«Дело оборотней» сфабриковано. Часть 1

Резонансное “дело оборотней” – сфабриковано Генеральной прокуратурой. Доказательством этому являются документы, имеющиеся в распоряжении “УК”. А также очевидный душевный комфорт, который в настоящее время испытывают оставшиеся в живых фигуранты дела.Так называемое “дело банды Гончарова” – едва ли не единственное резонансное уголовное дело, раскрытием которого Генпрокуратура С.Пискуна готова рапортовать народу Украины о прокурорских успехах за последний год. Судебное рассмотрение дела “банды оборотней” ожидается во второй половине сентября. К долгожданному событию готовится и “УК”: нам есть, что сказать по этому поводу. Сегодня же мы ознакомим наших читателей с, казалось бы, заурядным бытовым конфликтом. Благодаря которому на свет всплывают поразительное взаимопонимание и трогательная забота, возникшая между следствием и обвиняемыми убийцами.

Квартирный вопрос

Две пожилые женщины – родные сестры Свердловы (Сара и Эмма), проживали в центре Киева, на бульваре Тараса Шевченко. Женщины, у которых не было своих детей, загодя составили завещание на принадлежащую им квартиру в пользу племянника – Олега Свердлова. В конце 1998 года одна из сестер скончалась, и во владение наследством вступил ранее судимый гражданин Свердлов О.А.

24 сентября 1999 года в доставшейся по завещанию О.Свердлову двухкомнатной квартире, на 5-м этаже 9-этажного дома произошло ЧП. Престарелая тетя забыла закрыть кран, вследствие чего были залиты водой все квартитры с пятого по второй этаж. Потоп был грандиозным: ущерб, нанесенный Свердловыми соседям, соответствовал стоимости капремонта поврежденных квартир. Составленный работниками ЖЭКа акт о залитии квартиры попал в Радянский районный суд столицы, куда 15 октября 1999-го обратились соседи Свердловых с требованием о возмещении нанесенного им ущерба. Но сначала суд волокитил, казалось бы, простейшее гражданское дело – вплоть до смерти второй тети Олега Свердлова в марте 2001-го. Наследник – Олег Свердлов – упорно не желал признавать в суде свою гражданскую ответственность за произошедшее, хотя после первого залития имели место еще четыре “наводнения”, вконец “убившие” квартиру соседей, проживавших этажом ниже. Пострадавшим приходилось только удивляться, как ранее судимый гражданин умудряется каждый раз избегать более чем вероятного – и не в его пользу – судебного решения о возмещении ущерба. Возмущение истцов вызывало и то, что судья Радянского райсуда Е.Белошкап, в чьем ведении было рассмотрение дела, всячески игнорировала факты и документы, подтверждающие непосредственную ответственность гражданина Свердлова за причиненный ущерб.

Например, ответчиком (О.Сведловым) в дело была приложена фиктивная справка о том, что он, являясь законным совладельцем злополучной квартиры – источника соседских бед – якобы в той квартире не проживал. А с 12.11.1999-го по 12.11.2000-го официально пребывал в Москве; соответственно, он физически не мог являться в киевский суд для рассмотрения дела по существу. Истцы, затратив уйму времени, доказали, что О.Свердлов врет, а справка проживании в Москве – “липа”: никаких отметок в паспорте Свердлова о регистрации его в Москве не существует. Подлог!

Но суд никак не отреагировал на этот очевидный факт. И таких примеров в деле – множество.

Весною 2002 года, когда гр-н О.Свердлов, как фигурант резонансного дела “банды оборотней”, вернулся в привычную для него обстановку СИЗО и истцы воспрянули духом: теперь-то уж матерый уголовник не сможет их водить за нос, всякий раз находя нужный “подход” к сердцу судьи. Они жестоко ошиблись. Оказалось, что у подозреваемого в совершении многочисленных убийств Олега Свердлова есть сочувствующие ему лица – из числа следственных работников Генеральной прокуратуры Украины. В частности, ведущий дело “банды оборотней” Олег Гарник, следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Украины, младший советник юстиции.

Непосредственное участие прокурорского работника О.Гарника в судьбе “оборотня” выразилось в следующем. Он, превышая служебные полномочия, заведомо зная о противозаконном характере совершаемого деяния, выдал адвокату Валерию Федорченко доверенность – на право представления в суде интересов Свердлова касательно “квартирного вопроса”, о котором рассказано выше.

Срок действия доверенности – 3 (три) года. Доверенность О.Гарник скрепил собственной подписью. Но не зарегистрировал документ, хотя заверил его гербовой печатью Генеральной прокуратуры!

Согласно УПК Украины, такую доверенность подследственному мог выдать и заверить только начальник следственного изолятора (в данном случае – СИЗО № 13), где Свердлов в тот момент пребывал. Но никак не следователь прокуратуры, ведущий уголовное дело!

Интересно и другое: указанную фиктивную доверенность Олег Свердлов не подписывал – точнее, его подпись сфальсифицирована. В чем нетрудно убедиться, сравнив образец подписи якобы Свердлова на “липовой” доверенности с подписями этого гражданина на прочих документах, имеющихся в распоряжении редакции “УК”.

Таким образом, речь идет еще и о служебном подлоге со стороны следователя, ведущего уголовное дело “банды оборотней”. И превышение служебных полномочий, и служебный подлог – тяжкие должностные преступления, влекущие уголовную ответственность. Что побудило (заставило) следователя Генпрокуратуры пойти на этот шаг?

Предположение первое: следователь нашел “ключ к сердцу” подследственного. И в интересах дела, дабы добиться от О.Свердлова важных по делу показаний признательного характера, пошел на должностное преступление. Тем самым, способствуя желанию подследственного разрешить давно его преследовавший “квартирный вопрос”. Дело в том, что к тому времени гражданка России Свердлова Наталья Юрьевна, жена О.Свердлова — решила вступить в наследие имуществом своего мужа. Вероятно, с целью не допустить утраты квартиры в центре Киева в следствие ее ареста – как залога по возмещению ущерба, причиненного лихим супругом – оборотнем своим многочисленным жертвам. Квартире наверняка не угрожало бы отчуждение, если бы в ней были прописаны жена и двое малолетних дочерей бандита. Но даме нужно было время для того, чтобы легализоваться на законных основаниях в Украине. Вероятно, что судьба квартиры тревожила О.Свердлова, и “квартирный вопрос” в интересах следствия стал разменной картой в игре следователя и подследственного. Тем не менее, деяние следователя О.Гарника от этого не перестало носить преступный характер.

Предположение второе: следователь и подследственный достигли взаимопонимания о роли О.Свердлова в организации и деятельности “банды оборотней”. В результате достигнутой договоренности главенствующая роль в банде О.Свердлова была нивелирована до уровня руководителя “лишь” одного из звеньев банды; по сути – исполнителя преступной воли убоповца Игоря Гончарова, якобы организатора банды. Организатор и исполнитель – не одно и то же. Первая категория в этом резонансном деле “тянет” на пожизненное заключение; вторая имеет достаточно шансов – рано или поздно – выйти на свободу. Цена вопроса в столь щепетильном для Свердлова деле – вполне возможно, соизмерима по стоимости с ценой двухкомнатной квартиры в самом центре Киева. В пользу “вошедших в ситуацию” прокуроров. Но чтобы квартира не попала под арест, ее срочно нужно было переоформить на жену и детей Свердлова. А тут, как на зло – проклятые истцы с многолетним иском “по затоплению”!..

Документ из прокуратуры, подтверждающий арест квартиры О.Свердлова, все же появился в ЖЭКе, на чьем балансе находится дом на бульваре Шевченко. Но – значительно позже, чем доверенность, выданная следователем О.Гарником адвокату Свердлова. А истцы по “делу о затоплении” до сих пор лишены возможности ознакомиться с этим документом по неизвестным для них причинам. Интересно, какая дата стоит на этом постановлении?

Предположение третье: следователь О.Гарник пошел на должностное преступление, руководствуясь охватившим его чувством глубокого сострадания и человеколюбия к падшему О.Свердлову. Чтобы читатель смог самостоятельно оценить жизненность этой – третьей – версии, обратимся к личности самого Свердлова. О котором “УК” уже писала .

Справка “УК”: Свердлов Олег Александрович, 1960 года рождения, уроженец Киева. В 1993 году осужден по статьям 141 ч.2 и 143 ч.2. По возвращении из мест заключения приобрел два частных дома в райцентре Бровары под Киевом. В 1988-91 годах Свердлов организовал и возглавил банду из 12 человек, совершившую около 30 разбоев, грабежей и мошенничеств. Бандиты завладели квартирами, автомобилями, прочим имуществом граждан Украины, России и Молдовы. Расследованием уголовного дела членов банды занимался заместитель начальника следственного отдела УВД Киева подполковник Василий Гайдай. Супруги Гайдая и Свердлова дружили. Через женскую половину и произошла передача крупной суммы Гайдаю. Тот преуменьшил в материалах дела роль Свердлова в банде, сокрыв ряд криминальных эпизодов. В результате Свердлов получил 3,5 года лишения свободы. В лагере купил справку о том, что болен туберкулезом, устроился библиотекарем; освободился по амнистии. После выхода на волю Свердлов отблагодарил Гайдая “мерседесом”, на котором замначследствия ездил по последнего времени, и на котором позже похищали людей.

Дружба между Свердловым и Гайдаем обрела второе дыхание. Свердлов был хорошо информирован о событиях в криминальном мире Киева. Он знал многих его представителей, и знал об их “подвигах” – как совершенных, так и планируемых. Матерый бандит наводил подполковника милиции Гайдая и его помощников на своих подельников по прошлой преступной жизни. Он также “сдавал” точки, на которых хранилось нажитое неправедным промыслом. Награбленное добро изымалось по поддельным протоколам и “деребанилось” между Гайдаем, Свердловым и их подельниками. С задержанных также брали отступные за то, что их отпустят, а уголовные дела возбуждать не станут. Таким образом “валились” не только те дела, которые непосредственно вел Гайдай, но и дела, которые расследовали его подчиненные. Позже банда перешла к похищению бизнесменов, требованию с их родственников выкупа и убийствам. Фортуна отвернулась от бандитов, когда родственники пропавшего бизнесмена Гельфанда вышли на руководство столичного УБОПа, по данным “УК”, предложив значительную премию за раскрытие убийства. К тому времени на деньги, полученные за убийство Гельфанда, Свердлов приобрел новый дом в Броварах и квартиру в Москве, намереваясь выехать из России в Германию. В ходе следствия Свердлов идет на все, дабы предстать в глазах следствия в роли рядового бойца банды.

Интересно, что в 1998 году Свердлов проходил по уголовному делу, которое расследовало Ленинградское РУВД Киева. Его арестовали и препроводили в изолятор, но быстро освободили. По некоторым сведениям, это случилось после выплаты “отступного” следователям городской прокуратуры.

Справку “УК” красноречиво дополнят цитаты из постановления о закрытии уголовного дела в отношении подельника Свердлова, бывшего сотрудника УБОП Игоря Гончарова – по факту смерти последнего:

“Гайдай В.П. у вересні 1997 року запропонував стати членом банди жителеві м. Києва Свердлову О. О., з яким познайомився в 1992 році, як з обвинувачуваним по кримінальній справі № 13-1309, що знаходилася в його провадженні, а надалі підтримував з ним позаслужбові відносини. Свердлов О. О., переслідуючи корисливу мету особистого збагачення злочинним шляхом, прийняв пропозицію Гайдая В.П. і вступив в організовану Гончаровим І.І. банду… У вересні 1997 року Гончаров І.І., як організатор і керівник банди, зустрівся по черзі з Гайдаєм В.П. і Свердловим О.О., а потім з Мельниковим В.С. і Кеппелем П.А. При цьому вони обумовили плани, принципи і методи злочинної діяльності бандитського угрупування… Для конспірації членами банди використовувалися прізвиська: Гончаров І.І. – (Микола Петрович”, …Свердлов О.О. – “Леонтьєв” і “Кащей”… Свердлову О.О. Гончаров І.І. доручив сформувати й очолити ще одну групу, на що той дав згоду… Свердлов О.О. у лютому 1999 року залучив до участі в банді жителя м. Бровари Київської області – Вознюка Т.І., який повинен був використовувати прізвисько “Возик”… Другу групу в складі Вознюка Т.І. і Свердлова О.О. очолював останній, а завданнями її, крім участі в захопленнях потерпілих і їх охорони, були розвідувальні заходи, що передують вчиненню злочинів: спостереження за потерпілими, рекогносціювання місцевості, а також вживання заходів до усунення можливих перешкод для вчинення злочинів і забезпечення шляхів відходу з місць злочинів… Ведучу роль у банді також грали Гайдай В.П. і Свердлов О.О., внаслідок чого їхня думка значною мірою впливала на визначення об”єктів нападів банди. При досягненні згоди про об”єкт нападу, як правило, план вчинення злочину розроблявся Гончаровим І.І., Гайдаєм В.П. і Свердловим О.О., з іншими членами банди ці плани узгоджувалися і деталізувалися. Разом з тим, планування дій банди, пов”язаних з одержанням викупу і прихованням слідів злочинів, здійснювалося всіма членами банди спільно, при керівній ролі Гончарова І.І., Гайдая В.П. і Свердлова О.О…. Свердлову О.О., Вознюку Т.І., Кісілевичу С.В., як членам банди, згідно заздалегідь розподілених функцій, були відведені ролі по збору інформації про потерпілих, по спостереженню за ними з метою встановлення часу виходу їх з будинку і маршрутів пересування. Свердлову О.О. і Гайдаю В.П. виділялась роль по примушуванні потерпілих до передачі належного їм майна після їх захоплення і доставки в місця утримання. Для мобільності банди її членами використовувалися різні типи і марки автомобілів… Свердлов О.О. – належні йому автомобілі “ВАЗ-21099” з державним номерним знаком Російської Федерації у220РХ і “ВАЗ-2109″, державний номерний знак Російської Федерації х870СК…” И так далее…

Что двигало Гарником?

Итак, следователь О.Гарник оказывает услугу своему подследственному О.Свердлову – матерому, изощренному бандиту. Прекрасно отдавая себе отчет в том, кем его “клиент” является на самом деле. Помогает уголовнику, рискуя репутацией и даже карьерой. Вряд ли квартира стоимостью на тот момент около $ 60 000 могла покрыть возможные “издержки”, грозящие прокурорскому работнику – вплоть до преследования в уголовном порядке.

Если отбросить корыстные мотивы и мифическое (применительно к данному случаю) человеколюбие, тогда остается одно: помогая Свердлову, следователь Олег Гарник выполнял чью-то преступную волю. Волю тех, кого ослушаться он не мог или просто боялся. Волю тех, кто, пребывая на свободе, дирижировал следствием по делу “банды оборотней”. Тех, кому матерый бандит Свердлов в силу определенных причин (или знаний) был и до сих пор остается весьма дорог.

В любом из этих случаев действия следователя О.Гарника фактически направлены на нанесение ущерба потерпевшим в деле “банды оборотней” – родственникам погибших граждан. Так как квартира, собственником которой накануне ареста являлся О.Свердлов, могла выступить реальным обеспечением имущественных исков многочисленных потерпевших.

На судебном заседании по “делу оборотней” адвокат любого из потерпевших (и подсудимых – тоже) может обратиться к суду с ходатайством об отправке уголовного дела на дополнительное расследование – в виду того, что следователь О.Гарник в случае с О.Свердловым, войдя в преступный сговор с подследственным и злоупотребляя служебным положением, пошел на служебный подлог. Исходя из этого, можно утверждать: расследуя уголовное дело, следователь О.Гарник был явно необъективен.

К тому же адвокаты подследственных и потерпевших, а также суд, наверняка обратят свое внимание на показания, которые давал следствию Свердлов до 17.12 2002 года – даты, указанной на доверенности. А также постараются выяснить, какие изменения претерпели показания Свердлова после получения его адвокатом Федорченко сфальсифицированной доверенности. Такие “подарки” со стороны следствия случайными не бывают.

“Успешное” следствие по делу “банды оборотней” – очередной миф, сотворенный Генеральной прокуратурой Украины.

“Успехи” в понимании прокурорских – главный подозреваемый, якобы руководитель банды Игорь Гончаров, убит в СИЗО. Другой лидер бандформирования – Юрий Нестеров – участник многочисленных убийств и пыток, пребывает на свободе под подпиской о невыезде и даже охраняется УБОПом. При этом так охраняется, что, по слухам, даже “некоторым образом породнился” со своим охранником – офицером УБОПа. Третий лидер бандгруппы – Свердлов – буквально купается в благорасположении следствия, при помощи прокурорского работника улаживая свои финансово-бытовые проблемы. Настоящая бандитско – прокурорская идиллия!

Между тем, вполне возможно, что большая часть банды спокойно пребывает на свободе, заметая следы. А “раскрытое” дело Гонгадзе, о причастности к которому заявлял покойный Гончаров, движется в удобном кому – то направлении. Стоит вспомнить хотя бы, что банда “оборотней” лишала свои жертвы жизни при помощи удушения. Как утверждает С.Пискун – Георгий Гонгадзе был тоже задушен ремнем… До сих пор остаются невыясненными вопросы – кто перезахоронил таращанское тело, где голова и почему ее отрезали? Быть может, чтобы уничтожить улики – наличие следов удушения, “фирменного знака” банды оборотней?

(Продолжение следует)

Глеб Плескач, “УК”

You may also like...