Киеве, в «Беркуте» и, под влиянием его рассказов у меня возникало желание пойти служить в милицию. Даже была попытка поступить в Национальную юридическую академию им. Ярослава Мудрого в Харькове.

- И почему не поступили? Не прошли по конкурсу?


- Нет, причина, как говорят, прозаическая: родители мои — простые рабочие, и мы поняли, что поступить туда будет непосильно для нашей семьи.

- Но все же Вы попали в полицию? Да еще сразу — на руководящую должность?

- Ну, не сразу. Никто сразу не попадал на руководящую должность, нужно было это заслужить.

- А как? Давайте сначала — как попали в полицию?

- Начну с того, что, работая начальником производства на заводе, я получил еще одно высшее образование — заочно окончил киевский Национальный экономический университет имени Гетьмана, бывший КИНХ (Киевский институт народного хозяйства). Я считал себя производственником, видел свое будущее на производстве и готовил себя к этой карьере. Но в 2008 году, во время финансового кризиса, я остался без работы. Это был тяжелый период в моей жизни: был безработным, затем несколько лет занимался предпринимательством. После 2013 года я как и все граждане, поверил, что скоро в стране все начнет меняться...

- Кстати, Вы принимали участие в событиях на Майдане?

- Да, я периодически ходил туда.

-Я имею в виду, были ли Вы активным участником?

- Нет, не был.

- Понятно. И что дальше?

- Я услышал о реформе органов внутренних дел. Когда объявили набор в патрульную полицию г. Киева, я подал заявку (мечта-то, еще юношеская, осталась!). Прошел тестирование и — тишина. Неделя, две, три никаких вестей нет. На четвертой неделе приходит приглашение пройти тесты по физическим нормативам. Пришел, сдал.

- У Вас с этим все в порядке? Вы занимались спортом?

- Занимался боксом. Поэтому без проблем выполнил требуемые нормативы. Дальше были тесты по психологии, прошел психологический отбор, собеседование и все: я — рядовой тогда еще милиции, курсант. Два с половиной месяца мы учились.

Путь в Николаев

- Кто были Ваши преподаватели, инструкторы во время учебы? Наши специалисты или иностранные?

- Преимущественно, конечно, наши. Иностранцы нам преподавали только тактику, это были американцы, из Калифорнии. Также тактику преподавали спецы из спецподразделения «Сокол», которых тоже вначале обучали американцы.

- Сколько было человек в первом наборе и как, на каком этапе отбирались будущие руководители подразделений?

- Всего нас было две тысячи человек, в каждой группе — по тридцать курсантов. И тогда же, во время этой учебы, нас тестировали, давали оценку активности в группе, лидерским качествам, оценивали, как мы себя ведем, как каждый из нас позиционирует себя среди однокурсников. С нами работали специалисты-психологи. То есть уже на этапе учебы подбирался руководящий состав. В результате из двух тысяч учащихся была отобрана группа из 100 человек, в которую попал и я. С нами проводились собеседования, в них участвовала и Хатия Деканоидзе, а затем для этой группы было организовано дополнительное двухнедельное обучение. И здесь преподавали уже исключительно американцы. В итоге все 100 человек получили соответствующие сертификаты командиров патрульной службы полиции. Американцы сами выбрали из этой сотни 40 командиров рот, а уже командиры выбирали себе замов, опять же 40 человек из этой сотни. Это 80 руководителей, остальные 20 — резерв, они возглавили другие службы патрульной полиции.

- Какое назначение Вы получили после учебы?

- Командир роты, у меня было сначала 30 человек личного состава, потом добавилось еще 50 человек. Мы обслуживали Деснянский район Киева, это Троещина, работало 18 экипажей. Затем был заместителем командира батальона.

- Как Вам предложили возглавить патрульную службу в Николаеве?

- Меня вызвал начальник Департамента и сказал: поедешь в Николаев, у тебя два дня, чтобы собрать команду. Команда — это четыре командира батальонов. И в течение этих двух дней я выбирал ребят, из тех, кого знал, на кого можно положиться. Вот мы впятером и приехали.

- Какого числа?

- Мы приехали 25 ноября минувшего года. И до 7 декабря проделали всю организационную работу. Это были две бессонные недели: нужно было распределить людей по четырем батальонам, проанализировать, кто есть кто — кто с гражданки пришел, кто бывшие сотрудники милиции, распределить, чтобы в батальонах всех было поровну. Парни, девушки... В Николаеве уже были отобраны кандидаты на руководящие должности, нужно было с каждым из них провести беседу… В общем, все делалось, как говорится, «с колес»: форма — с машины, кроме того, нужно было еще подогнать ее каждому; оружие, которое приходило из Киева и которое нужно было оформить — с машины; патрульные «Приусы» — они приходили из Сум, из Харькова, нужно было их подготовить, помыть, наклеить символику… Словом — в эти две недели спать было некогда.

- Сколько изначально было набрано людей в патрульную службу города Николаева?

- По штату у нас 568 должностей, это с учетом аппарата управления. Без него — 501 полицейский.

Ожидания и реальность

- У людей были большие ожидания: вот появится новая полиция и наведет, наконец, порядок, хотя бы на улицах. Но надежды, скажем прямо, не оправдались. За этот год уличная преступность, наоборот, увеличилась — одни говорят, что на 40%, другие — вдвое. Вы согласны, что уличная преступность выросла?

- Она выросла, согласен. Но на то есть причины.

- Какие?

- Уличная преступность напрямую зависит от социально-экономической ситуации в стране. Помните, был всплеск преступности в начале 90-х? Затем благосостояние людей улучшилось — соответственно, был спад преступности. Сейчас в стране тоже тяжелые времена, боевые действия в зоне АТО. Работы нет, кто-то доведен до отчаяния, есть, наверное, такие, кто никогда не думал, что пойдет на преступление, но жизнь заставила. Я никого не оправдываю, просто констатирую факт. Вы говорите, ожидания не оправдались. Но люди, в основном, замечают плохие стороны, а хорошие видят мало. Например, раньше все говорили что ГАИ — коррумпированная, брали взятки. Сейчас в патрульной полиция взяток не берут. Разве это не плюс?

- Согласен, более того, могу и сам назвать явные плюсы в работе патрульной полиции. Прежде всего — это скорость, реакции на вызовы людей. Милиция по вызову могла ехать час, два а то и вовсе не приехать. Сейчас в подавляющем большинстве случаев патрульные приезжают быстро. Второй плюс — полицейские, в целом, более доброжелательны к гражданам. Так что вы не правы, когда говорите, что люди не замечают положительных сдвигов. Но у людей были очень высокие ожидания: все думали, что после появления новых патрульных можно будет свободно ходить по улицам, не бояться, что кто-то выхватит сумочку или сорвет цепочку, отберет мобильный. А получилось наоборот — уличная преступность только выросла. Почему? Вы назвали социально-экономическую ситуацию, но это же не единственная причина...

- Нет, конечно, причин много, можно долго дискутировать на эту тему. На мой взгляд, большую роль играет то обстоятельство, что у нас никто не занимается воспитанием молодежи: молодежными программами, созданием условий, для занятия спортом, интересным делом. Тем более, никогда не воспитывалось в них уважение к правоохранительным органам, а по большому счету — к закону. Только сейчас мы начинаем потихоньку это делать. Сегодня в патрульной полиции есть школьные офицеры, которые ходят в учебные заведения, общаются с молодежью, стараются расположить к себе молодых людей. Но этого, конечно, мало. Государство должно повернуться лицом к молодежи.

Уроки «мажоров»

- И, тем не менее, есть проблемы и с полицией. Давайте разберем нашумевшую ситуацию, когда четыре наряда патрульных не могли справиться с двумя дебоширами на Советской. Проводили Вы разбор этого происшествия?

- Да, конечно. Здесь также на первое место выходят пробелы в законодательстве. Кстати, когда нас учили на курсах, то обещали: будут созданы все условия, поменяют Законы, дадим полномочия… Ничего из этого не сделано. А ведь Закон — это основной инструмент в работе патрульной полиции. Теперь давайте рассмотрим упомянутую Вами ситуацию. Для начала отметим: события происходили в час ночи. Кто в час ночи может находиться на Советской? Люди, скажем так, отдыхающие, многие в состоянии алкогольного опьянения, которые ищут приключения. Второе: на видео мы видим не все, а только то, что находилось в поле зрения снимающего, а людей-то там было много. И были провокаторы, которые провоцировали обе стороны — как хулиганов, так и сотрудников полиции. Третье: когда я вызвал всех патрульных из этих четырех экипажей и спросил: «Ребята, почему так получилось?», единственное, что от них услышал, было: «Мы хотели все решить мирным путем».

- И Вы считаете, что они действовали правильно?

- Нет, я так не считаю. Но хочу объяснить, почему они хотели ситуацию разрешить мирным путем. Первое, что мы видим на видео — поведение нарушителей, подпадающее под статью 178 административного кодекса (распитие алкогольных напитков или появление в нетрезвом виде в общественных местах). Второе — мелкое хулиганство, статья 173. Третье — 185 статья (неподчинение работнику полиции). Многие спрашивают: почему полиция уже тогда не действовала жестко? Отвечаю: потому что эти статьи не работают.

- То есть, нельзя надеть наручники за мелкое хулиганство?

- Объясняю: по статье 173-й выписывается протокол об административном правонарушении. Согласно админкодексу, задержать его мы можем на три часа. Далее: для того, чтобы составить протокол, мы должны установить личность человека, на которого будет выписан протокол. Далеко не всегда люди носят с собой документы, удостоверяющие личность. Если личность не установлена — невозможно составить протокол об административном правонарушении. Три часа прошло — мы не имеем права держать дальше человека, должны выпускать. Многие этим пользуются: на вопрос, кто он, отвечает: «Иванов Иван Иванович». Три часа дурака провалял — мы его должны отпустить.

- Но здесь же речь идет не о том моменте, когда хулигана уже привезли в участок и выясняют личность. А вопрос в другом: почему не усмирили на месте? Почему не надели наручники, не посадили в полицейскую машину?

- Да, могли, и нужно было так сделать — посадить в машину, отвезти, то есть изолировать от общества. Но случилось так, как случилось. Да, патрульные проявили робость — но и здесь можно назвать разные факторы, которые на них повлияли. Например, тогда все еще находились под впечатлением событий в Кривом Озере (арест полицейских, подозреваемых в убийстве человека, — ред.) Еще говорят: с мажорами, мол, столкнулись на «крутом» «Мерседесе», и оробели. Я не отрицаю, может, и это сказалось каким-то образом. Но основная причина — отсутствие у полицейских должных полномочий. Полицейских элементарно не уважают. Почему в Европе нет такого? Потому что там законы работают: оскорбил полицейского — сразу наручники и увезли. Если мы хотим развивать демократию, интегрироваться в Европу, то у демократии должна быть сильная полиция, сильный закон. Государство — это закон. В ситуации, которую мы рассматриваем, сотрудники полиции не чувствовали за собой защиту государства, закона. Все патрульные знают: чуть что не так — сразу жалобы, прокуратура, наказание...

- Какие выводы сделаны после того случая?

- После того случая, после проведенной работы, после дисциплинарного воздействия многое поменялось. Во-первых — опыт уже есть: тогда просто психологически многие были не готовы к решительным действиям. Все патрульные анализировали ту ситуацию, теперь уже действуют по-другому. Плюс к этому, они каждый день, каждый час приобретают опыт, бесценный опыт.

- Так чем все-таки эта история с «мажорами» закончилась? Я, слышал, обещали всех уволить...

- Ну, всех не уволили, уволили четырех человек, руководящий состав понизили, остальные понесли дисциплинарные наказания различной степени.

- Как Вы лично считаете, этих четверых уволили правильно?

- На этот вопрос отвечу так: решение об увольнении принималось в Киеве.

- Понятно. А как вообще наказывают полицейских за разные нарушения?

- За разные нарушения разные наказания. Есть дисциплинарный устав, который был и будет. Есть замечания, есть выговор, строгий выговор, потом уже отправляем на комиссию, которая решает, годен не годен. Есть финансовые воздействия, скажем так, депремирование. С другой стороны, от того, что я накажу патрульного рублем, у него знания не появятся, так ведь? Поэтому есть еще такое наказание, как учеба в выходной день, если патрульный чего-то не знает из нормативно-правовых документов, правда, сейчас такого уж почти нет.

- Вы материте подчиненных — например, как делает это руководитель полицейского подразделения в Кривом Роге?

- Нет! Я считаю, что руководителю вообще непозволительно не то что материться, а даже повышать голос на подчиненного. Руководитель должен быть выше этого.

Что делать с беспорядком на дорогах?

- Давайте поговорим о ситуации на дорогах. Такой вакханалии, как сейчас, никогда не было. Увеличилось количество ДТП, особенно со смертельным исходом. Вообще, складывается впечатление, что в нынешнем году Николаевщина будет на первом месте по смертям на дорогах. В связи с этим вопрос: как вы относитесь к идее создания дорожной полиции как отдельного подразделения?

- Это не будет отдельное подразделение. Еще, наверное, рано говорить, во всяком случае — мне, но такое подразделение будет, и оно будет входить в состав управления патрульной полиции.

- Значит, такая идея рассматривается?

- Да. В какой-то мере дорожная полиция и сейчас уже есть: управление патрульной полиции города Николаева контролирует дорогу Николаев-Коблево.

- В чем, по Вашему, причина такого хаоса на дорогах?

- Виной всему — безнаказанность. И здесь мы снова упираемся в законодательство. Возьмем серьезные ДТП с потерпевшими: кого из водителей пугает штраф, как мы уже говорили относительно хулиганов, в 51 грн. за не пристегнутый ремень? А это одна из главных причин смертельных случаев на дорогах. Поэтому в ближайшее время я буду настраивать своих подчиненных останавливать автомобили, в которых водители или пассажиры не пристегнуты, проводить профилактические беседы. Но этого, конечно, мало. Посмотрите, сколько в европейских странах крутится социальных роликов на телевидении об аварийности — такие, что кровь стынет в жилах. Это работает, психологически воздействует. Должен быть всесторонний, комплексный подход к проблеме, одни только полицейские не в силах перевоспитать водителей, изменить менталитет.

- А чего сегодня, конкретно, не хватает патрульным, чтобы воздействовать на нерадивых водителей?

- Все того же — прав, законных полномочий. Посмотрите, как за последние пять лет сузили полномочия гаишников и дальше, соответственно, патрульной полиции! Разве правильно, что у полицейского должна быть причина остановки автомобиля? Ко мне приезжали коллеги из европейских стран и диву давались: как это вы не можете остановить автомобиль без причины? Вы же полицейские! Мы объясняем — а вот так: у нас есть 5-й раздел закона о национальной полиции, статья 35 - «Причины остановки транспортного средства». Они не могут понять, как этот так? Это одно. Второе (это уже до маразма дошло): все суды требуют видеодоказательства любого, куда ни кинься, правонарушения. Слова полицейского недостаточно, рапорта полицейского недостаточно — везде дайте видео! Не пристегнут ремнем безопасности — дайте видеодоказательство, проехал на красный сигнал светофора — дайте видеодоказательство. И я очень рад, что мы до конца года установим видеорегистраторы в полицейских автомобилях.

- Во всех?

- Во всех.

- Как Вы относитесь к презумпции правоты полицейского? Она должна быть?

- Может, это громко сказано — презумпция правоты! Но государство должно дать больше полномочий сотруднику полиции, например, за оскорбление полицейского должно быть наказание.

- А сейчас нету? Мне приходилось много раз наблюдать ситуации, когда полицейских кроют матом — и они почему-то ничего не делают.

- Прежде всего, должно быть уважение к полицейскому. Без этого изменений к лучшему не будет. Приведу пример: я ехал в Кривое Озеро, очень срочно нужно было туда попасть, ехал с включенным проблесковым маячком — синего, красного цвета, когда нужно было, включал СГУ, сирену. Вы думаете, кто-то мне уступил дорогу? Никто! Но хочу заметить: на протяжении 200 километров мне попались два автомобиля с белорусскими номерами. Вот они, водители этих автомобилей, увидев за 800 метров полицейский автомобиль, принимали резко вправо, пропускали меня. Вот это порядок. А у нас: остановил сотрудник — сразу: «А че остановил? А доказательства? А не предъявлю..» Это в лучшем случае, а еще может и матом покрыть. Так не должно быть.

- Как Вы смотрите на то, что многие водители паркуются, где попало и как попало? В николаеве есть улицы, где из-за этого просто не проехать: 3-я Слободская, Шевченко?

- Да, нередко нас критикуют: почему мы не реагируем на то, что машины ставят там, где нельзя, мол, патрульная полиция бездействует! Эти критики не знают до конца законодательство. Мы можем вынести постановление только в том случае, если докажем, что водитель УПРАВЛЯЛ транспортным средством и совершил правонарушение. Например, стоит автомобиль с нарушением правил дорожного движения. Патрульный будет ждать водителя час, тот в конце-концов явится - и мы не сможем ничего сделать.

- Почему?

- А он скажет, что это жена его была за рулем и поставила так автомобиль, а он, якобы, пришел устранить данное правонарушение. Сядет и поедет.

- Готовясь к интервью, я насчитал за год в Николаеве около 20 ДТП с участием полицейских автомобилей. Это так?

- У нас официально зафиксировано 12. Может, были еще мелкие, незначительные ДТП. А 12 случаев — это те случаи, по которым проводились служебные расследование, где-то мы были виноваты, где-то нас «догнали».

- За какие деньги производится ремонт автомобилей?

- На это выделяются средства, мы проводим тендер, на сегодня все машины на ходу, устранены все недостатки.

- Сколько автомобилей, точнее, экипажей дежурит в городе?

- Город ежедневно патрулирует в среднем 30 автомобилей, по два человека экипаж.

- У вас есть каких-либо сложности в материально-техническом обеспечении, например, нехватка горючего?

- Никаких. Бензин выделяется, канцпринадлежности выделяются, автомобили починили — абсолютно никаких в этом плане проблем нет.

- Люди заметили, что кроме полицейских автомобилей, появились и пешие патрули. Это надолго?

- Мы постоянно изучаем ситуацию, совершенствуемся, вносим коррективы. В данном случает сделали вывод, что пеший патруль необходим. В последние полтора месяца у нас ежедневно выходит на улицы 14 пеших патрулей. И мы видим, что это очень эффективно: во-первых, граждане видят и чувствуют себя более безопасно. Во-вторых, потенциальные преступники видят и уже задумываются, стоит ли... Это, прежде всего, превентивные меры, они необходимы.

Сила есть... и ум тоже

- В Николаеве популярно видео, на котором снято задержание пьяного военнослужащего на автовокзале, который бросался на людей с ножом. Двое новых полицейских, достаточно крепких, никак не могли надеть на него наручники, пока не подбежал третий, в старой форме с надписью «Милиция» на спине. И он за 15 секунд скрутил дебошира и надел наручники. У вас так плохо с физической подготовкой?

- Такое могло быть, не спорю, но мы растем, набираемся опыта, учимся. По физподготовке проводим занятия каждый день. У нас есть тактик, педагог, мастер спорта по единоборствам, который прошел месячное обучение в Киеве, обучался также в Турции — постоянно обучает ребят. Я ставлю им задачу: приемы задержания должны быть отработаны до автоматизма.

- Материальной базы для этого достаточно?

- У нас есть три спортивных зала — один для игровых видов, второй — с тренажерами, и третий, который канадские коллеги нам помогли отремонтировать, с матами, для единоборств.

- Сколько раз в течение года полицейским в Николаеве приходилось применять оружие?

- Всего три раза. Первый раз — это был предупредительный выстрел в воздух в ситуации с «херсонскими». Второй раз — на улице Спортивной, когда задерживали бросившего гранату, ранившего нашего сотрудника. И третий раз — в Корабельном районе пришлось нейтрализовать агрессивную собаку.

- Сколько у вас женщин служит?

- 109 девушек, 20% личного состава.

- Они себя уверенно чувствуют, справляются наравне с мужчинами?

- Вполне. Девушки очень эффективны особенно в семейных конфликтах, а их очень много. За сутки мы обрабатываем порядка 250 — 300 вызовов на линию 102, среди них семейных скандалов очень много. Девушки — более тонкие психологи, могут легче разрядить ситуацию, ведь не все конфликты решаются силой. Да и насчет силы — не сомневайтесь, хотя с виду она может быть маленькая, хрупкая, но владеет, как говорится, всем арсеналом. У меня есть много благодарных писем от жителей города, которые благодарят, что вовремя приехали, разобрались, помогли, помирили. И большая роль в этом девушек-полицейских.

- Были патрульные, которые не выдержали, как говорится, тягот и лишений службы и уволились?

- Были такие.

- Сколько всего уволилось за год?

- В городе Николаеве за все время работы патрульной полиции уволилось 22 полицейских. Из них четыре (те самые) — за совершение дисциплинарных проступков, 16 уволилось по собственному желанию, один — по выслуге лет, один полицейский умер.

- Какова мотивация была у тех, кто ушел по собственному желанию?

- Разная мотивация. Самый первый парень, который уволился, признался мне, что психологически не готов к несению службы — не готов штрафовать людей и т. д. Кто-то нашел другую работу, кто-то уехал за границу.

- Какая зарплата у полицейского?

- Восемь тысяч гривен.

- У всех одинаково?

- Если это рядовой полицейский — у него восемь, если полицейский с высшим образованием, имеет офицерское звание — у него восемь двести.

- Офицер имеет всего на двести гривен больше?

- Да. У всех патрульных в Украине такая зарплата. За исключением Киева — там зарплата на две тысячи больше.

- А почему?

- Там очень тяжелая служба, очень, без преувеличения.

-А у Вас какая зарплата, если не секрет?

 - Какие тут секреты? Мы открыты. У меня, как руководителя управления, 15 тысяч гривен.

- Вы много говорили об учебе. Но это все были краткосрочные курсы. Сейчас вы как-то повышаете свою квалификацию, как работника правоохранительной системы? 

- Да, в настоящее время я учусь в магистратуре Национальной академии внутренних дел в Киеве. 

Автор: Николай Трофимов, Новости N

 

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter   
Редакция «УК» поможет отстоять ваши права и восстановить справедливость!
Пишите нам по адресу help@cripo.com.ua
Новости ТВ
Загрузка...
МетаНовости
Загрузка...