Коррупция с человеческим азиатским лицом

Коррупция в разных странах существенно различается. Не только по величине. В этой вашей России коррупция – неправильная. Вот у нас в Таиланде: деньги занёс – услугу получил. А у вас денег дать недостаточно, надо ещё челом бить. Чем тайская коррупция отличается от российской.

Плетнева отпустили после очередной явки, и у российского читателя снова возник вопрос: это потому, что откупился (ведь отпустили), или потому, что не продаются (ведь следствие продолжается). Слова «коррупция» нет в тайском языке. Как и в русском. Оно заимствовано через транслитерацию из английского сorruption – คอรัปชั่น – [коо-рап-чан]. Но взятки тут давали всегда. В XIX веке европейцы объяснили наконец, что это плохо. К середине двадцатого века тайцы в это начали верить.

Но коррупция в разных странах существенно различается. Не только по величине. В этой вашей России коррупция – неправильная. Вот у нас в Таиланде: деньги занёс – услугу получил. А у вас денег дать недостаточно, надо ещё челом бить.

Правильная коррупция – это когда взяткополучатель и взяткодатель относятся друг к другу как продавец и покупатель. Спрос – предложение – услуга – деньги – спасибо – пожалуйста – заходите ещё. Покупатель чётко знает, за что он платит. Продавец «услуги» окружён конкурентами, и если что не так, в другой раз к нему уже не обратятся. Коррупция по-русски больше похожа на феодализм. «Ты – вассал, плати и знай своё место. А кроме денег ты мне ещё сапоги вылижи, тогда я подумаю, выполнить ли твою просьбу.» Хотя нет: в Средние века (по крайней мере, в Европе) вассалы имели чётко ограниченные обязанности перед сюзереном; выполнил – свободен. Бесправными были холопы.

Начнём с коррупции на самом верхнем уровне. Достаточно вспомнить историю свергнутого премьера Таксина Чинавата. Таксин – местный вариант вашего Березовского. Ровно так же (и теми же средствами) «пацан к успеху шёл». Только вашему Абрамычу на предпоследнем шаге подножку поставили, а наш Чинаватыч-таки занял высший пост в государстве после короля. Однако его коррупционные художества и его «семья» (в точности по сценариям БАБа и старика Батурина) настолько всех достали, что в государстве пришлось имитировать военный переворот. Дождались, когда Таксин уедет заседать в ООН, и…

Танки на улицах – это весомый повод для отстранения «семьи» от государственных бабок. И напрасно некоторые особо педантичные журналисты указывали, что никакие это не танки, а всего лишь один колёсный броневик, и патронов солдатам не выдали – переворот уже засчитали. И даже Его Величество, выдержав подобающую паузу, согласился признать новую власть при условии скорейшего проведения выборов. Генералы управлять страной и не собирались, тут же выборы провели. Отсутствующий Таксин в них, естественно, не участвовал, и «семью» изрядно подвинули от кормушки.

Вот такая у нас высшая коррупция. Почти как в России, но немного поспокойней.

На среднем уровне коррупции почти нет. Причина проста: чиновникам здесь не доверяют решать «денежные» вопросы. Бесплатной медицины нет. Врачам требовать и брать взятки не за что. Пособий нет. Госдотаций почти нет. Приватизировать нечего.

Некоторые потенциальные инвесторы интересуются, кому и сколько надо дать за отвод земли под строительство. И долго не верят, что никому нисколько. Вся земля в Таиланде частная, а отношения по её поводу – прямо из «Капитала» Маркса, причем из первого тома. О постиндустриализме вообще речи нет, даже империалистической стадии (третий том) не достигли. Договаривайся с владельцем земли – и покупай. Чиновники тут вообще не при чём, даже разрешений-согласований не требуется.

Правда, есть иная засада: владеть землёй и вообще недвижимостью иностранцам запрещено. Приходится создавать тайское юрлицо, контрольный пакет акций которого номинально принадлежит тайцам, но передаётся в «доверительное управление». Этот юридический финт, впрочем, тоже совершается также без мзды. Платить принято за нарушение закона, а за его обход – а тем более, за соблюдение – брать считается западло.

Вот, например, близкая мне тема интернета. В крупных кондоминиумах обычно единственный проводной провайдер – тот, который договорился с администрацией. В офисе крупного тайского оператора мне так прямо и сказали: «Нет, в этот дом нас класть провода не пустят, обратитесь пожалуйста к конкуренту». Понятно, что без взятки не обошлось. Но что интересно: цены от этого не повысились, на монополизированной территории услуга оказывается в соответствии с официальным прайсом. Так что клиенты не в обиде.

Другой пример: суеверные тайцы очень любят «красивые» автомобильные номера типа «7777» или «1234»; тем более, что ведущие нули на номерных знаках не пишутся: можно получить просто «1» или «7». Счастливые цифры не достаются по везению, по блату или за взятку. Они продаются полицией с аукциона. Хороший номер может стоить, как автомобиль.

Например, мне при покупке мотоцикла и его регистрации просто не дали возможности предложить кому-либо взятку. Прямо в магазине прикрутили временный номер и велели заехать ровно через два месяца за постоянным, который при следующем визите поставили через 30 секунд после прибытия, я даже шлем снять не успел. Я до сих пор не знаю, где находится местный аналог ГАИ. Какие могут быть взятки в таких условиях?

На низшем уровне бюрократии – берут. Ещё как берут! Но, как уже было сказано, берут только за дело, и это дело исполняют добросовестно. Про тайцев рассказывают, что сия нация крайне ленива. Это так, хотя до кубинцев им далеко. В то же время, уговор для них дороже не только денег, но и собственной лени. Поторговаться любят, но если уж ударили по рукам, всё исполнят досконально.

Легендарная деловая честность тайцев проявляется не только в «белых» отношениях. Например, наркотики никому не подкидывали ни разу. Хотя, казалось бы, чего проще? Если вы купите дурь у уличного сбытчика, то с вероятностью 3/4 он тут же сдаст вас полиции. У них на этот счёт, похоже, давно конвенция заключена. Но только если сами купите. План раскрываемости на вас делать не будут.

На самом деле взяточничество – не такая уж плохая вещь. Пока оно держится в рамках «если нельзя, но очень хочется, то можно». Такая «разрешительная» коррупция не тормозит бизнес и не превращает экономику в чёрную дыру. Но если она развёрнута в другую сторону и начинает функционировать по принципу «это моё, а то — моё тоже», эффект будет противоположный. «Запретительная» коррупция вызывает паралич любых начинаний, всякой частной инициативы, а заодно и прав человека. Наверное, в Азии победить взятки невозможно. Менталитет-с! Задача в том, чтобы отучить воровать на разрушении и приучить воровать на созидании.

Автор: Николай Федотов, Слон.ру

You may also like...