Крым – убийца автомобилей
Проверка топлива в Cимферополе: бензин без бензина, крик души и погоня начальника АЗС. В Курортном Крыму можно напрочь угробить автомобиль – таким дерьмом торгуют на заправках. Экспертиза, подробно.
Команда «AutoVisio» в феврале в девятый раз заслала собирателя проб на топливную тропу. В этот раз «досталось» столице Крыма – Симферополю. Там засланный специалист нашел бензин, в котором лаборатория бензин не обнаружила, поэтому не удивительно, что в итоге он убегал на своем BMW от разъяренного начальника местной АЗС…
Вот уже второй год наша команда затевает проверки заправочных комплексов в различных регионах страны. Ранее наш специалист успел побывать в бывшей и нынешней столицах Украины, в противоположных регионах страны – Львовском и Донецком, на родине второго президента Украины, в Днепропетровске и в городе, в честь которого был назван легендарный «горбатый» автомобиль – Запорожье.
Наши пользователи из разных уголков страны постоянно зовут в гости специалиста по сбору проб с просьбой проверить АЗС их городов. Люди хотят знать, где им безопасно заправлять свои авто. Множество приглашений к нам пришло из Крыма. Учитывая, что на носу открытие туристического сезона, мы решили внимательно обследовать заправки автономной республики. Все началось с Симферополя…
Похождения «пробщика»
Наш специалист по сбору проб на 107 квадратных километрах площади Симферополя обследовал 49 АЗС и взял 164 пробы. Проверены были практически все АЗС города, в частности заправки Shell, ТНК, Лукойл, Wog, Укранафта, Атан, Укртатнфафта, Гефест, Formula, Современник, небольших сетей и АЗС-одиночек. Детально результаты можно посмотреть в разделе АЗС Украины.
И, даже не смотря на то, что часть названий проб случайно смыл «ядовитый» бензин, продающийся под маркой А-92, взятый на местной АЗС «Экотек», он восстановил названия и доставил пробы в лабораторию. Кстати, «второй» бензин этой АЗС вызвал удивление у лаборантов – они не нашли в нем того, из-за чего бензин называется бензином, а именно бензола. Нет у него и такого привычного автомобилистам октаново числа.
Зато оказалось невероятно низкое содержание ароматики (около 7%) и безумное количество серы (где-то в 20 раз больше). Так вот, когда наш специалист переливал эту жижу в транспортировочную емкость, поднялся сильный ветер и часть бензина разлилась по уже хранившимся в контейнере пробам. Естественно, все они были подписаны стойким к воздействию бензина маркером. Каково же было удивление «пробщика», когда часть названий исчезло прямо на глазах, а в воздухе появился едкий запах ацетона.
Но не только ветер в тогдашний вояж создавал проблемы. Так, среди бела дня, во время фотосъемки очередного заправочного комплекса, к собирателю проб, махая руками и выкрикивая ругательства, кинулся сотрудник АЗС. Не лишенный чувства самосохранения, наш специалист нырнул в свой BMW, и попытался быстро уехать. Началась погоня. Догоняющий на своих Жигулях еще около километра преследовал BMW, после чего сдался.
Исследование проб
В лаборатории добытые пробы попадают к людям в белых халатах. После нескольких дней кропотливой работы в «AutoVisio» приходят результаты. Обычно самые впечатляющие пробы нам комментируют лаборанты. В этот раз, как уже было сказано, удивление вызвала проба бензина А-92 с заправки «Экотек». К сожалению, в узконаправленных лабораториях невозможно вычислить состав подобных топлив. Там могут только измерить содержание стандартных составляющих.
АЗС «ЭКОТЕК»
Показатели, на которые проверяли, и их свойства
Название показателя |
Его свойства |
Октановое число |
Своеобразный маркер, означающий стойкость топлива к детонации. Чем меньше бензин склонен к детонации, тем лучше работа двигателя, его отдача. |
Бензол |
Повышенное содержание бензола в топливе снижает срок годности катализатора и некоторых частей двигателя. Токсичен. |
Сера |
Самая страшная гадость в топливе. Очистка нефти от серы очень дорогостоящее мероприятие. Продукты горения серы в организме автомобиля разрушают металлические и резиновые части. А попадая в окружающую среду, наносят непоправимый вред здоровью. Ганьба сере! |
Ароматические углеводороды |
Разрушают резиновые и пластмассовые детали, увеличивают нагарообразование. Вызывают мутагенные реакции у всего живого. |
Плотность |
Несоответствие параметрам приводит к падению мощности двигателя, увеличивает дымность отработанных газов, расход топлива |
Из полученных 164 проб только 23 пробы позиционировались как соответствующие ГОСТу 2007 года. Отметим, что на сегодняшний день в Украине действуют параллельно два топливных ГОСТа – 2001 и 2007 годов выпуска. Более подробно о них можно прочесть здесь. Так вот, около 10% взятых проб не прошли проверку на качество. Кстати, с импортным топливом в Симферополе туго – только чуть менее половины из представленных в городе АЗС (21 комплекс) предлагает его своим клиентам.
Самая большая сетка АЗС работает под брендом «ТНК». Весь бензин у них продается под старыми ГОСТами. И только на одной АЗС есть импортный «пятый». Известных на всю страну брендов «Шелл», «Лукойл» и «Формула» в Симферополе по три заправки. На всех этих заправках можно отовариться импортным топливом. Местные бренды в основном представлены в двух экземплярах. На многих присутствует импортный бензин.
Осторожно, бодяга!
На Симферопольских заправках некачественного топлива мало, но если оно попадается, то в основном с большой концентрацией гадости. Так, на АЗС «Интертехпром» под видом А-95 продавался бензин с октановым числом ниже, чем у бензина А-92 продающегося на той же АЗС. Мало того, у обоих марок содержание бензола в 10 раз выше нормы, а серы в 35 раз.
На АЗС «МПИ» как у бензина марки А-92 так и у А-95 бензола больше в среднем в пять раз, а серы в 17. но самое интересное с октановыми числами. У «второго» бензина октановое число на 10 единиц меньше нормы, а у «пятого» – на 5.
Очень «жесткий» бензин на АЗС «LUNA». Здесь также обе популярные марки топлива способны угробить двигатель. У них поразительно одинаковые параметры. Бензола чуть больше чем в пять раз, ароматика в пограничном состоянии – у одного зашкаливает, а у другого в пределах нормы, но отличается всего на 4%. Серы в обеих марках около 0,4%, что почти в 30 раз выше нормы. А вот октановые числа в районе 81 единицы. И если для бензина А-92 это еще простительно, то для А-95 – страшно.
Остальные АЗС черного списка по сравнению с вышеперечисленными заправками не такие страшные. Их топливом тоже можно навредить мотору, но это будет не так эффектно. В таблице ниже представлены все АЗС, которые были застуканными при продаже некачественного топлива. А весь список АЗС Симферополя с уже проверенным топливом можно увидеть на страничке «АЗС Украины». Там же можно и ознакомиться с результатами проб.
Жирным шрифтом выделены несоответствия стандартам
№ |
Название АЗС, |
Название бензина |
Количество бензола |
Норма |
Количество |
Норма |
Сера |
Норма |
Октановое |
1 |
«Интертехпром», |
А-92 |
47,3% |
5% |
62,7% |
53% |
0,5596% |
0,015% |
83 |
А-95 |
50,3% |
5% |
65,8% |
53% |
0,5462% |
0,015% |
82,6 |
||
2 |
«МПИ», |
А-92 |
23,7% |
5% |
35,8% |
53% |
0,2962% |
0,015% |
72,8 |
А-95 |
29,6% |
5% |
47,9% |
53% |
0,2225% |
0,015% |
80,6 |
||
3 |
«Экотек», |
А-92 |
0% |
5% |
7,8% |
53% |
0,339% |
0,015% |
0 |
А-95 премиум* |
13,8% |
1% |
23,1% |
35% |
0,0551% |
0,005% |
85,7 |
||
4 |
«LUNA», |
А-92 |
27,1% |
5% |
54,2% |
53% |
0,396% |
0,015% |
81,1 |
А-95 |
27,5% |
5% |
50,1% |
53% |
0,4096% |
0,015% |
81,5 |
||
5 |
«БАРС», |
А-92 |
5,7% |
5% |
35,3% |
53% |
0.0131% |
0,015% |
83,9 |
А-95 |
33,5% |
5% |
53,8% |
53% |
0.009% |
0,015% |
86,3 |
||
6 |
«ТНК», |
А-92 |
2% |
5% |
33,6% |
53% |
0,0273% |
0,015% |
83,8 |
7 |
«Формула», |
А-92 |
1,3% |
5% |
30,2% |
53% |
0,0165% |
0,015% |
85,1 |
8 |
«ДИНАМО», |
А-92 |
5,3% |
5% |
50,1 |
53% |
0,0021% |
0,015% |
84.8 |
* Под словом «премиум» подразумевается бензин марки А-95 улучшенного качества, под который, по нашему мнению, подпадает любой бензин с «улучшающей» приставкой, например «Евро», «Плюс» «Супер», «Супер-пупер» и т.д.
PS. Как стало известно уже после написания этой статьи, автомобиль на котором перемещался сборщик проб сегодня стал на ремонт – на СТО говорят про проблемы связанные с некачественным бензином. Так вот.
Автор: Иван Броды, «AutoVisio»
Tweet