Правила дикой страны: как виновники ДТП в Украине «включают тормоза»
В последние годы Украину регулярно трясет из-за резонансных ДТП с участием больших людей и их деток-лихачей. На этом фоне практически незаметны происшествия в регионах, где замешаны фигуры менее значимые, но тоже при должностях, связях, знакомствах, деньгах. Связи, деньги и служебное положение помогают виновникам ДТП в Украине гарантированно избежать наказания.
Автор: Наталья Дремова, Первая Крымская
Каково жить, осознавая, что убил или покалечил человека? Оказывается, довольно часто люди не страдают угрызениями совести из-за этого, не мучаются, не переживают. Если точнее, какое-то время испытывают тревогу и беспокойство, но исключительно о собственной участи, и успокаиваются, когда окончательно становится понятно, что реального наказания удалось избежать.
В последние годы Украину регулярно трясет из-за резонансных ДТП с участием больших людей и их деток-лихачей. На этом фоне практически незаметны происшествия в регионах, где замешаны фигуры менее значимые, но тоже при должностях, связях, знакомствах, деньгах. Родные тех, кто оказался под колесами их машин, пишут жалобы, тратятся на независимые экспертизы, ходят по редакциям СМИ в надежде на то, что обнародование трагедии даст хоть небольшой шанс наказать виновного.
Все четыре колеса
В дорожных происшествиях Украина ежегодно теряет около 5 тыс. человек, количество покалеченных достигает 100 тысяч. Как правило, в статистике жертв ДТП не разделяют владельцев автомобилей и пешеходов, попавших под колеса. Тем не менее число последних может составлять 45 — 60% от всех пострадавших, а ежедневно на дорогах нашей страны гибнут 12 — 13 человек.
Впрочем, зачем далеко ходить: по данным сводок управления Госавтоинспекции ГУ МВД Украины в АРК, всего за первые две недели нового, 2012 года (с 1 по 15 января) автомобилистами совершено 19 наездов на пешеходов. В четырех случаях они закончились гибелью попавших под колеса людей. Только трое пострадавших отделались ссадинами и ушибами.
Остальным же были нанесены повреждения, требующие длительного лечения: переломы, сотрясение мозга, черепно-мозговые и сложные комбинированные травмы. Конечно, в каждом случае степень вины водителя различна, не всегда он в состоянии избежать наезда, если человек пытается перебежать дорогу в неустановленном месте, ночью идет по обочине не навстречу движущемуся транспорту, как безопаснее, а по ходу его движения и т.д. Но разве в Крыму не сбивали людей на пешеходных переходах, не давили на остановках общественного транспорта, не переезжали пьяные лихачи?
Но даже если все обстоятельства и доказательства указывают на вину водителя, у него достаточно шансов выйти сухим из воды.
Одна из распространенных схем — пустить в ход все влияние, чтобы уголовное дело по факту ДТП не возбуждалось как можно дольше. В это время оказывается давление на потерпевшего или его родных, свидетелей. Второй вариант (если грозит реальный срок лишения свободы) — затягивать насколько возможно рассмотрение дела в суде, чтобы попасть под амнистию. Впрочем, избежать наказания можно и тогда, когда суд уже отмерил срок. О таком случае «1К» писала в №295 от 9/15 октября 2009 г.: человек, насмерть сбивший в Симферопольском районе двух подростков и приговоренный к 4 годам лишения свободы, официально числился в бегах. На деле же он спокойно жил дома.
Свидетели не нужны?
Недавно в «1К» обратилась жительница поселка Кировское Лилия Гафурова. Она считает, что дело о гибели ее сына пытаются сфальсифицировать. Молодой человек, студент университета, 4 ноября 2011 года пошел с другом на дискотеку. Сельская улица, по которой они двигались, не оборудована тротуарами, поэтому ребята шли по обочине. И тут появилась машина.
Иномарка ехала с такой скоростью, что сбитый ею Эдем Гафуров, как пишет мать, «пролетел метров 20, разбив собой фару, лобовое стекло, оставив вмятину на крыше, вмятины крыла с правой стороны машины, капота». Задел автомобиль и второго парня. Как оказалось, в машине сидели двое, которых выживший участник ДТП запомнил.
Один из них взял у студента телефон, чтобы вызвать «скорую». Затем водитель и пассажир… втащили Эдема Гафурова на заднее сиденье машины и повезли в больницу. Они не только покинули место происшествия, но и не стали дожидаться, пока прибудут врачи, зачем-то самостоятельно решили транспортировать юношу, получившего серьезнейшие травмы. Эдему не оставили даже призрачного шанса выжить. Можно было бы предположить, что виновник ДТП просто не знал, какой опасности подвергает пострадавшего. Но он оказался… сотрудником милиции — кому как не ему знать, как вести себя при ДТП с пострадавшим.
Мать погибшего студента пишет, что при осмотре машины, в салоне которой чувствовался сильный запах алкоголя, были изъяты стаканы и закуска, ехали водитель и пассажир из кафе, где что-то отмечали с коллегами. Кто именно привез в приемный покой больницы Эдема Гафурова, видели несколько свидетелей. Но в постановлении о возбуждении уголовного дела, которое получила на руки мать погибшего, было написано, что за рулем сидел совсем другой человек — родственник сотрудника милиции.
«Я полагаю, что следствие идет по ложному пути, умышленно прикрывая настоящих виновников ДТП. Обращалась во многие инстанции. Наша районная прокуратура не проводит очную ставку главного свидетеля с участниками ДТП. Почему свидетели не опрошены? И при следственном эксперименте был подставной виновник, которого учили, как ездить по линии происшествия. Там были свидетели всего этого — 5 человек, от которых следственная группа уехала», — пишет Лилия Гафурова. К ее вопросам присоединяется и «1К», мы просим считать данную публикацию официальным обращением в правоохранительные органы автономии. Надеемся, что, когда будет завершено расследование, об этом проинформируют и нашу газету.
Пострадавшие ждут
Выяснение обстоятельств еще одного наезда — на 55-летнюю Мубине Умерову, 74-летнюю Зарему Шамратову и четырехлетнего Ахтема Османова — длится уже более пяти месяцев. В «1К» обратилась Гизела Османова — мама малыша, дочь и племянница двух других пострадавших. Вечером, еще в светлое время суток, 7 августа 2011 года женщины с ребенком шли по улице Некрасова в поселке Советском.
В сводке ГАИ за тот день происшествие кратко описывается так: «житель пгт Советский, двигаясь в состоянии алкогольного опьянения… выехал на правую обочину, где совершил наезд на пешеходов, которые двигались в попутном направлении». Сами пострадавшие утверждают: было такое впечатление, будто водитель, заметив их, нарочно пытался сбить. Маленького Ахтема, которого несли на руках, удалось отшвырнуть к воротам одного из домов, поэтому мальчик пострадал меньше, чем женщины, получившие переломы и другие травмы. Но ребенок последствия стресса испытывает до сих пор.
Гизела Османова сообщила, что после происшествия к ее семье обращалась мать виновника ДТП, занимающая довольно значимую для небольшого поселка должность, предлагала уладить все по-хорошему. К слову, ее сын не в первый раз попал в неприятности подобного рода. Уголовное дело возбудили, считает Гизела Османова, только потому, что они проявили настойчивость, постоянно обращаясь к правоохранителям. Впрочем, расследование движется медленно: например, до следственного эксперимента дело еще не дошло. А время, как известно, работает вовсе не на пострадавших.
Недавно в ВР Украины был внесен законопроект, предлагающий внести изменения в закон об амнистии. Ведь именно он очень часто дает возможность виновным в смерти и ранении людей в ДТП избежать наказания. Предлагается запретить амнистию для лиц, осужденных за преступления, которые явились причиной гибели двух и более людей.
Кроме того, для «дорожных дел» очень актуальным является предложение не амнистировать осужденных, если на это не согласны родные пострадавшего. В законопроекте также предлагается не применять амнистию, если виновные не возместили потерпевшим ущерб в размере, установленном судом. Ведь часто суммы, фигурирующие в решениях судов, так и остаются на бумаге: виновник обычно формально оказывается гол как сокол, поскольку успел переписать имущество на родных.
(Печатается с сокращениями)
Tweet