Смелый баран – враг государства. Зарезать и закопать
Меня убивало даже не то, что людей признавали виноватым в превышении необходимой обороны там, где превышения, очевидно, не было, не то, что фактически одно за другим решения судов практически лишали людей прав на самооборону, а то что за «превышение» наказывали значительно сильнее, чем если бы это же человек совершил преднамеренно как преступник.
Баран, который спас стадо от нападения волков, для пастуха опаснее, чем волки или бандиты. Этот баран покусился на весь образ жизни пастуха. Хуже того, все намного серьезнее: этот баран покусился на всю систему – в принципе.
Среди способов познания окружающей действительности один из самых привлекаемых, это создание моделей – упрощенных копий этого мира. Чем проще модель, тем проще увидеть наиболее значимые элементы и понять законы их взаимодействия. Но чем больше упрощений, тем ограниченнее область реального использования модели.
Камень упадет с высоты 10 метров на землю почти «строго» по формулам Ньютона (разница при учете сопротивления воздуха или нет будет очень мала). А с высоты 100 метров – сопротивление воздуха придется учесть. С 10 километров придется учитывать эффекты третьего порядка (изменение плотности от давления и не только). А что бы Баллистическая ракета попала в цель – честно признаюсь, не знаю, до каких приделов и сколько всего нужно учесть.
Критерием вероятности того, что модель «правильная», «хорошая» является»:
1. Соотношение «цены /качества». Соотношение широты и глубины объяснения свойств системы / простота (сложности) модели).
2. Способность модели предсказывать и объяснять то, что от нее в момент создания и не требовали (Хотя конечно это по сути сводится к первому, но столь важное что мне кажется его можно сделать отдельным пунктом).
Когда я сталкиваюсь с каким то сложным явлением, которое стремлюсь понять – я стараюсь создать не только «хорошую» модель, но мне еще очень хочется, что бы она была эстетически красивой, яркой, необычной. Затрагивала не только разум, но и сердце. Хочу я этого, скорее всего, потому, что сам я, в первую очередь, стараюсь понять то, что в свое время, затронуло меня – сначала эмоционально, а потом уж стало просто интересно. Ну а во вторых… почему бы (по мере сил и возможностей) не совместить удовольствие от науки и искусства на одном листе.
По крайней мере, в бизнесе иногда случаются ситуации, когда некоторые вопросы приходится решать лично – и знаете, иногда получается! (Передать бешеное желание, да и не только его, а еще важнее – готовность выдавить глаза в тексте совершенно законопослушного письма, формально соответствующего всем – писанным и не писанным – нормам деловой переписки так, что у адресата случается сердечный приступ. Это не просто. Это творчество такое же, как написание стихотворения, от которого у кого-то сердце забьется почти так же сильно.
Когда я еще был школьником, я искренне думал, что живу в лучшем в мире государстве. При этом видел, конечно, что не все в порядке, да и в газетах иногда критический материал публиковали. Но при этом (как и большинство моих сверстником в то время ) считал, что большинство недостатков имели вполне удовлетворительное объяснение. Колбаса и масло по карточкам? – Страна c самым холодным климатом в мире.
Наш юг – север США, которые во Вторую мировую разжирели, а нам пришлось столько тратить денег и на восстановление, и на конкуренцию с ними в военной области. Они грабят весь мир, а мы пол-миру помогаем. Часть недостатков – не система виновата, а люди несовершенны, и т.д. и т.п.
Но была одна проблема, которая зацепила меня с первого раза, очень сильно и надолго. Проблема, которая совсем не укладывалась в ту замечательную картину мира, что я имел счастье лицезреть каждый день, проживая в СССР.
Мне, тогда еще совсем зеленому юнцу, был очевиден какой-то нереальный запредел, совершенно необъяснимый маразм в области права человека на самооборону. Проблема встречалась так часто и решалась с таким устрашающим постоянством и исключительной степенью несправедливости, что не поддавалась объяснению.
Особенно меня убивало даже не то, что людей признавали виноватым в превышении необходимой обороны там, где превышения, очевидно, не было, не то, что фактически одно за другим решения судов практически лишали людей прав на самооборону, а то что за «превышение» наказывали значительно сильнее, чем если бы это же человек совершил преднамеренно как преступник.
Я ничего не понимал. И никакая пропаганда не позволяла мне понять, согласиться и примириться с этим.
Это была моя черная кошка, которая пробежала по моей лестнице детства два раза подряд.
Потом была вольница 90–х. Отсутствие вертикали власти и какой-то главенствующей идеологии, когда еще не все было схвачено, и поэтому многое было по-разному, и всегда была альтернатива и шанс, но не здесь – не в этой области. Все так же, по-прежнему бетонная стена – без вариантов. Потом 2000–е – и все по-прежнему. А тут еще с удивлением обнаружил, что в этом вопросе даже в самых демократических странах не все в порядке (часто не менее сурово, но обычно не так грубо, как у нас). Такое ощущение, что какой-то секретный циркуляр глобального свойства и глобального высочайшего приоритета.
Как запрет на инцест. Вещь, запрещенная или не одобряемая практически во все времена при любых политических строях и разных культурах. Известно, что за этим запретом стоят причины фундаментальнейшего биолого-социального порядка.
В общем, возникло ощущение, что за всем этим таится что то очень серьезное, какая-то тайна.
Предлагаю социальную модель, которая при относительной простоте не только объясняет, почему у власти такое особое отношение к самообороне, но и позволяет любителям социальных игр немножко поиграть, сделать кое-какие весьма занятные наблюдения и выводы.
Итак, рассмотрим простенькую систему, состоящую из небольшого количества элементов и связанных между собой небольшим количеством связей (правил взаимодействия). По крайней мере, не сложнее, чем шахматы.
Некая территория. На ней растет трава, которую едят овцы.
Люди, которые которые пасут овец; и овцы дают им все, что нужно для жизни (одежду и еду).
Собаки – которые помогают пасти и охранять овец. Сами питаются овечьим мясом, которое им дают люди.
Волки, которые едят овец, так сказать, без позволения человека.
Стадо состоит из овец и баранов (последние намного больше овец и имеют рога).
Как-то в отсутствие хозяев на стадо напали волки. Собаки связали боем часть волков (или разбежались – неважно) – и пошла резня. Тут у одного из баранов от вида того, как убивают его жен и детей, поехала крыша (такое не часто, но иногда случается). И он, забыв о законах той модели реального мира, в которой происходит действие (по которому он – тупая трусливая еда), разбежался и рогами волку в бок, и убил (ранил) одного волка, потом второго… В общем, большую часть стада спасли.
Что сделал пастух? Похвалил барана, угостил его зеленым бананом, сделал племенным?
Нет.
Он его зарезал. Причем не только его, но и все его потомство под корень и закопал.
Хотел все стадо. Но жаба задушила.
Почему?
Все просто.
1. Где гарантия, что завтра, когда пастух будет резать овец на шашлык – баран не долбанет его в бок рогами.
2. А если глядя на него другие бараны сообразят – если они могут победить волка, то и собак тем более. И как тогда управлять стадом. Пастуху самому, что ли, бегать вокруг стадо с посохом?
3. А вдруг бараны решат, что можно уйти в горы и жить свободно.
Что тогда делать. Как в старые времена, бегать по горам и (конкурируя с волками) охотиться на них?
4. Зачем уходить в горы – говорят, сто лет назад один баран вообще додумался убить всю семью хозяина и остаться жить в этой местности свободно. Он и ему подобные начали других с баранов подбивать на такое же – много тогда народу погибло.
Баран, который спас стадо от нападения волков, для пастуха опаснее, чем волки или бандиты.
Волки покушаются на его овец. А баран – в принципе – на его права владеть овцами, на право стричь их, есть их, продавать (и вообще бог знает, что может прийти в голову человеку, когда вокруг только волки, собаки и бараны).
Этот баран покусился на весь образ жизни пастуха.
Хотя нет, на самом деле все намного серьезнее: этот баран покусился на всю систему – в принципе.
Как если бы шахматная фигура решила не изменить немного правила игры в шахматы (скажем, пешка вдруг захотела уметь ходить и бить, как король), а превратить их в домино или «поле чудес».
В Спарте убивали физически крепких рабов. На всякий случай.
В современных сообществах сажают тех, кто посмел защищать себя и своих близких.
Человек, не побоявшийся защитить себя – способен завтра на борьбу с несправедливостью.
Несправедливости это не надо. Ей так уютно приятно и сладко владеть этим миром.
И не надо никаких специальных циркуляров. И не надо высочайшее «ату его, ату!..» Судьи сами с усами.
Кошку не надо учить, что ей нужно делать с мышкой. Это у нее в крови. Представители власти изничтожают таких вот баранов не по указке сверху, а по велению сердца, по внутреннему побуждению, ничего не требуя за это! Никаких дивидендов. Примерно также люди уступают беременной женщине место в общественном транспорте.
Именно по этой причине даже в тоталитарном советском обществе про такие случаи писали постоянно и много. На первый взгляд, недосмотр, глупость – антисоветская пропаганда.
Нет, не глупость.
Посадить – селекция. Точнее, выбраковка. Но этого мало. Все должны знать. Для устрашения.
И чем очевиднее и больше несправедливость – тем устрашающе она выглядит.
Когда-нибудь от бремени проблем, от старости (никто не живет вечно) или от врезавшегося в нее пары Боингов -737 (своих самолетов уже не выпускаем) вертикаль власти рухнет. И в наступивший переходный период, в то изумительное, волшебное и, увы, короткое время (когда будущие слуги народа будут очень заняты почти настоящей драчкой друг с другом за свое единоличное право отодрать (пардон – обобрать) общество и передать подельнику дальше по кругу), в которое можно успеть сделать небольшое количество полезных вещей. И от того, какие это будут вещи, будет зависеть, что будет потом.
Жесткое изнасилование с ножом у горла или почти по любви, когда процессом руководят, нежно придерживая за волосы, намотанными на кулак. Если не дергаться и делать все правильно, то не только не больно, но даже можно получить удовольствие (а как известно, от удовольстия до любви один шаг с каждой стороны).
Поэтому готовить список дел, которые надо будет попытаться успеть сделать в тот момент, нужно сейчас.
Одно из таких действий у меня не вызывает сомнений.
Статья в Конституции – человек имеет право на непосредственную защиту жизни, здоровья, имущества чести и достоинства.
(Печатается с сокращениями).
Автор: Peter VY, gidepark.ru
Tweet