Посольство Германии в Украине закрывает глаза на коррупцию и антисемитизм в собственных стенах!

Украина с европейским выбором уверенно определилась. Европа этому выбору тоже, вроде как, рада. Украина предприняла ряд шагов, добровольных и вынужденных, для сближения с Европой. Чем же отвечает последняя в лице одного из своих наиболее авторитетных представителей, Федеративной Республики Германии? Вероятно, даже люди, никогда не бывавшие за рубежом и не имевшие опыта посещения посольств иностранных государств, слышали об «особо дружелюбном» отношении к украинцам со стороны стран, входящих в шенгенскую зону. В первую очередь речь идет о Германии, Франции и Италии.

Автору данной статьи на своем веку приходилось бывать лишь в одной зарубежной стране – России. Тем не менее, судьба распорядилась так, что на 26-м году жизни возникла необходимость краткосрочного посещения Германии.

Кратко ситуацию можно описать следующим образом. После развода родителей в 1985 году, мой отец второй раз женился, и с новой семьей, а также со своей матерью (моей бабушкой) в 1994 г. переселился в Германию по программе еврейской эмиграции. 3 сентября 2006 года он умер и был похоронен на еврейском кладбище в Берлине. Я, в связи с запланированной операцией, не имел возможности присутствовать на похоронах. Хотя, как показали дальнейшие события, даже если бы у меня физически такая возможность была, то на понимание посольства Германии в Украине рассчитывать бы не приходилось. После смерти отца неоднократно звонила бабушка с просьбами приехать хотя бы на неделю. Вторая жена отца и его второй сын про нее благополучно забыли. Я пообещал приехать.

При частных поездках в шенгенскую зону с целью посещения родственников или знакомых с их стороны необходимо оформлять заявление-обязательство (в обиходе этот документ называют «вызовом») о том, что они берут на себя расходы на время пребывания вызываемого на территории Германии. Находясь на социальном обеспечении, бабушка права предоставлять такой документ не имеет. В связи с этим, вызов оформил двоюродный брат отца (остальные обязательные документы мной были оформлены). После получения оного, 12.12.2006 г. в первый раз в своей жизни отправился в посольство, по своей наивности полагая, что уж в данной-то ситуации проблем с визой быть не должно. В немалой степени подобной уверенности поспособствовала информация, содержащаяся на сайте посольства в разделе часто задаваемых вопросов. Цитирую:

«Принципово діє правило: Правда краща за вигадку. Розкажіть нам про Ваші наміри у Німеччині. Ми залюбки допоможемо Вам визначитись із терміном дії візи та терміном Вашого перебування в Німеччині».

Согласитесь, звучит весьма дружелюбно. Расскажите о своих намерениях, и все будет нормально. Но по украинской народной мудрости — «не так сталося, як гадалося». Во время прохождения собеседования с сотрудницей посольства, оказалось, что вызов был оформлен не на том бланке. Также ей были высказаны предположения, что могут понадобиться дополнительные документы. При этом, какие именно, сотрудница посольства сама представляла довольно смутно. Я услышал три разных варианта дополнительного перечня документов, ни на одном из которых она так и не смогла остановиться. В итоге, по результатам собеседования, мне был выдан талон на оплату визового сбора – 35 евро. На следующий день необходимо было прийти за ответом. В предоставлении визы было отказано. Единственная причина отказа – недостаточное финансовое обеспечение. По поводу дополнительных документов так ничего и не прояснилось.

Исходя из причины отказа, перед следующим собеседованием приобрел на 300 евро дорожных чеков, которые принимаются посольством в качестве доказательства финансового обеспечения из расчета 45 евро в день. Во второй раз обращался за предоставлением визы на 6 дней, которые чеками покрывались с запасом. Дополнительно, с повторным вызовом мне была выслана копия справки о смерти отца, выданная в Берлине. Сделал и копию собственного свидетельства о рождении, доказывающую родственную связь. Последнее, как выяснилось позднее, было крайне неосмотрительно.

Итак, исходя из логики немецкого посольства, причины отказа в предоставлении визы 12.12.2006 г. были устранены. Цель поездки никак не изменилась. Второе собеседование было назначено на 11.04.2007 г. Вновь возникли вопросы насчет оформления вызова. Тем не менее, собеседование было продолжено. Разбирая документы, пристальный взгляд сотрудницы посольства (той же самой, что проводила первое собеседование) привлекло мое свидетельство о рождении. После внимательного изучения последовал вопрос в лоб: «Ваш отец – еврей?». Ответил утвердительно. Собственно, информация о национальности родителей указана в свидетельстве о рождении. Передать словами тон, которым был произнесен ответ — «Ясно» — крайне тяжело. Таким тоном произносится скорее более полная фраза «Все с тобой ясно»! Далее собеседование со стороны сотрудницы посольства проходило быстро, резко, в классическом стиле продавщицы совдеповского гастронома. Явно она хотела его закончить как можно быстрее, с легко предсказуемым последующим решением по моему обращению. Тем не менее, талон для оплаты 35 евро был выписан. Через два дня получил уже ожидаемый отказ.

Поразил не столько сам факт отказа, сколько причины. Их на сей раз оказалось две. Причем, претензий по финансовому обеспечению уже не было! Зато неожиданно появились две другие причины: «Існують значні сумніви щодо заявленої мети поїздки» и «Існують значні сумніви в тому, що після закінчення терміну дії візи Ви повернетеся в Україну». И это при том, что цель поездки никак не изменилась.

Моя сугубо украинская логика долго пыталась вникнуть в логику немецкую. Тем не менее, в результате непременно приходил к выводу, что указанные сомнения относительно цели поездки возникли именно после того, как я предоставил копию собственного свидетельства о рождении. Получается, что детям евреев въезд на территорию Германии с целью посещения родственников или могилы родителей строго воспрещен!

На это решение была в установленном порядке подана апелляция, в том числе с указанием адреса и телефона бабушки. Спустя два месяца пришел ответ – апелляция была отклонена. Причина заставила удивиться еще раз: «Вы не смогли четко объяснить цель, которую Вы действительно преследуете». Цель — посещение могилы отца, посещение бабушки, потерявшей сына. Куда уж четче?! При желании, за 2 месяца, как мне представляется, можно было неоднократно убедиться в истинности заявленной цели поездки, имея для этого все данные. Тем не менее, мощнейшей немецкой чиновничьей машине это либо оказалось не под силу, либо антисемитизм в Германии на официальном уровне цветет и пахнет.

Кстати, по «особому» в Посольстве Германии в Украине относятся не только к евреям. Просто сквозит презрительное отношение сотрудников посольства ко всем гражданам Украины, приходящим в визовый отдел посольства. Это относится к сотруднику на входе, сотруднику на металлодетекторе, сотрудникам, отвечающим за допуск к окнам для собеседования, сотруднице, выдающей паспорта. Причем, работают на этих постах, судя по всему, наши соотечественники, которые трудятся на правительство Германии. Они, вероятно, считают, что это дает им право смотреть на остальных украинцев сверху вниз.

Отметил я во время первого посещения посольства и еще одно неприятное явление. Имел место случай, когда человек, подававший документы передо мной, рассказывал сотруднице посольства, что он в данный момент не работает, но имеет в Крыму недвижимость и живет за счет сдачи ее в аренду в летний сезон. Предложил девушке посетить летом Крым со скидочкой. Написал на листке, как с ним связаться. Сотрудница листок с благодарностью приняла, что является не чем иным, как проявлением коррупции в Посольстве Федеративной республики Германии в Украине.

Что самое интересное, в апреле 2007 года описанные выше проявления антисемитизма и коррупции были мной изложены в письменном виде и отправлены заказным письмом на имя посла ФРН в Украине Райнгарда Шеферса. Ответа – НИКАКОГО. Вероятно, у него есть дела поважнее, чем какие-то там антисемитизм или коррупция в посольстве Германии. И это происходит в то время, как канцлер Германии Ангела Меркель обсуждает проблемы антисемитизма в Европе с президентом Всемирного еврейского конгресса Рональдом Лаудером, президентом Европейского еврейского конгресса Моше Кантором и лидером немецких еврейских общин Шарлотой Кноблох. А меж тем, во вверенных господину Шеферсу владениях антисемитизм процветает. Парадокс, однако.

Как результат – в третий раз, при посещении посольства 26.09.2007 г., я снова общался со своей «старой знакомой». Чем дальше, тем хуже. На сей раз на протяжении всего собеседования, от начала и до конца, я вынужден был терпеть граничащее с хамством поведение сотрудницы посольства, хотя документально придраться было уже просто не к чему. Характерная фраза, высказанная с нескрываемой злобой: «Вы уже третий раз приходите и не можете объяснить цель поездки и доказать родственную связь»! Свидетельство о рождении, где указаны имена родителей, видимо, к доказательствам уже не относится… Между тем, с предыдущим апликантом она беседовала довольно дружелюбно. Комментарии, думаю, излишни. Еще 35 евро в копилку посольства и очередной отказ в получении визы. Теперь еще раз вспомним формулировку с сайта посольства: «Принципово діє правило: Правда краща за вигадку. Розкажіть нам про Ваші наміри у Німеччині. Ми залюбки допоможемо Вам визначитись із терміном дії візи та терміном Вашого перебування в Німеччині». Я вот правду рассказал. И каков итог?

В подобных ситуациях невольно задаешься вопросами, начинающимися с одного и того же слова – «Почему?».

Почему наблюдается такое презрительное отношение к евреям со стороны немецких властей?

Это в принципе не новость. Взяв на себя серьезные обязательства по отношению к нации, которая больше всех пострадала от фашизма, немецкие власти взяли на себя солидное финансовое бремя. Недовольны немецкие налогоплательщики, которые вынуждены содержать каких-то евреев с широких просторов бывшего СССР, в основном пенсионеров, находящихся на социальном обеспечении. Немецкое правительство не считаться с налогоплательщиками не может. В последнее десятилетие предпринимаются целенаправленные действия, чтобы свести свои обязательства на нет. Они рады бы и вовсе прикрыть эту лавочку, да побаиваются недовольства еврейской общины. А вот ограничить въезд родственников из бывшего СССР им вполне по силам. Отсюда и дискриминация по национальному признаку. Не говоря уже о том, какое отношение к Германии к евреям на бытовом уровне. В свое время от отца довелось выслушать немало неприятных историй.

Почему наблюдается такое презрительное отношение к украинцам со стороны немецких властей?

Здесь причину следует искать с бесхребетности украинских властей, независимо от цвета. Пытаясь показать избирателям, какие титанические усилия они предпринимают для того, чтобы получить право иметь право через лет 20-30 вступить в Евросоюз, они всячески раскорячиваются перед странами Западной Европы, чтобы те хотя бы издали намекнули на такую возможность. А Европа и рада – одними обещаниями от Украины можно добиться фактически всего, не давая ничего взамен. Будут ли уважать граждан Украины в Европе при такой политике? Вопрос риторический. Наши власти уже до предела упростили въезд на территорию Украины для граждан Евросоюза. Количество секс-туристов, судя по всему, выросло в разы. И это, пожалуй, единственные инвестиции, которые мы получили. Надо сказать, весьма сомнительные. Чем нам отвечают в визовой политике, можно, например, понять, прочитав еще раз с начала данную статью.

Как на это реагируют украинские власти? До назначения министром иностранных дел Арсения Яценюка – никак. С назначением оного визовые проблемы украинцев стали объектом банального пиара для МИДа. Министерство, якобы пытаясь решить существующие проблемы, поставило в апреле своих представителей у посольств для опроса украинцев, обращающихся за визами, с целью выяснить эти самые проблемы. У выхода из посольства Германии опросили и меня. Опросник, мягко говоря, был составлен смешно и бесполезно с практической точки зрения. Приведу пару запомнившихся вопросов (вряд ли это будет дословное цитирование, но к оригинальному тексту близко). «Для Вас визовый сбор в 35 евро – это дорого? Какой размер визового сбора вы считаете для себя приемлемым?». Неужто, украинский МИД решил, что они могут как-то повлиять на размер единого для шенгенской зоны визового сбора? Откровенно смешно. Еще один вопросик – «Насколько комфортно для Вас было пребывание в немецком посольстве по 5-бальной шкале», «Насколько корректно поведение сотрудников посольства по 5-бальной шкале». Был вопрос и про коррупцию среди сотрудников посольства.

Опрос проводился сугубо анонимно. Сухие его результаты можно было увидеть в прессе, что, видимо, и являлось основной целью опроса. Во всяком случае, никаких изменений к лучшему спустя почти полгода узреть не удалось. Когда же я предложил сотруднику украинского МИДа не анонимно зафиксировать бредовое решение по моему обращению, он сказал, что сделать этого не может, так как всего лишь проводит анонимный опрос для статистики. Это еще раз подтверждает всю значимость данной затеи.

Почему, собственно, обычных украинцев не хотят видеть в Германии?

В каждом украинце, намерившемся просочиться на территорию Германии, немецкое правительство панически видит субъекта, желающего правдами и неправдами остаться на территории ФРН. При весьма существенной безработице в Германии и готовности выходцев из восточной Европы работать за мизерную, по немецким меркам, зарплату, это действительно является существенной проблемой. Только вот эта одержимость не позволяет отличить тех, кто едет на заработки, от тех, кто едет на пару дней к родственникам или на их могилы.

Почему не принимаются никакие меры в отношении проявления антисемитизма или коррупции в немецком посольстве?

А зачем? Если это всплывет, того и гляди посла отозвать могут за подобный беспредел. А так – все тихо, мирно. Посол себе прекрасно пиарится, устраивая рождественские встречи в посольстве, предлагая на главной странице сайта посетить Германию с кулинарной экскурсией. Разве может какой-то там простой украинец, да еще и сын еврея, тягаться с посольством одной из наиболее влиятельных стран?

Сомневаетесь, что дела обстоят именно так, как описано в данной статье? Тогда предлагаем ознакомиться с выдержками из интервью посла Германии в Украине Райнгарда Шеферса на визовую тематику, евроинтеграцию Украины и пр. Уже исходя из них, можно составить впечатление о роли, отводимой послом Германии Украине и украинцам.

Інтерв’ю для газети „День” (02.12.06)

Україна посідає друге місце після Польщі серед країн, жителі яких частіше всього відвідують Німеччину. За рік заявку на отримання шенгенської візи в німецьке посольство подають майже 130 тис. осіб, при тому, що загалом по Києву цього року такі заявки подали 350 тисяч наших громадян. Однак у пам’яті ще свіжа інформація про недавні візові скандали навколо Посольства Німеччини, а 27 жовтня Україна і ЄС парафіціювали угоду про спрощення візового режиму для деяких категорій населення. Про це та інші особливості роботи Посольства Німеччини в Україні щодо візового питання в інтерв’ю представникам газет «День», «Сегодня» та «Блик» розповiв Надзвичайний і Повноважний Посол Федеративної Республіки Німеччина в Україні Райнгард ШЕФЕРС.

— Пане Посол, уже зараз робиться що-небудь конкретне для виконання умов парафіційованих угод?

— Нам не треба проводити якихось широкомасштабних заходів. Необхідно лише застосовувати в майбутньому спрощену процедуру для деяких категорій осіб, передбачених угодою. Це — бізнесмени, студенти, журналісти, люди, які мають родинні зв’язки в Німеччині й так далі. Однак ця угода ще не набрала чинності. Адже її ще повинен ратифікувати парламент України, а з боку ЄС для набуття чинностi угоди необхідні попередні слухання в Європарламенті. Це займе декілька місяців. Стосовно угоди хочу ще додати: часто ЗМІ подає інформацію, що ніби угода накладає на посольства зобов’язання в кожному випадку мотивувати відмову щодо видачі візи. По-перше, це не відповідає дійсності — в угоді немає такого пункту. По-друге, Посольство Німеччини і без того з квітня нинішнього року здійснює таку практику, супроводжуючи відмову коротким письмовим обгрунтуванням. Стандартизований формуляр, розроблений посольством, нараховує в загальній кількості дев’ять причин для відмови у видачі візи. Частіше на шляху до країн шенгенської зони стають: подача фальшивих документів; надання неправдивої інформації в анкеті або під час співбесіди; недостатність фінансового забезпечення поїздки; крім того, у візового відділу можуть виникнути сумніви щодо заявленої мети поїздки або бажання повернутися назад після завершення терміну дії візи.

— Пане Посол, чим пояснюються відмінності процедур отримання віз у країнах шенгенської зони?

— Для всіх країн Шенгенської угоди існують єдині формуляри візових анкет і, передусім, діють значною мірою однакові передумови видачі віз. Однак сама процедура видачі віз все ще перебуває у сфері національних юрисдикцій. Тому, як і раніше, можуть бути відмінності між посольствами різних шенгенських країн. Але ці відмінності стосуються лише тих дiлянок, у яких не працює Загальна консульська інструкція, або ж не було однозначно узгоджено єдиного регулювання, а їх не так уже й багато. Тут, звичайно, можна подумати про подальший розвиток співпраці в рамках Шенгенської угоди і про подальшу централізацію процедур, але в даний час такого наміру не існує, і тому відмінності, особливо в плані специфіки процедур видачі віз, будуть і далі.

— Коли країни Шенгенської угоди готові зробити крок у відповідь на скасування Україною віз на в’їзд для жителів ЄС?

— Це, швидше за все, політичне питання і, думаю, складне питання. Я цілком усвідомлюю, що практика видачі віз у країнах ЄС може здатися громадянам України, тобто потенційним візовим заявникам, політикою відмежування і викликати у них образ «Європи як фортецi». Що стосується спрощення візового режиму на самому широкому рівні, аж до повного скасування віз, то тут треба пройти ще довгий шлях. На це існує ряд причин. Ринок праці в країнах ЄС характеризується високим структурним безробіттям, і держави, що входять до ЄС, не можуть у цей час дозволити собі додаткову робочу силу з інших країн. Ще одна причина — міркування щодо безпеки в самому широкому плані. Україна — відкрита країна з частково «шпаристими» кордонами з третіми країнами, а це сприяє, зокрема, транзиту нелегальної міграції в Європу. Ці та інші причини становлять цілий комплекс, який веде до того, що процес у бік можливого скасування віз буде продовжуватися ще тривалий час. Необхідність отримання візи зникне тоді, коли зникнуть вищеназвані причини.

Інтерв’ю для журналу „Державна справа” (№7, 2006)

Кор.: У нашій розмові ми не можемо обійти увагою проблему діаспори й пов’язаних з нею питань, насамперед, візових: німці живуть в Україні з давніх-давен, а українці сьогодні активно освоюють, зокрема, німецький ринок праці. Йде активний процес взаємообміну людьми.

Р.Шеферс: Це доволі обширна царина. Насправді, переселення частини людей до Німеччини є цікавим феноменом нашого часу. При цьому мова насамперед йде про громадян німецького походження, але поступово зростає і кількість українських громадян, котрі знаходять своє місце у Німеччині. Точна статистика відсутня, але це тисячі людей. Крім того, в Україні й надалі за приблизними оцінками мешкає близько 30 тисяч етнічних німців. До них слід додати й тих громадян Німеччини, котрі працюють в Україні, зокрема підприємців, викладачів, експертів і т.д.

Але як би там не було, в обох країнах сформувалися відповідні спільноти: тут є німці, у нас – українці. Так чи інакше в цьому контексті слід розвивати контакти на родинному та гуманітарному рівні. Це нагальне завдання, до якого належить ставитися з пильною увагою, і такому обміну треба сприяти. Зазначу, що в основі багатьох партнерських відносин між містами, вищими навчальними закладами наших країн лежать саме особисті контакти, започатковані саме діаспорою.

А тепер стосовно візової політики.

Звісно, ми повинні враховувати доцільність і необхідність корисного обміну і сприяти йому, а не створювати завади на цьому шляху. Проте водночас візова політика слугує захисту нашого ринку найманої праці і спрямована на безпеку наших громадян.

Зупинюсь на загальних підходах, нашій, так би мовити, філософії. Ми й справді дуже ретельно перевіряємо кожну заявку на видачу візи. Але отримати візу до Німеччини не є такою важкою справою, як про це подейкують. Ми відхиляємо досить незначну частину заявок на отримання віз, наразі — близько 7 відсотків від їхнього загального числа.

Інтерв’ю для газети „Аргументы и факты в Украине” (01.03.2007)

— Несмотря на политическую нестабильность в Украине, германских бизнесменов здесь становится все больше. С какими проблемами им приходится сталкиваться чаще всего?

— На сегодняшний день в Украине работает более 1200 фирм, к которым имеют отношение граждане Германии. Это говорит о том, что украинская экономика действительно развивается. Однако нельзя не отметить, что ее потенциал сдерживается несовершенной правовой системой, непродуманным таможенным законодательством. Например, германским предпринимателям интересно сотрудничать с украинскими предприятиями на давальческом сырье. Оно ввозится в страну, обрабатывается и вывозится в виде готовой продукции. Но за этот «воздух» необходимо платить пошлину. В других странах, в которых наши предприниматели могли бы размещать такие заказы, подобных правил нет. И это может заставить их сменить партнеров по бизнесу.

(прим. автора: Подобные заявления являются ярким примером шантажа украинских властей, целью которого является упразднение пошлин на давальческое сырье).

Інтерв’ю для газети «Киевский ТелеграфЪ» (27.07.2007)

А как происходит процесс выдачи виз? По каким причинам человеку могут отказать в визе в вашем посольстве? И какова динамика выдачи виз по сравнению с прошлым годом?

— В общем-то, цифры приблизительно одинаковые. Что касается процента отказов в этом и в прошлом году: в начале года было незначительное увеличение количества отказов, но к середине года мы вернулись к прошлогодней цифре — приблизительно 8—9%. Как и раньше, существуют две классические причины для отказа: это сомнения в цели поездки и сомнения в готовности возвращения.

Известно ли вам о планах МИД Украины ввести плату за посещение украинской территории, как это делают в Турции или Египте? Это может осложнить отношения между Украиной и странами ЕС?

— Честно говоря, я об этом не слышал.

Но может ли это как-то повлиять на ратификацию соглашения об упрощенном визовом режиме?

— Нет, мы в любом случае его ратифицируем. Наоборот, в определенном контексте предусмотрено, что Украина может изменить свой визовый режим по отношению к Евросоюзу. Такие соображения существуют здесь, в этой стране, не только сегодня, но были и в прошлом. Я, конечно, понимаю эмоции некоторых людей, поскольку они говорят о том, что Украина сделала своего рода задел, и это не было надлежащим образом учтено в Европе.

Этот «задел» стоил Украине, по подсчетам нашего МИД, $80 млн. потерь визовых сборов в год.

— Может, здесь еще нужно вычесть также инвестиции для консульских отделов? Что касается нашего визового отдела, у нас прибылей никаких.

И напоследок — для тех, кто может еще сомневается в искренней любви Германии к Украине. Ранее, немало хлопот гражданам Украины доставляла необходимость легализации документов для предоставления их за рубежом. В 2003 году это неудобство было устранено, когда для Украины вступило в силу действие Гаагской конвенции, которая отменяет требование легализации иностранных официальных документов. После этого события утверждение официальных документов происходит с помощью штампа «Apostille», проставляемого компетентным органом государства, в котором был составлен документ. Данная система действует на территории стран-участников Конвенции. Стран этих 92. Но на территории одной из них это правило не действует, так она высказала протест против присоединения Украины к конвенции. Угадайте, что это за страна? Правильно – Германия. Это еще один повод в пользу мнения о том, кем мы на самом деле являемся для ФРН.

Алексей Черкасский, специально для «УК»

Читайте также: