ОПГ «ПЕРВАКИ»

Среди десятков криминальных группировок, которые, сменяя друг друга, восходили на преступном небосклоне Казани в 80 — 90-е годы, одно время выделялась банда из микрорайона Первые горки, или, в простонародье, Перваки. Лидеры ОПГ «Перваки» никогда не претендовали на главенствующую роль среди казанского криминалитета, но и никогда не отдавали то, что, как они считали, принадлежит им по праву. В середине 90-х годов «Первакам» была объявлена «война» другой группировкой, «Хади Такташ». Это противостояние Первые горки проиграли, и дела бригады, которая распалась на две части, пришли в упадок. Новое восхождение «Перваков» к вершинам криминальной славы связано с именем старого авторитета Рината Шавгилиева — Скиппи.«Перваки», но не первые

Ринат Шавгилиев принимал участие в создании «перваковской» молодежной банды еще в конце 70-х годов, но в середине 80-х сел. После освобождения Шавгилиев при-мкнул к другой банде — из района Нагорный, но вскоре снова оказался в местах не столь отдаленных. Вернулся на свободу уже трижды судимый Скиппи в 1996 году и связался со старыми приятелями из «Перваков», а также с хорошо знакомым по ОПГ «Нагорный» и совместной отсидке в казанской исправительно-трудовой колонии №2 Вячеславом Кузнецовым — Сявой. Последний еще в 1997 году обосновался в Чистополе и основал собственную группировку, которая почти год успешно торговала наркотиками. Главными подручными Сявы были Руслан Ихсанов — Макс, который к тому времени уже два года числился в федеральном розыске за убийство, и Фаргат Ситдиков по кличке Спина. В 1998 году чистопольские оперативники нащупали след наркоторговцев, но те вовремя это почувствовали, и костяк бригады во главе с Вячеславом Кузнецовым перебрался в Казань. Тут-то Сява и Скиппи и возобновили знакомство. «Чистопольцы» влились полуавтономной бригадой в поредевшие на войне с «хадитакташевцами» ряды «Перваков».

В новом преступном формировании руководил тандем — Вячеслав Кузнецов держал общак, занимался конспирацией и материальным обеспечением (оружие, автомобили, квартиры), а Ринат Шавгилиев планировал и непосредственно руководил проведением преступных операций. Отсидевший в соловецких лагерях Скиппи пользовался дурной славой даже в криминальном мире, слыл человеком непредсказуемым, жестоким и скорым на расправу. Ради бизнеса, а иногда и просто так мог убить старого друга, женщину и даже ребенка. К «чистопольским» он присоединил и собственную команду, в которую входили бывшие члены ОПГ «Нагорный» и ОПГ «Новотатарская» Андрей Матмовский — Хохол, Александр Анисимов — Ванек и пятикратно судимый Сергей Переведенцев — Луна. У группы был солидный арсенал: три пистолета Макарова с глушителями, один ТТ, два автомата Калашникова, карабин «Сайга», несколько обрезов из охотничьих ружей и даже пистолет-пулемет. Ринат Шавгилиев не раз говорил своим подельникам, что мечтает создать группировку, которая превзошла бы легендарную «Хади Такташ».

В погоне за крутой славой

Первый блин у претендентов на «хадитакташевскую» славу вышел комом. В августе 1999 года они совершили разбойное нападение на квартиру в Высокогорном районе. Когда грабители в масках позвонили в квартиру, женщина, которая одна находилась дома, не спрашивая, открыла двери. Перепуганная, она без сопротивления рассталась с деньгами и драгоценностями, но за пытавшимися скрыться преступниками погнались случайные очевидцы. Награбленное пришлось бросить. Налет на другую квартиру на Сибирском тракте в Казани, организованный через месяц после первого нападения, был более удачным. Квартиру снимала для работы компания проституток. Их и обобрали до нитки. А на следующий день к проституткам явился Вячеслав Кузнецов и предложил их агентству «Скарлетт»… крышу. Под контроль «перваков» перешло около 60 девиц легкого поведения, которые отдавали покровителям половину доходов. Уже в октябре братки организовали новое дерзкое, но, правда, не слишком крупное преступление. Бригада «Перваков» напала на овощной склад на ул. Магистральной и, связав охранника, вывезла 8 тонн… лука на сумму 36 тыс. рублей. Овощи они спокойно продали на Московском рынке, но мизерная прибыль их разочаровала.

Буквально через пару дней у банды созрел план ограбления инкассатора фирмы «Кара Май» Рината Сафиуллина, который собирал выручку на нескольких автозаправках Казани. По некоторым данным, он был одноклассником Рината Шавгилиева и однажды при встрече, не зная, чем занимается приятель, поведал Скиппи, что работает инкассатором и возит деньги без охраны. В день нападения Кузнецов, Шавгилиев и Ихсанов в машине дождались Сафиуллина у входа в офис. Ихсанов попытался вырвать мешок с деньгами у инкассатора, а когда тот оказал сопротивление, выстрелил в него. Сафиуллин скончался в больнице. Эта история имела продолжение. В феврале 2000 года правоохранители по подозрению в этом разбойном нападении арестовали бывшего сокамерника Шавгилиева по фамилии Черный. Его отпустили, когда выяснилось, что у подозреваемого есть алиби. Скиппи, чтобы навести милицию на ложный след, пристрелил Черного на пороге его дома в день выхода из СИЗО. По замыслу это должно было выглядеть как убийство нежелательного сообщника. Сразу после нападения на инкассатора банда ограбила и застрелила возле гаража в Дорожном переулке одного коммерсанта, но у того оказалось всего 500 рублей. Через месяц преступники поживились за счет жильцов дома в поселке Самосырово на 72 тыс. рублей.

В марте 2000 года банда Шавгилиева совершила два заказных убийства. Еще в декабре 1999 года заместитель директора ЗАО «СНИТ» Ахат Саттаров за 150 тыс. рублей «заказал» своего шефа Николая Иванчина. Убрал бизнесмена опять Исханов, но ему, непосредственному исполнителю, досталось всего 20 тыс. рублей. 8 марта 2000 года Скиппи застрелил 39-летнего авторитета из «Перваков» Флера Бадрутдинова — Барина, который после раскола ОПГ на две бригады открыто конфликтовал с обеими группировками. Кстати, после убийства правоохранители в доме у Барина нашли видеокассеты и фотографии изнасилований, а также список более 200 девушек, подвергшихся насилию со стороны авторитета. Поскольку убийство было совершено в Международный женский день, сначала доминировала версия, что с Бадрутдиновым поквитался кто-то из жертв.

От грабежей до зверства

Самое громкое преступление, после которого и повязали бригаду, Шавгилиев с соратниками совершили в поселке Званковка, и поначалу правоохранители прозвали бандитов «званковцами». Только позже выяснилось, что это все те же «Перваки». Один из членов ОПГ, Владимир Анисимов, навел бандитов на жившую в этом поселке семью Тимофеевых, которая якобы должна купить дом за 150 тыс. рублей, а потому имеет на руках наличные деньги. Вечером 27 октября Шавгилиев, Шагидуллин и Матмовский ворвались в дом к Павлу Тимофееву, собрали всю семью — жену, мать и шестилетнюю дочь — в одной комнате и стали пытать хозяина. Дочь показала бандитам сейф, но денег там оказалось немного. Обозленные неудачей, преступники кинулись в другой присмотренный ими дом, принадлежавший заместителю местного оптового рынка Ислямову. Там «перваки», после того как хозяин оказал сопротивление, устроили форменное побоище. Шавгилиев выстрелил в Ислямова, а потом неожиданно даже для своих сообщников начал расстреливать его сестру, мать и беременную жену. В шкафу бандиты нашли спрятавшегося племянника. Шавгилиев чуть было и его не убил, но приятели уговорили пощадить ребенка. Ислямова и его сестру врачам удалось спасти. Но бандиты благополучно скрылись с 185 тысячами награбленного.

После этого дерзкого преступления поисками преступников занялась вся милиция Татарстана. На следующий же день правоохранителям удалось задержать Владимира Анисимова — от него ниточка потянулась дальше. Хотя он и знал сообщников только по кличкам, милиции удалось выяснить фамилию одного из членов ОПГ — Переведенцев. Правоохранители арестовали еще трех участников бригады, но лидер Шавгилиев успел скрыться в Петербурге, где в то время находилось большинство авторитетов из «Перваков». Тогда подключились питерские правоохранители, которые достаточно быстро определили местонахождение Скип-пи. Его взяли без сопротивления, и 15 декабря Шавгилиев был доставлен в Казань. В начале мая 2002 года по делу «Перваков» начались судебные слушания в Верховном суде Татарстана: 9 подсудимым инкриминировалось девять убийств, два покушения, тринадцать грабежей и разбоев. После семи месяцев судебных разбирательств судья огласил приговор, который зачитывал целый день. Ринат Шавгилиев получил пожизненное, Сергей Переведенцев — 12 лет лишения свободы, Александр Анисимов — 13,5, Андрей Матмовский — 14 (ему также припомнили попытку дерзкого побега из СИЗО во время следствия), заказчик убийства директора ЗАО «СНИТ» Ахат Саттаров, бандиты Фаргат Ситдиков и Альберт Шагидуллин отправились за решетку на 15 лет. Суд отнесся снисходительно к Владимиру Сорокину и Алексею Сеначину, которые фигурировали в незначительных эпизодах и согласились помогать следствию. Первый получил условный срок, а второй — всего год и 10 месяцев тюремного заключения.

Но ставить точку в этом деле еще рано, поскольку неизвестно, где находится другой лидер группировки — Вячеслав Кузнецов. Сява вместе с бригадным общаком скрылся еще в октябре 2000 года, когда начались первые аресты. По некоторым данным, его убрали свои как нежелательного свидетеля, а может быть, это были другие лидеры «Перваков», позарившиеся на общак банды. Так или иначе, но ни мертвого, ни живого Кузнецова найти пока не удалось. Интересный поворот получила и история Скиппи, который в апреле 2004 года, пребывая в «строгой зоне» знаменитого «Черного лебедя» в Соликамске, неожиданно и чистосердечно сознался в убийстве коммерсанта, совершенном им в сентябре 1996 года. Для проведения следствия Шавгилиева опять перевели в казанский СИЗО. Правда, высказывались предположения, что это уловка — ведь из СИЗО гораздо легче убежать, чем из «Черного лебедя». Но пока Ринату Шавгилиеву этого сделать не удалось.

Виталий Пирович Первая Крымская

You may also like...