Оружейный бизнес Беларуси – легальный и «теневой»

Никто не берется оценить объемы поставок оружия Беларуси в проблемные страны, в списке которых – Судан, Иран, Венесуэла. Конгресс США открыто выразил свою озабоченность этой темой, приняв к рассмотрению «Акт об учете белорусских поставок оружия». Конгрессмены намерены исследовать военные контакты Минска со "странами, поддерживающими терроризм или отказывающимися от сотрудничества с США в контртеррористических операциях". 

В 1995 году, во время войны на территории бывшей Югославии, в Адриатическом море перехватили корабль со стрелковым оружием и боеприпасами, который направлялся к зоне боевых действий. Тогда действовал запрет ООН на поставку оружия участникам конфликта, а силы НАТО проверяли весь подозрительный транспорт. Согласно документам, оружие приобрели коммерсанты-посредники, но источник поставок оружия определили оперативно – Беларусь.

«Интересно было, как Александр Лукашенко потом объяснял: мы, мол, продаем законно, а кто затем куда это продает, мы ответственности не несем. Так это было», вспоминает обозреватель Роман Яковлевский.

Сведения о прибылях, получаемых Беларусью от торговли оружием, расходятся: официальный Минск предпочитает хранить молчание по этому поводу, а иностранные эксперты пользуются временами непроверенной информацией. Однако Конгресс США приводит такие данные: Беларусь за 1999-2006 годы заработала на торговле оружием порядка миллиарда долларов, что выводит страну на 11 место в мире по экспорту оружия.

Конгресс намерен обязать госдепартамент США ежегодно представлять парламентариям отчеты об "объемах и механизмах экспорта вооружений и сопутствующих услуг правительством Белоруссии и белорусскими предприятиями, включая доходы от таких сделок". При этом их также интересует "потенциальная роль правительства и предприятий России в этом экспорте".

Шведский Международный институт исследований мира подсчитал, что за 1997-2001 годы Беларусь заработала на торговле оружием 1,5 миллиарда долларов. В разные времена покупали в Беларуси оружие Иран, Перу, Вьетнам, Уганда, Ливия, Китай, Индия. Официальные белорусские источники дополняют названный список Кот-д’Ивуаром, Алжиром, Суданом. Поставки оружия в Судан с началом гражданской войны в начале 2000-х вроде прекратились, но независимые наблюдатели в это не верят. Есть информация, что Беларусь потеряла в районе Африканского рога два больших транспортных самолета, а деятельность в этом регионе белорусских посредников вызывает серьезные подозрения.

Но больше всего Конгресс США обеспокоен тем, что оружие, которое Беларусь продает Ирану и Судану, может попасть в руки террористов, и то, что Минск может продать Ирану российские ракетные комплексы С-300, и повысить обороноспособность этой страны поставками самолетов и авиационных двигателей.

Военный обозреватель еженедельника "Белорусы и рынок" Александр Алесин считает боязнь американских конгрессменов преувеличенной: «Стрелкового оружия в мире продается достаточно, даже зенитных мобильных комплексов. Думаю, Александр Лукашенко сейчас не станет ссориться с западом, продавая оружие в проблемные страны. Ему нужна поддержка Запада в нефтяном конфликте с Россией. Если проблему рассматривать комплексно, то я не вижу причин для такого внимательного контроля за Беларусью в этой сфере».

На рынке вооружений Беларусь предлагает программное обеспечение, автоматизированные системы управления, электронные компоненты для оружия, оптику. «Террористические режимы это заинтересовать не может», – считает Александр Алесин. Что касается ракетных комплексов С-300, обозреватель полагает, что поставки такого объемного оружия куда-либо не могут остаться незамеченными.

Подполковник в отставке Николай Статкевич, который профессионально занимался системами противоракетной обороны, согласен с таким утверждением. Самолетами комплексы С-300 доставлять невозможно, а использовать для этой цели корабли – слишком рискованно. Недавний случай с российским сухогрузом «Arctic Sea», который остановили по пути в Иран с ракетами С-300, подтверждает это. А что касается торговли обычными вооружениями и военной техникой с Суданом и другими странами, замеченными в поддержке террористов, Николай Статкевич связывает такую возможность с реэкспортом российского оружия: «Ходят упорные слухи, что Беларусь занимается реэкспортом оружия в те страны, куда Россия по разным мотивам не хочет поставлять. Понятное дело, Беларусь поставляла оружие в Судан, а еще, например, в Сирию. То, что поставляют автоматизированные системы управления в Китай, Индию – это не запрещено. Но Судан, другие страны Африки – это было. Как были и поставки самолетов в Южную Америку».

Обозреватель Роман Яковлевский напоминает о связях белорусских правящих кругов с российскими в деле тайной торговли оружием еще времен чеченских войн. Вначале Беларусь оказалась причастной к поставкам стрелкового оружия в Ливию, а затем это оружие оказалось у чеченских повстанцев: «Никто до сих пор меня в этом не опроверг. В том числе эти сведении не опроверг в частном разговоре чеченский эмиссар на Западе Закаев, с которым я встречался в Страсбурге», – говорит Роман Яковлевский.

В то время Советом безопасности России руководил генерал Сергей Иванов, а в Беларуси Совет безопасности возглавлял Виктор Шейман, который позже попал в список невыездных на Запад по причине возможной причастности к организации политических исчезновений. Теперь Виктор Шейман руководит специальной комиссией по сотрудничеству Беларуси и Венесуэлы. Нынешняя ситуация в Венесуэле и должна привлекать внимание Конгресса США, полагает Роман Яковлевский: «Президент Чавес говорит, что Венесуэла теперь почти находится в состоянии войны с Колумбией, Венесуэла стремительно вооружается. Кстати, несколько лет назад в Колумбии при разгроме базы местных повстанцев в компьютере были обнаружены сведения о договоре на поставку оружия через Венесуэлу, и в этих сведениях фигурировал все тот же Виктор Шейман».

Роман Яковлевский отмечает, что маршрут зарубежных визитов Леонида Мальцева, который в течение последних 10 лет возглавлял Министерство обороны, почти полностью совпадает со списком стран, который фигурирует в законопроекте Конгресса США: Судан, Иран, проблемные страны Ближнего Востока. Не ездил Мальцев только в Ливию, но там уже побывал новый министр обороны Юрий Жадобин, который только вступил в должность. Наблюдатели отмечают, что именно через Ливию обеспечиваются поставки оружия и запчастей для военной техники в воюющие страны Африки.

Наблюдатели отмечают: Беларусь сохранила и даже посчитала свой потенциал в качестве ремонтной базы бывшей советской военной техники – танков, самолетов. Не исключено, что эта техника предназначается не только странам, торговать с которыми ООН не запрещает.

Но белорусский военно-промышленный комплекс за последние три года ощутил не только победы, но и ощутимые поражения. Так и не был запущен в серийное производство белорусский танк-разведчик «Сталкер», который разработали в Борисове для военных рейдов по пустыне. На выставке в Абу-Даби «Сталкер» заглох буквально перед трибуной с почетными гостями, а с ним прекратилась и целая программа, которая обещала Беларуси немалые деньги. Еще одного поражения следует ждать от Китая – там уже разрабатывают АКС не хуже тех, которые предлагает Беларусь.

По материалам Радио «Свабода»

You may also like...