Изменения в закон «О нотариате»: узаконенная дикость

Самое скандальное новшество дополнений — это создание поистине общественной организации — нотариальной палаты. Точнее, она существует и сейчас. Но с нового года ее общественная деятельность приобретет резко выраженный финансовый уклон — после того как непонятно кем будет принят новый устав.

У нас нынче куда ни глянь — все упирается в финансы. Будь то кризис, бюджет, «покращення», выборы. О бизнесе я уж и не говорю, поскольку сегодня абсолютно непонятно, что означает это слово. То ли самое распространенное занятие потенциальных заключенных, то ли базу лозунга «Все во имя человека, все во благо человека…»

Но с 1 января следующего года финансами обернется общественная деятельность и даже бывшее до сих пор совершенно нематериальным понятие этики. А раз так — то где-то какие-то цены непременно вырастут. Для примера поговорим об изменениях в закон «О нотариате» от 6 сентября 2012 г. № 5208 – VI.

Самое скандальное новшество дополнений — это создание поистине общественной организации — нотариальной палаты. Точнее, она существует и сейчас. Но с нового года ее общественная деятельность приобретет резко выраженный финансовый уклон — после того как непонятно кем будет принят новый устав. А пока его не приняли, на сайте палаты предлагается обсудить правила профессиональной этики нотариусов. Точнее, не столько обсудить, сколько написать по электронной почте свои замечания, которые непонятно кем и как будут учтены. Но спорных моментов в правилах хватает.

В настоящее время нотариальные услуги регулируются, пожалуй, наибольшим количеством всевозможных приказов Министерства юстиции Украины и других подзаконных актов. Начиная от учета бланков и заканчивая отчетами в финансовый мониторинг. То есть, должны подавать державе сведения о сделках, которые могут оказаться финансированием терроризма. При этом в воображении возникает картина маслом — приходит клиент и просит удостоверить сделку по финансированию международного терроризма. Или отмыванию денег.

Но если органам финмониторинга нотариусы отчитываются только о крупных сделках, то согласно пункта 5.2 правил профессиональной этики, которые вступят в силу в следующем году, нотариус обязан «… надавати до Нотаріальної палати України та відділення палати відомості, що стосуються професійної діяльності, включаючи відомості фінансового характеру, за встановленими радою палати формами і в затверджені строки…»

То есть, все сведения о всех удостоверенных документах, клиентах, финансах. Прощай нотариальная тайна? А что касается финансов, так еще и членские взносы придется платить, финансировать всевозможные семинары, поездки и всякое такое прочее. То есть, помимо официальной налоговой службы получается еще одна — нотариальная. И уж она за уплатой оброка будет следить куда строже державы. По сути своей вводится новый, непредусмотренный системой налогообложения, незаконный налог.

Деньги от уплаты этого налога будут присваиваться негосударственной структурой. Именно принудительная, незаконная, обязательная форма сбора денежных средств и будет составлять основу коррупционной деятельности нотариальной палаты.

 

Также неэтичным поведением будет называться снижение цены услуг. А их уровень, надо понимать, определит все та же общественная налоговая инспекция, именуемая нотариальной палатой. Однако, в ее правилах этики почему-то не упоминается, что цена может зависеть от множества причин. Например, от места расположения офиса.

Понятно, что в селе будет одна цена, а в центре крупного города — совсем другая. Да и вообще стоимость нотариальных услуг — договорная, определяется договоренностью между нотариусом и клиентом. Но — может оказаться неэтичной. Так что нотариусы получат еще и антимонопольное ведомство в лице все той же общественной организации. Или, скорее монопольное — которое строго будет надзирать за соблюдением монополии.

А самое главное — непонятно, что же это за образование такое появится — нотариальная палата, которая в изменениях к закону скромно именуется «юридическим лицом». И ни гу-гу о его статусе — ООО оно будет, или ЧП, или общественная организация, а может и партия… И такую секретность можно понять, поскольку членство в той палате для нотариусов станет обязательным. А ни одного юридического лица с обязательным членством в нашей державе не предусмотрено.

Учредители предприятия становятся таковыми исключительно добровольно. Членами общественной организации люди становятся не менее добровольно. То же самое относится к членам партии и акционерам АО. Тут на ум приходит разве что Германия 30-х. Вот там были такие организации с обязательным членством, назывались концлагерями. Или советская коллективизация, хотя формально она проходила исключительно добровольно…

Рекламы будущим монополистам на нотариате я уж написал достаточно. Теперь самое время узнать мнение скептиков — юристов Верховной Рады, которые вычитывают каждый законопроект и предоставляют депутатам свои замечания — надо признать, очень толковые замечания. Но прислушиваются к ним наши «законодатели» далеко не всегда. А зря. «Відповідно до нової редакції статті 16 Закону України «Про нотаріат» (пункт 9 розділу І проекту) на законодавчому рівні пропонується створити неприбуткову організацію – Нотаріальну палату України.

Однак, по-перше, зазначене не узгоджується з частиною другою статті 19 та частиною другою статті 85 Конституції України, оскільки Основним Законом України не передбачено повноважень парламенту щодо створення юридичних осіб шляхом прийняття закону.

По-друге, встановлення обов’язковості членства у зазначеній організації суперечить положенням статті 11 Конвенції про захист прав людини і основоположних свобод 1950 року та статті 36 Конституції України.

Так в Україні гарантується право громадян України на свободу об’єднання в громадські організації для здійснення і захисту своїх прав і свобод та задоволення політичних, економічних, соціальних, культурних та інших інтересів, за винятком обмежень, встановлених законом в інтересах національної безпеки та громадського порядку, охорони здоров’я населення або захисту прав і свобод інших людей. Ніхто не може бути примушений до вступу в будь-яке об’єднання громадян чи обмежений у правах за належність чи неналежність до громадських організацій.

Згідно з положеннями зазначеної Конвенції кожен має право на свободу об’єднання з іншими особами, включаючи право створювати профспілки та вступати до них для захисту своїх інтересів. Здійснення цих прав не підлягає жодним обмеженням, за винятком тих, що встановлені законом і є необхідними в демократичному суспільстві в інтересах національної або громадської безпеки, для запобігання заворушенням чи злочинам, для охорони здоров’я чи моралі або для захисту прав і свобод інших осіб.» – написано в замечаниях.

Цинизм авторов правил нотариальной этики заключается в том, что, декларируя благородные цели и принципы профессионального самоуправления нотариусов в виде защиты их интересов, по сути, вводится неограниченный негосударственный контроль нотариальной деятельности в Украине.

Наверняка цена услуг и предоставление отчетности — не единственные интересные моменты нотариальной этики, поскольку аппетит приходит во время еды. Кстати, тут же возникает вопрос — кто ж у нас так алчно есть захотел? Ну, ответ тут простой. Нотариусов «регулирует» министерство юстиции, которым до недавнего времени руководил небезызвестный Александр Лавринович — как раз в то время, когда все эти нововведения и готовились.

А если станет интересно, может ли нотариус послать палату вместе с ее финансовой этикой куда подальше, то ответ на него также будет простым. Послать-то он может, но с 1 января согласно статьи 12 закона «О нотариате», нарушение правил этики является основанием для аннулирования свидетельства на право занятия нотариальной деятельностью. Так что остается либо терпеть две налоговых и два антимонопольных комитета, плюс капризики начальства нотариальной палаты, либо сразу искать себе другую работу.

Тем более, что в связи с этими изменениями возрастает стоимость страхования профессиональной ответственности нотариусов. И теперь вместо 800 гривен нотариусы будут платить как минимум по 5000. А раз так, то и стоимость их услуг взлетит, поскольку кроме как с клиентов, получить эти деньги неоткуда.

Теперь в нашей державе не только бизнес имеет финансовый смысл, но и общественная деятельность. Последняя теперь становится выгоднее предпринимательства. Да если б только предпринимательства! Судя по правилам профессиональной этики нотариусов, общественная деятельность становится чем-то вроде частной фискальной службы. А этика отныне становится вполне финансовым понятием.

 

Сергей Ермаков, «Харьков криминальный», специально для «УК»

You may also like...