Народный контроль в поисках качественного топлива во Львове

Каково состояние дел с бензином в западном регионе нашей страны. В июне журналистами было проверено 59 Львовских АЗС, на которых взяли 76 проб топлива для проверки в сертифицированной лаборатории. Проверялся только 95-й бензин различных модификаций – отечественный старого ГОСТа, «Улучшенного качества» ГОСТа выпуска 2007 г. и брендированный.

 Мы уже искали качественное топливо в пяти городах, расположенных в центральной и восточной части страны. Поиски проводились в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Запорожье и Донецке. Там, наряду с качественным импортным топливом, можно заправиться и откровенной «бодягой».

Нам стало интересно – каково состояние дел в западном регионе нашей страны. В июне командой «АвтоВизио» было проверено 59 Львовских АЗС, на которых взяли 76 проб топлива для проверки в сертифицированной лаборатории. Проверялся только 95-й бензин различных модификаций – отечественный старого ГОСТа, «Улучшенного качества» ГОСТа выпуска 2007 г. и брендированный. Выяснилось, что во Львове в единичных случаях вместо бензина могут продавать «бодягу».

 О действующих в Украине ГОСТах
 
До конца нынешнего года в Украине действуют параллельно два бензиновых ГОСТа – 2001 и 2007 годов «выпуска». Отличаются они тем, что в более новом стандарте допускается количество бензола в несколько раз меньше, чем в старом: не более 1% от объема топлива против 5% от массы топлива. Наличие ароматических углеводородов по старым стандартам в бензине отечественного производства должно быть не более 53% от массы топлива, тогда как по новым – не более 35% от объема. Более подробно об отличиях между ГОСТами можно узнать в статье «Стандартная разница».
  
Показатели, на которые проверяли, и их свойства
Название показателя
Его свойства
Октановое число
Своеобразный маркер, означающий стойкость топлива к детонации. Чем меньше бензин склонен к детонации, тем лучше работа двигателя, его отдача.
Бензол
Повышенное содержание бензола в топливе снижает срок годности катализатора и некоторых частей двигателя. Токсичен.
Ароматические углеводороды
Разрушают резиновые и пластмассовые детали, увеличивают нагарообразование. Вызывают мутагенные действия у всего живого.
Плотность
Несоответствие параметрам приводит к падению мощности двигателя, увеличивает дымность отработанных газов, расхода топлива
 
Кого проверили
 
Под прицел попали абсолютно все АЗС Львова. Если кого и не проверили, так только из-за того, что не заметили. В отличие от того же Донецка, во Львове очень мало АЗС-одиночек. Из крупных сетей здесь широко представлены АЗС «Укрнафта» – 18 заправок, «ОККО» – 14, «WOG» – 12 и «ANP» – 9 заправочных станций. Мелкие сети представляют такие бренды как «GFC» (4 АЗС) и «Укр-Петроль» (2 заправки).
 
Процесс отбора проб происходил по следующему сценарию: пробщик как частное лицо покупал в специальную канистру 2 литра бензина и переливал нужную порцию в стеклянную бутылку. Остальное использовалось по своему усмотрению. Затем отобранной пробе присваивался определенный номер. После объезда всех АЗС города бензин отправлялся в сертифицированную лабораторию.
 
Условно Львов можно поделить на две группы. Так, самая крупная сеть «Укрнафта» и сеть «ANP» продают обычный «пятый» бензин, соответствующий старому ГОСТу 2001 года. Вторая группа АЗС брендов «WOG» и «ОККО» – это компании, торгующие исключительно высококачественным импортным 95-м бензином, соответствующим новому ГОСТу 2007 года. У обеих есть свое брендированое топливо. Тем не менее, если на АЗС «WOG» можно приобрести только фирменный «Mustang 95», то на «ОККОвских» заправках, помимо фирменного «Pulls», продается и обычный «пятый» «улучшенного качества» (ГОСТ 2007 г.). Поэтому на этих АЗС приходилось брать пробу и на то, и на другое топливо.
 
Результаты проверки в первой группе
 
В этой группе на АЗС «Укрнафта» весь «пятый» продается стабильного качества, соответствующего старым, почти уже десятилетним стандартам. Так, показатели бензола кучно разместились в районе 3-3,7%. Неплохо, особенно если учесть, что для старого ГОСТа допускается не более 5%. В показателях количества ароматических веществ тоже особого разброса не наблюдается: 44-45%. Что касается плотности и октанового числа, так там все в пределах допустимой нормы.
 
Что касается второго представителя этой группы – АЗС «ANP» – здесь все пробы также с запасом уложились в старые стандарты. Показатели бензола варьируются в пределах 3,4-3,9%, а ароматика находится в диапазоне 42,8-45,1%. А в одной пробе ее оказалось всего 35,3%. Октановое число и плотность находятся в норме старого ГОСТа. Если подытожить данную сеть АЗС, то «вылетевшая» хоть и в лучшую сторону проба ароматики заставляет усомниться в стабильности показателей.
 
Обе сети продают качественное топливо, насколько можно его так назвать, учитывая то, какому стандарту оно соответствует. Сказать, что от такого бензина двигатель будет в восторге, сложно. Правда, и плохого с ним ничего не произойдет. Такой себе бензин.
 
Результаты проверки во второй группе
 
Во второй группе, где играют АЗС «WOG» и «ОККО», ситуация совсем другая. Так, у «WOG» на всех АЗС бензин «95 Mustang» упирается аккурат в потолок нового стандарта (ГОСТ 2007 г.). Посудите сами: уровень бензола колеблется в пределах 0,9-1%, а ароматики – 34,6-35%. Плотность и октановое число во всех пробах в норме.
 
На АЗС «ОККО» ситуация по бензолу похожая – что у 95-го «Евро» (бензин «Улучшенного качества», ГОСТ 2007 г.), что у «Pulls» показатели пляшут в диапазоне 0,9-1%. А вот уровень ароматики ниже чем у конкурента, но не значительно – 32-32,8%. Плотность и октановое число за допустимые пределы не вышли.
 
Оба конкурента продают отличный бензин одинакового качества. У львовского водителя с такими заправками проблем с топливной системой быть не должно. Единственное что может вызвать головную боль у автомобилиста, так это вопрос выбора того или иного бренда.
 

Небольшие сети
 
Сеть из четырех АЗС «GFC» (расположены непосредственно в черте города) отпускает два вида «пятого» бензина. Так, «А-95» у них должен соответствовать ГОСТу 2001 года, а бензин «Super» – новому ГОСТу 2007 года «выпуска». Результаты проверки проб показали, что бензин «А-95» у них вписывается в стандарты с большим запасом. Так, присутствие бензола в пробах оказалось в диапазоне 2,2-3,8%, а ароматических углеводородов – 44-44,7%. С октановым числом и плотностью проблем также не обнаружено.
 
А вот бензин «Super» оказался даже более качественный, чем у именитых конкурентов. Так, наличие бензола находится в пределах – 0,8-1%, ароматических углеводородов – 30,9-31,6%. И октановое число, и плотность бензина нареканий не вызывают – все в норме.

Одиночки
 
К АЗС-одиночкам мы относим заправки, присутствующие в городе в количестве до трех штук одного бренда. Всего во Львове наберется менее десятка подобных АЗС. В отличии, например, от своих столичных, харьковских или донецких собратьев в этом городе на них можно смело заправляться. Правда, рассчитывать на бензин, соответствующий новому ГОСТу, все же не приходится – основная масса АЗС торгует по старым стандартам. Но нашелся и отличник. Так, две АЗС «Укр-Петроль», расположенных непосредственно в черте города, под вывеской обычного «пятого» продают топливо «Улучшенного качества» (ГОСТ 2007 г.).
 
К сожалению, на все почти шесть десятков заправок таки попалась одна реализующая «бодягу». Так, на АЗС под названием «МН», расположенной на улице Владимира Великого, 50, содержание бензола в бензине превысило допустимые нормы в без малого пять раз – 24,2%! Радует, что хоть остальные исследуемые нами показатели ароматических углеводородов, октанового числа и плотности в норме старого ГОСТа.
 
Народный контроль «АвтоВизио» во Львове. В поисках качественного топлива
Заправляясь на этой АЗС водитель, будет гробить не только системы автомобиля, но и собственное здоровье попади токсичные пары бензола в дыхательные пути.
 
Львов в передовиках
 
Хочется посоветовать жителям остальных проверенных «АвтоВизио» регионов: будете во Львове, обязательно заправьте свой автомобиль! Из 59-ти АЗС только на одной топливо некачественное. Около половины всех АЗС торгуют бензином, соответствующим новым ГОСТам. Кстати, в пример заправкам некоторых других областей: если на стелле львовских АЗС возле названия топлива стоит «улучшающая» приставка типа «Супер», «Премиум», «Евро» и так далее, то это действительно бензин, соответствующий новому стандарту.
 
А в нашем условном рейтинге снова изменения. На этот раз в лучшую сторону. За Днепропетровском, в котором не было найдено ни одной АЗС, торгующей «бодягой», теперь следует Львов, у которого количество «страшных» АЗС составляет всего 1,6%. Киев со своими 3,5% подобных АЗС отодвигается на третью позицию. Дальше в прежнем порядке следуют Запорожье (13%), Донецк (13,3%) и Харьков (17%).

AutoVisio

You may also like...