Средневековье в центре Киева: ужасы Лукьяновского СИЗО
В Украине для съемок фильмов ужасов не нужны ни актеры, ни спецэффекты, ни сценарий. Достаточно снять документальное кино о Лукьяновском СИЗО, чтобы волосы дыбом встали даже у людей с крепкими нервами. По сути – это средневековая тюрьма, где с людьми обращаются, как со скотом и где процветает коррупция.
Фильм журналиста TBi Константина Усова «Тюрьма №1» без какого-либо пафоса можно назвать уникальным. Впервые простым гражданам Украины показали в мелких подробностях быт людей содержащихся в Киевском СИЗО №13, более известным, как Лукьяновское.
В подводке к своему фильму автор отметил: «Поскольку именно Киевский СИЗО держит в информационном пространстве первое место по количеству сообщений о зверствах, пытках, о нечеловеческих условиях содержания и странных смертях в тюремных камерах, поскольку именно туда власть Януковича отправляют своих врагов, полгода назад мы поставили перед собой сверхзадачу – найти способ показать людям настоящую Лукьяновку. Настоящую, а не ту, которую демонстрируют избранным СМИ». За пол года журналисту удалось создать свою агентурную сеть.
С помощью переданных мобильных телефонов, заключенные снимали на видео свой быт. Результат вышел ошеломляющий, шокирующий и заставляющий всерьез задуматься. Например, о том, как в ХХ I веке в центре столицы страны претендующей стать членом ЕС, может находиться подобный следственный изолятор. Хотя по сути – это средневековая тюрьма, где с людьми обращаются, как со скотом.
Где процветает бизнес сотрудников СИЗО, оказывающих мелкие услуги за щедрое вознаграждение. Где условия содержания могут превратить человека в инвалида или даже привести к его смерти. И это в столице, в Киеве. Что творится где-нибудь на периферии, даже представлять не хочется.
Нужно напомнить, что в СИЗО сидят люди, находящие под следствием. Их вина не доказана и есть те, кого впоследствии отпускают. Но через что приходится пройти этим людям? Елена Унгурян была направлена в СИЗО не смотря на беременность и провела в нем 121 день. Вот что она рассказывает о камере: «Это маленькая комнатка, метров восемь, наверное, в которой находится очень много женщин.
…Но вернёмся всё же к пользовательским предпочтениям заключённых. Наиболее активные и продвинутые пользуются даже электронными деньгами, тратя их на разные интернет-сервисы и интернет-магазины. Есть любознательная часть аудитории, которая интересуется тем, что происходит в мире, читает новости и статьи, чаще всего сайты о спорте, о здорововье. …
Зэки выходят в online. «Сижу в тюрьме. Все в шоке, я в шоколаде!»
Сразу человек 15-20. Просто присесть некуда, там встать некуда. Это очень закрытое прокуренное помещение без вытяжки. Только лампочка – все». В камере ей стало плохо, начались боли в области живота. Женщина несколько дней просила вызвать гинеколога, но безуспешно. Ребенка она потеряла – произошел выкидыш…
20-летний Роман Рубан погиб в Лукьяновском СИЗО от удара током. По крайней мере, такова официальная версия тюремщиков и представителей правоохранительных органов. В тоже время по свидетельству сидящих в СИЗО людей, фельдшер 40 минут не заходил в камеру, так как допивал в коридоре водку. А впоследствии, находясь в нетрезвом состоянии, сделал парню «горячий укол» – инъекцию сульфата магния.
При слишком быстром введении «магнезии» может произойти остановка дыхания. О том, что фельдшер ведет загульный образ жизни свидетельствует Юрий Моесеенков (1020 дней в СИЗО): «Фельдшер ходит там пьяный. Ночью вообще до него не достучишься. Его нигде нет, скорее всего, спит пьяный». Впрочем, спиртное в Лукьяновском СИЗО могут достать и сами задержанные с помощью тюремщиков. Максим Подугольников (1839 дней в СИЗО): «Алкоголь можно. Женщины – дорого очень, но можно… От 300 долларов сейчас оперативники с этим решают».
Впрочем, тюремщики не только «решают» вопросы, но и удовлетворяют свои садистские наклонности. Евгений Новицкий (988 дней в СИЗО): «Руками били, ногами били и головой об стенку били. Коленную чашечку перебили»…
Первые кадры из настоящих, а не показушных камер СИЗО могут шокировать. Условия содержания просто ужасные.
В тоже время персонал Лукьяновки спокойно себе зарабатывает на тех, кто сидит в нечеловеческих условиях. Так, один из старших офицеров согласился за 400 гривен передать телефон в СИЗО. Более того, даже сказал, что может помочь сохранить мобильный, забирая его у заключенного перед «шмоном» и возвращая после…
Отдельно разговора заслуживают санитарные условия в Лукьяновском СИЗО. Если повезет, то водят мыться раз в неделю. Даже зимой вода холодная. Включают ее и регулируют сами тюремщики.
Заключенные в условиях ужасной антисанитарии гонят водку. Однако местная вода опасна для здоровья сама по себе, что уж там говорить про самогонку. Анализ воды показал в ней высокое содержание хлора, который не выпаривается при кипячении и вызывает у человека рак.
На стенах камер в Лукьяновском СИЗО живут плантации грибка Аспергилл черный ( Aspergillus ). Вот что сообщает о нем Википедия: « Грибок проникает внутрь через дыхательные пути и рот и может поражать дыхательную систему, центральную нервную систему, пищеварительный тракт, кожу, органы чувств и половую систему.
В случае поражения дыхательной системы может иметь место легочный аспергиллез. Аспергиллезный менингит или энцефалит в большинстве случаев заканчивается летальным исходом. Встречаются также грибковые поражения селезенки, почек и костей аспергиллами, однако большей частью они вызваны вторичной инфекцией».
…рассказ о новой тюрьме в норвежском Хальдене, на открытии которой 8 апреля присутствовал король Харальд V. Расположенная на тридцати гектарах в сосновом лесу, тюрьма рассчитана на пребывание в ней 252 заключенных. Строительство и оборудование тюрьмы обошлось норвежскому бюджету в 1.5 миллиарда крон ($252 миллиона)…
Чтоб нам так жить! Будни норвежских «зеков»: тюрьма в Хальдене. ФОТОРЕПОРТАЖ
Опять же напомним, что речь о следственном изоляторе, где в том числе, находятся и невиновные люди, которых (если они выживают) впоследствии выпускают.
Кормят заключенных в Лукьяновском СИЗО отвратительно. Гляди на эти кадры аппетит можно потерять надолго. Эта часть фильма наиболее нецензурная и людей можно понять.
Больше всего это похоже на корм для свиней. Хотя, опять же, некоторые хозяева, которые своих свиней кормят лучше. А вот в Лукьяновском СИЗО видимо вообще забыли, что имеют дело с живыми людьми.
Автору фильма также удалось хитростью завербовать того же старшего офицера, чтобы он сделал съемку на территории СИЗО, не всегда доступной остальным заключенным.
Коррумпированному тюремщику даже удалось снять на видео легендарные тоннели под Лукьяновкой. Именно по ним проводят заключенных в ту или иную часть СИЗО.
Из разговора с другими сотрудниками СИЗО, в том числе с бывшими, стало известно, что коррупция в Лукьяновке поставлена на широкую ногу. Так по словам одного из собеседников автора фильма, и.о. начальника СИЗО Евгения Домбровского сам дает указание садить состоятельных заключенных в многоместные камеры, чтобы потом за вознаграждение переселить в более удобные.
«VIP-камера» оставляет не менее гнетущее впечатление, чем общие… Так же на видео был снят процесс «воспитания» одного из заключенных. С руганью, дракой и выяснением отношений…
Омбудсмен Нина Карпачева до сих пор молчит, зато обратили внимание на киевское СИЗО в оппозиции. Глава комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации Юрий Стець после скандального фильма об условиях пребывания заключенных в Лукьяновском СИЗО заявил, что будет поднимать этот вопрос на уровне парламента. Он отметил, что в понедельник на согласительном совете, будет требовать внесения этого вопроса в повестку дня пленарной недели, с демонстрацией фильма в сессионном зале Верховной Рады.
И только через несколько дней после демонстрации фильма отреагировала прокуратура. Прокурор города Киева Анатолий Мельник поручил провести проверку фактов, приведенных в фильме «Тюрьма №1», по поводу нарушений конституционных прав граждан, содержащихся в Киевском следственном изоляторе. А уже сегодня стало известно, что Кабмин выделил 1,5 миллиона гривен на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений Лукьяновского СИЗО.
Такая реакция властей больше похожа на попытку откупиться. Деньги в зубы и нет проблемы. Но почему-то с трудом верится, что эти деньги используют по назначению. И даже если случится такое чудо, то уж совсем невероятно, чтобы изменилось само отношение тюремщиков к содержащимся в СИЗО людям. Там сама система в плане гнилости может конкурировать со стенами камер в Лукьяновском СИЗО.
Автор: В. Дымченко, Цензор