ЗОЛОТО ЧЕРНОБЫЛЯ

Из сталкерского фольклора: «Вернулся с хабаром — счастье; вернулся живым — удача; патрульная пуля — везенье, а все остальное — судьба.» ( братья Стругацкие, «Пикник у обочины»)Я подумал, что Серега более других отвечает термину, прижившемуся с легкой руки классиков. По их определению, овеянная мужественным романтическим ореолом профессия сталкера, не более чем браконьерство (пусть даже космическое). И хотя, деятельность «сталкеров» чернобыльской зоны так же сопряжена с массой опасностей (от переобучения до «патрульной пули»), чернобыльские «сталкеры» охотятся за презренным металлом.

Что поделать, если именно элемент Au, на протяжении тысячелетий гарантировал землянам реализацию потребностей.Во всяком случае, для Сереги (с которым я знаком со школьной скамьи) мифическая «машина желаний», материализовалась в обыденное, хотя не стандартной № 999 пробы — золото…

«Впервые, я побывал в Зоне в 1993-м году, — рассказывал Сергей –, думал: осмотрюсь, может, на вахту электриком устроюсь… Наткнулся на заброшенный электрощит. Вскрыл, а там — серебрянные контакты прекрасной сохранности и проба, несопоставимая с польскими побрякушками. Рассказал знакомому вахтовику, тот и посвятил: «На кой тебе и эти вахты, да и серебро это, если тут навалом ЗОЛОТА!?…

Он же раздобыл форменную робу и пропуск у своего знакомого вахтовика — и проблем во время проезда по Зоне ни разу не возникало…».Основной золотоносной жилой приятелей-«старателей» стал объект «Чернобыль-2». Напомним, что это — по официальной версии — суперсовременная станция космической связи, а по неофициальной — комплекс был задуман для блокировки американского проекта «Звездных войн» (для создания помех в связи при атаках из космоса). Он находится в двух шагах от взорвавшегося 4-го блока ЧАЭС. Естественно, стоимость этого комплекса соответствовала запредельности возлагаемых на него задач. Обслуживающая «Чернобыль-2» воинская часть покинула его лишь после развала Союза — в 1992-м. Но электронная аппаратура на многие миллиарды долларов практически полностью была оставлена на разграбление мародеров…

Из поселка вахтовиков в «чистой зоне», они на автобусе приезжали в Чернобыль, откуда еще 6-8 километров нужно было добираться к объекту «Чернобыль-2» пешком. На все про все было отпущено пару часов — что бы обернуться до отхода автобуса, увозившего сменившихся вахтовиков. И приятели заработали с точностью швейцарского хронометра. Шли налегке. В противогазных сумках (непременный атрибут рабочих зоны), только самое необходимое: кусачки, отвертка, плоскогубцы.

«Милицейский КП у «Чернобыль-2», был, конечно. Но, милиционеры редко высовывались из своей будки. Им, правда, и предписывалось, по слухам, не гоняться за нарушителями, а сразу же открывать огонь на поражение… Понятно, что обойти патрульных, которые, никогда не патрулирулируют, труда не составляло. А, судя, по хорошо укатанным проселочным «грунтовкам», сюда можно было попасть и на машине… Кроме милиции, опасность могли представлять бомжи, заселившие богатые продуктами погреба под гаражами эвакуированных припятчан. И эти «мутные» личности запросто могли похоронить только лишь за понравившуюся им одежду…»

С виду неказистое, приземистое здание стратегического объекта, как узнал Серега, на деле оказалось пятиэтажным, но… под землей. Через пустой проем окна, «старатели» попадали в рукотворный «Клондайк». Естественно, что наших героев интересовала не навороченная аппаратура связи — а только золотые контакты реле. «Двух часов, которыми мы располагали до автобуса, хватало, что бы выкорчевать 20-25 грамм контактов из технического драгметалла. А выехать с «хабаром» из Зоны было элементарно, –утверждает Сергей, — Милиционеры на КП, практически никогда не заходили в, забитый вахтовиками автобус. Им достаточно было удостовериться, что во всех поднятых руках имеется картонка пропуска.

…Что бы снять примеси припоя, золото промывали в азотной кислоте и сдавали скупщикам, которых находили по многочисленным газетным объявлениям. Вопросов – «откуда?», те не задавали, и наша 999-я проба шла вдвое дороже обычной (555-й) — по $ 10 за грамм». То есть, за одну ездку напарники на двоих выручали по $ 250. И следует признать, на тот период это была весьма существенная сумма.

«Может быть, я бы еще долго «старал» в Зоне золото, если бы не один очень не приятный эпизод. Однажды, когда мы с приятелем курочили очередное реле, послышался шум автомобиля. Оказалось — милицейский. Мы едва успели выпрыгнуть в оконный проем и, добежав до лесополосы, залегли в бурьяне. Впрочем, милиции, как выяснилось, не было дела до нарушителей правопорядка. Блюстители порядка стали выносить из дежурной комнаты диваны, стулья, телевизор и, погрузив это добро в свой микроавтобус, уехали.

Мы вернулись в бункер и обнаружили, что милиционеры не побрезговали нашими плоскогубцами и отвертками. На противогазные сумки с чистым золотом эти лопухи внимания не обратили…».

С тех пор минуло почти 10 лет, но проблема мародерства в Чернобыльской Зоне и сегодня остается актуальной. И кто может поручится, что золотые цепи из 999-й «чернобыльской» украшают только лишь бандитские шеи?..

Александр ЕРМОЛЕНКО cпециально для «УК»

You may also like...