Неизбежный обвал. Когда мир накроет вторая волна экономического кризиса

Последние месяцы весь мир заворожено внимает прогнозам экономистов-синоптиков о приближении второй волны кризиса. Дефолтные страсти в США, пересмотр рейтингов Китая, проблемы Греции и Португалии кажутся симптомами приближения этой никем не виданной, но от того еще более грозной волны.

Неизбежный обвал

Как домохозяйки перед бурей захлопывают окна, инвесторы стремительно бегут из акций и сырья в золото. Цены на желтый металл уверенно бьют рекорды, а стоимость нефти — главный индикатор экономического роста — грозит откатиться на несколько лет назад.

Правительства лихорадочно ищут, на чем еще можно сэкономить, и затягивают пояса граждан. Что говорить о Греции, если традиционно благополучная Германия собирается в очередной раз поднять пенсионный возраст почти до мафусаиловых стандартов. В общем, все готовятся ко второй волне. Которой нет.

В 2008 году, тратя безумные средства на поддержку тонущих корпораций и банков, правительства тушили пожар бензином. Возможно, главная причина кризиса — колоссальный избыток денег и их производных в мировой экономике. Рост денежной и квазиденежной массы в разы обгоняет увеличение мирового ВВП.

Все новые инструменты связывания этой массы, «квазитовары», уже не справляются со своей задачей, что наглядно продемонстрировали ипотечные облигации США. Бороться с последствиями этого явления инвестированием новых денег — не самое дальновидное решение. Конечно, если тяжелобольному человеку дать ударную дозу обезболивающего, он на какое-то время почувствует себя лучше. Но когда действие лекарства пройдет…

Сейчас как раз заканчивается обезболивающее влияние триллионов долларов, брошенных правительствами на алтарь оживления мировой экономики. Изменилось лицо кризиса, и многие, не узнав его, поспешили заговорить о второй волне. Грядущие потрясения, о которых столько говорят, — кризис не только и не столько корпоративных финансов, сколько государственных.

Это кризис бюджетный и долговой. Правительствам нужны все новые деньги, чтобы бороться с угрозой стагнации, а возможности бюджетной экономии не бесконечны. Проблемы ведь не только у Греции, Португалии, Ирландии, хотя для Европы и этого вполне достаточно. Италия, Бразилия, Турция, даже Китай и США — любая из этих стран может стать детонатором нового взрыва. Ведь поднятие планки госдолга тех же Штатов — не решение проблемы, а лишь временная мера, призванная оттянуть неизбежный обвал.

Выпуск пара

Если смоделировать естественный ход событий, не учитывающий усилий правительств крупнейших стран мира, то наиболее вероятный сценарий для мировой экономики — быстрый спуск пара из перегретого котла. Он предусматривает ускоренный развал ориентированной на доллар финансовой системы, откат к государственным или региональным валютам, возможно даже обнуление межгосударственных долгов (кстати, списание и взаимозачет долгов широко практиковались не так давно в Украине, когда страна переживала жесточайший кризис неплатежей).

Следующий шаг — обвал надутых спекулятивными деньгами рынков акций и производных, резкое падение стоимости ресурсов, остановка роста или снижение уровня производства.

Последние заявления крупнейших мировых экспертов, политиков и должностных лиц МВФ свидетельствуют о том, что какая-то часть указанных последствий будет реализована.

«Мировая экономика вступает в опасную фазу своего развития», «Экономический рост замедлился», «На горизонте просматриваются риски снижения экономических показателей». Это самые распространенные тезисы первой пресс-конференции нового директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард. Характерно, что пресс-конференция прошла накануне годового собрания руководящих органов Международного валютного фонда и Всемирного банка и вполне отражает повестку дня собрания.

Более ранние заявления высокопоставленных чиновников Фонда о том, что «возможности поддержки со стороны МВФ ограничены», что правительства сами должны принимать необходимые меры для оздоровления своих экономик, очень напоминают популярный лозунг «Спасайся кто может!».

Никаких иных последствий, кроме усиления пессимизма и панических настроений на рынках, такие заявления не имеют, и в Фонде это понимают. Не хочется вдаваться в конспирологию, но такое последствие неконтролируемого развития кризиса, как списание (или реструктуризация) межгосударственных долгов, выгодно прежде всего крупнейшему мировому должнику — Соединенным Штатам. Американская экономика уже имеет опыт «выздоровления через кризис». Правда, последний раз в роли очистительного кризиса выступила Вторая мировая война, после которой начался новый бурный этап роста.

Накануне

Что несет Украине возможный новый виток мировой депрессии? Ответ на этот вопрос зависит прежде всего от градуса кризиса — уровня, на который мировые лидеры договорятся «просадить» перегретую экономику.

Отечественный ВВП менее чем наполовину обеспечен внутренним потреблением. Это значит, что мы по-прежнему критически зависим от мировой торговой конъюнктуры. Особо нас должны заботить европейские дела, ведь на торговлю со странами ЕС приходится значительная часть нашего оборота. Страны Евросоюза пока авральными темпами снижают государственные расходы и укрепляют стабильность своих финансовых систем.

Но при этом изо всех сил ведутся разговоры о возможной «ампутации» Греции с целью оздоровления всего организма. Правда, если Грецию можно ампутировать, то с Италией такие методы не пройдут: проблемы третьей экономики ЕС грозят серьезными неприятностями всему ЕС. В случае же значительного проседания экономики Евросоюза украинский экспорт пострадает в первую очередь, европейцы всеми методами будут поддерживать собственных производителей.

Первым очевидным последствием обострения кризиса для Украины станет заметное снижение цен на основные статьи нашего экспорта — металлургическую и химическую продукцию и, как следствие, уменьшение поступления валюты в страну. Сопровождаться этот процесс будет девальвацией гривни — плавной, если Нацбанк готовится к такому сценарию развития событий, или резкой, по образцу 2008 года, если НБУ затянет с принятием трудного решения о девальвации.

Последствиями кризиса для Украины станет снижение цен на сырье, а также рост налоговой нагрузки и падение гривни. Кстати, последние опросы руководителей украинских предприятий свидетельствуют о росте девальвационных настроений в их среде. В среднесрочную стабильность нацвалюты по отношению к доллару сейчас верят лишь около 40% директоров по сравнению с почти 60% в начале года. Солидарно с директорами и население, которое от месяца к месяцу наращивает закупки наличной валюты. Вряд ли этот процесс будет замедлен требованием НБУ о предъявлении паспортов при валютообменных операциях.

В бюджетной системе влияние кризиса будет, по-видимому, ослаблено мерами по оздоровлению финансовой системы, предпринятыми за последний год — снижение дефицита бюджета НАК «Нафтогаз України», проведение пенсионной реформы, принятие Налогового кодекса и т. д.

Но Украина по-прежнему остается страной с архаичной социальной системой, которая не стимулирует активность населения по повышению своего жизненного уровня, а насаждает иждивенческие настроения. Около половины украинцев являются получателями той или иной социальной помощи от государства. Такой нагрузки в период кризиса не выдержит ни одна здоровая экономика, не то, что наша.

В случае резкого ухудшения экономической ситуации в мире правительству придется идти на существенное урезание соцвыплат и повышение тарифов на коммунальные услуги, что приведет к массовым протестам. Альтернативой могло бы стать очередное крупное вливание от МВФ, но Фонд уже ясно дал понять, что денег на всех не хватит.

В качестве кратковременной меры правительство может поднять некоторые налоги, но это плохо скажется на и без того не блестящем состоянии промышленности.

Банковская система, которая в этом году добилась пока лишь снижения убытков, резко сократит кредитование экономики, «дочки» иностранных банков при этом будут проявлять особую осторожность. Кстати, европейские и американские финучреждения уже считают, что пресловутая вторая волна их накрыла: котировки акций многих банков уже опустились до уровня 2009 года. Держатели ценных бумаг уже не верят в способность правительств оказать банковской системе такую же масштабную поддержку, как в 2008 году.

Удар кризиса поможет смягчить развитой теневой сектор, с истреблением которого правительство пока не вполне справляется. Он обеспечит и рабочие места, и поставку на рынок относительно недорогой продукции.

Что касается инфляции, то следует ждать ее постепенного замедления — одновременно со снижением покупательной способности населения вследствие ограничения соцвыплат и замораживания зарплат.

Когда придет волна

Сроки начала крупных потрясений в мировой экономике зависят от того, в какой точке будет достигнут баланс интересов стран-лидеров. Ведь далеко не все проиграют от обострения проблем развитых государств. Те же США получат шанс решить проблему огромного госдолга, а Китай обретет суверенитет курса юаня, который подвергается сильному давлению со стороны Штатов.

Оптимальным для мировой экономики выглядит сценарий «контролируемого кризиса», который будет сопровождаться плавным замедлением показателей экономического роста в мире. Альтернативой является лавина корпоративных банкротств и государственных дефолтов по всему миру, резкий рост безработицы, а также измеряемое десятками процентов снижение объемов инвестирования и международной торговли.

Определяя сроки начала очередного обострения экономических проблем, большинство мировых экспертов сходятся во мнении, что «если не этой осенью, то уж никак не позже 2013 года». При этом апокалиптических настроений в экспертной среде нет.

Японию чуть ли не ежегодно навещают разрушительные цунами, тайфуны и землетрясения. Однако страна заново отстраивается и продолжает развиваться. Способна ли на такой подвиг нынешняя мировая экономика в ее нынешнем состоянии? Ведь каждая следующая волна будет выше предыдущей.

Автор: Андрей Волченко, КОНТРАКТЫ

You may also like...