Кому достанется шельф Черного моря. «Дерибан» богатств и гонка вооружений
В Кабмине разгорается битва за первоочередное получение бюджетных средств на поиск нефти и газа в глубинах Черного моря. Кому достанутся богатства «второго Каспия»? Борьба за нефть на море только началась, зато гонка вооружений уже в самом разгаре.
Президент компании «Венко Прикерченская» Джим Баун с азартом клондайского старателя рассказывает об огромном потенциале уже ставшего для него почти родным Черного моря. Он может часами говорить об особенностях сложнейшей геологической структуры региона, меняя бесконечный поток цветных распечаток морских карт. Его внимание приковано к небольшому участку возле Керченского пролива.
Ведь в борьбе за право вести там исследования небольшая и малоизвестная компания Vanco несколько лет назад переиграла таких нефтяных гигантов, как Shell и ExxonMobile. Баун & Co должны были стать пионерами в добыче углеводородов на одном из самых малоизученных, и в то же время потенциально богатых шельфов в мире. Но первые три года своей деятельности в Украине Vanco провела не в море, а в международных судах. Поэтому объем бумаг судебной документации из Стокгольма на столе у Джима Бауна не уступает стопке с геологическими картами.
Три года правительство Юлии Тимошенко оспаривало победу Vanco в тендере, что автоматически блокировало любые возможности остальных нефтяных компаний зайти на шельф. Суть конфликта стала очевидной после того, как в собственниках «Венко Прикерченская» всплыло название принадлежащей Ринату Ахметову компании ДТЭК, а также интересы российского бизнеса. После очередной смены власти в стране у компании Джима Бауна не осталось объективных препятствий для того, чтобы отправиться работать в море.
Подписание мирового соглашения с правительством даст зеленый свет и остальным претендентам, желающим рискнуть озолотиться в черноморских водах. Именно поэтому 2011 год начался с активных переговоров нефтегазового госмонополиста НАК «Нафтогаз Украины» с такими компаниями, как Royal Dutch Shell, «Газпром» и «ЛУКОЙЛ» относительно совместной добычи углеводородов на шельфе.
Давосские соглашения
Будущее черноморского шельфа решалось в январе вдалеке от морского берега — высоко в горах на швейцарском курорте Давос. В один и тот же день — 26 января — российская нефтяная компания «Роснефть» подписала соглашение с американской ExxonMobil о совместном освоении шельфа возле Туапсе, а президент Украины Виктор Янукович пригласил концерн Royal Dutch Shell поработать в акватории нашей страны.
Компания Shell оказалась наиболее последовательной и терпеливой из числа тех мировых нефтедобывающих компаний, которые пытались работать в Украине. Проиграв тендер на разработку Прикерченского участка шельфа в 2006 году, Shell не ушла из Украины, а продолжила сотрудничество с компанией «Укргаздобыча» в небольших проектах, несоизмеримых с потенциалом британско-голландской корпорации. В декабре 2008 года генеральный директор представительства Shell в Украине Патрик Ван Дале в интервью «Инвестгазете» рассказал, что скандал с лицензиями Vanco на инвестиционные планы его компании никак не повлиял. «В территории, которая была у Vanco, мы, безусловно, заинтересованы.
Наша компания совместно с ExxonMobil участвовала в тендере, поскольку мы считаем, что в этом участке есть большой потенциал, хотя и нет еще доказанной ресурсной базы. Но если вы спрашиваете, начнем ли мы завтра предпринимать шаги для получения этой лицензии, то я отвечаю, что нет, мы не можем этого сделать», — дипломатично заявлял тогда Патрик Ван Дале.
Переговоры в Давосе Shell не комментирует, но подтверждает свой большой интерес к разработке черноморского шельфа. Первый заместитель главы Администрации президента Ирина Акимова отмечает, что Shell готова участвовать в тендерных процедурах и инвестировать в Украину. «Компания Shell имела некоторые проблемы в Украине с налоговой агенцией (Государственная налоговая администрация. — Ред.), но эти проблемы были разрешены, и сейчас будет развиваться сотрудничество, в частности по добыче шельфового газа», — объясняет она. О заинтересованности в привлечении компании Shell к разработке нефтегазовых месторождений в Черном море говорят и в «Нафтогазе».
На дне Черного моря растворы серной кислоты настолько концентрированы, что растворяют трубы
Но британцы могут не успеть получить наиболее лакомые куски шельфа. Пока что их опережают российские инвесторы — «ЛУКОЙЛ», «Газпром» и Shadowlight Investments Ltd, собственником которого является бывший акционер и нынешний директор АФК «Система» (через долю в «Венко Прикерченская»). В январе Кабинет Министров Украины разрешил крупнейшей частной нефтяной компании России «ЛУКОЙЛ» участвовать в добыче нефти и газа на Одесском, Безымянном и Субботинском месторождениях. В начале года «Нафтогазом» запланировано также создание совместного с «Газпромом» предприятия по добыче нефти и газа на шельфе Черного моря.
Привлекая российские компании, «Нафтогаз» рассчитывает в первую очередь на их финансовую поддержку. Однако ни «Газпром», ни «ЛУКОЙЛ» необходимым объемом свободных денежных ресурсов сейчас не обладают. А главное, у россиян нет соответствующих технологий. В обоих случаях, скорее всего, компании попытаются лишь «застолбить» за собой самые перспективные участки шельфа. Если в случае с «ЛУКОЙЛом» добыча нефти в Черном море еще имеет смысл ввиду близости принадлежащих компании Вагита Алекперова НПЗ, то «Газпрому» инвестировать в энергонезависимость Украины — это все равно, что пилить сук, на котором сидишь.
Эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук утверждает, что готовность правительства к подписанию мирового соглашения с компанией «Венко Прикерченская», а также активизация переговорного процесса с другими заинтересованными компаниями указывает на подготовку к великой битве за получение государственных денег на освоение черноморского шельфа. «За каждым из проектов стоит своя лоббистская группа.
Так, предположительно к освоению структуры Паласа и выделенных государственных денежных средств в сумме 48 млрд. грн. приложит руку министр Юрий Бойко. Компании «ЛУКОЙЛ» дружественную поддержку оказывает первый вице-премьер Андрей Клюев. Как известно, Одесская, Безымянная и площадь Субботина должны получить от государства около 16 млрд. грн.», — говорит Юрий Корольчук. Что же касается «Венко Прикерченская», то у государства имеются планы вложить в исследование Прикерченского участка как минимум 8 млрд. грн.
Район Melrose
В Черном море привычная морская вода находится лишь на небольшой глубине. Ниже 200-300 метров она насыщается сероводородом. Там нет твердого дна, а на большой глубине растворы серной кислоты настолько концентрированы, что в них растворяются трубы. Успешно работать в таких условиях могут только самые продвинутые в технологическом плане компании. «Роснефть», которая тоже пытается наладить добычу углеводородов на российской части шельфа, в качестве партнеров привлекает таких американских гигантов, как Chevron и ExxonMobile.
Ни одна российская компания самостоятельно не участвует в разработке шельфа в других черноморских странах, кроме Украины. Исключением является Румыния, где лицензию получил «ЛУКОЙЛ», но чтобы реализовать проект, Вагит Алекперов был вынужден создать совместное предприятие с Vanco International. Эта небольшая компания считается специалистом именно по сложным геологическим участкам. Интересно, что «ЛУКОЙЛ» получил лицензию как раз на тот участок шельфа, который Румыния в прошлом году отсудила у Украины в Международном суде в Гааге.
Пока нефтяные гиганты только собираются с силами и отстаивают свои лоббистские интересы в регионе, вершки собирает небольшая и малоизвестная шотландская компания Melrose Resources. Она уже несколько лет успешно добывает углеводороды в акватории Болгарии, а также обладает перспективными участками в Румынии и Турции. Последовать примеру шотландцев стремится и Джим Баум. Ведь опыт свидетельствует, что на данном этапе освоения черноморских богатств наибольшего успеха достигают такие не боящиеся риска небольшие, но амбициозные компании, как Melrose Resources или Vanco.
Оценочная стоимость доказанных запасов на шельфе Черного моря исходя из текущей стоимости ресурса
44,8 млрд. долларов США – 170 млрд. куб. м газа
… – 1,5 трлн. тонн условного топлива
59,2 млрд. долларов США – 80 млн. тонн нефти
Второй Каспий
Борьба за нефть на Черном море еще не началась, зато гонка вооружений в самом разгаре
Черное море — регион с очень нестабильными морскими государственными границами. Только за последние два года они менялись дважды: Румыния приросла украинскими территориями возле острова Змеиный, а Россия де-факто грузинскими — в акватории Абхазии. Ключевым двигателем этого процесса является желание черноморских стран заполучить контроль над большей территорией нефтеносного и газоносного шельфа.
Несмотря на то что Черное море, казалось бы, давно потеряло свое стратегическое значение и является большим озером с пробкой на Босфоре, военно-морские силы России, Румынии и Турции демонстрируют противоположную тенденцию. Они стремительно наращивают свое вооружение. Главком Военно-Морского Флота РФ Владимир Высоцкий пообещал, что до 2020 года для Черноморского флота будет построено 15 фрегатов, 10 надводных и 5 подводных кораблей. Причем один фрегат и одна субмарина были заложены уже в прошлом году. Эти планы говорят о намерении Москвы вернуть себе военное превосходство в Черноморском регионе. Румыния, в свою очередь, заявила о намерении закупить 24 американских истребителя F-16 с целью обновления парка военно-воздушных сил страны, основу которого сейчас составляют МиГ-21 советского производства. Турецкий же флот превосходит объединенный российский и украинский флоты в четыре-пять раз.
Автор: Игорь Гошовский, «Инвестгазета»
Tweet