Крещатик: эпицентр обмана

Каждый день, когда я прохожу к работе по Крещатику, у меня возникает желание о переименовании улицы. Можно просто «Улица обмана», можно поизысканнее и с иноязычными вкраплениями – например, «Обмани меня стрит». Обманывать тут могут на любой вкус.

Каждый день, когда я прохожу к работе по Крещатику, у меня возникает желание о переименовании улицы. Можно просто «Улица обмана», можно поизысканнее и с иноязычными вкраплениями – например, «Обмани меня стрит». Обманывать тут могут на любой вкус.

Тут и годами стоящий временно безрукий попрошайка из перехода в сторону КГГА. Временно безрукий, потому что эта рука у него появляется обычно к часам восьми, когда он, переодеваясь, уходит после утомительного рабочего дня. Здесь и замученные голуби, фотографии с которыми обходятся в 100 гривен.

Есть на Крещатике и мое любимое «Молодой человек, не подскажите, как пройти к Глобусу?» – после того, как вы ответите, что знаете, как пройти, вам выдадут «Тогда вы знаете, там же открылся новый супермагазин духов, вот возьмите один флакончик бесплатно… ну почти бесплатно,

20 гривен не дадите на аренду помещения?» (этот «трюк» с парфюмом, на деле оказывающейся обычной водой с ароматизаторами, со мной пытались проделать девять (!) раз – я уже даже начал придумывать им смешные ответы, например, говоря «да-да, пройдемте» и делая шаги в сторону Печерского РОВД, оно тут неподалеку).

А вот насчет рабочего состояния нашего правосудия есть смысл поспорить. Правда, немного. «Сравнительно с моими знакомыми, можно сказать, что сужусь я часто, — говорит предприниматель Андрей. — И, естественно, обращаюсь к адвокату. Как правило, это защита прав потребителя, или же за поддержка в спорах, связанных с ГАИ».

Украинцы обходятся без права. Но чего это им стоит?

Трендом этого лета я однозначно назвал бы «Не проходите мимо, спасите ребенка».

Бесконечные компании парней и девушек с прозрачными ящичками не пропускают никого из киевлян и гостей столицы. А если ты заговорил с ними и не дал – обвиняют же в бездуховности и детоубийстве. И веду я к тому, что мы имеем ситуацию с классическим рынком – спрос рождает предложение.

Уточняю, желание быть обманутым быстро находит того, кто его реализует. В нашем случае это выглядит, как то, что вокруг каждого из предложенного мной варианта околачивается немалое количество горожан, спокойно отдающих свои гривны и даже доллары.

Укрепилось это впечатление не так давно, когда я стал вести свою борьбу с указанными выше «глобусными» разводилами – решил, что когда буду видеть, как люди отдают деньги, подходить к ним и объяснять, что их разводят (сдача обманщиков милиции не увенчалась успехом – правоохранители мне объяснили – не нервничай, они же не воруют у них деньги).

Мои попытки были прекращены на втором и третьем случаях – не разводилами, а теми, кто отдавал деньги – мол, чего ты лезешь не в свои дела… «Ах, обмануть меня не трудно… Я сам обманываться рад!» – писал Александр Сергеевич. Как будто предвидел киевлян спустя 200 лет.

Уверен, наивный вопрос «Как побороть все эти разводы?» имеет простой ответ – перестать давать им деньги. Они тогда исчезнут сами. И помнить, что чудес не бывает – за 20 гривен у паренька с улицы духи «Дольче и Габбана» не купишь.

 

В Киеве добродетели с прозрачными ящиками наживаются на больных детях

На улицах Киева все чаще можно встретить молодых людей с прозрачными ящиками: они собирают деньги на лечение больных детей. Прохожие откликаются на их просьбы кинуть несколько гривен, и к концу дня емкости заполнены купюрами. Но такой вид благотворительности его организаторы могут использовать в своих корыстных целях. «Вести» разбирались в прозрачности «прозрачного» бизнеса.

ОБЕЩАЮТ ЗАРПЛАТУ

Сайты работ пестрят объявлениями — ищут молодых людей-волонтеров от 18 до 35 лет, коммуникабельных и приятной внешности, которые могут собирать пожертвования на улицах города. Обещают от 15 до 20 грн в час плюс проценты от собранной суммы. А менеджерам, которые будут отвечать за установку и обслуживание ящиков-копилок, и вовсе от 5 тыс. грн в месяц. «За час работы будете получать 20 гривен, стоять нужно не менее четырех часов в день. Наши ребята за день собирают 300-400 гривен», — сказал директор фонда, назвавшийся Олегом П., когда мы попросились на работу.

Лучше позвонить родственникам больных деток и проверить информацию. Фото: В. Бородин, "Вести"
Лучше позвонить родственникам больных деток и проверить информацию. Фото: В. Бородин, "Вести"

КАТЯ ДЕНЕГ НЕ ВИДЕЛА

На одной из прозрачных коробок этого фонда — фото 16-летней Кати Пятаковой, которая находится в реанимации, на днях у нее удалили опухоль. Катя действительно существует, мы связались с ее тетей.

«Катя родом из Александрии. Она сирота — папа умер, а мама ее бросила. У девочки хроническая почечная недостаточность, которая проявилась в десять лет. Сейчас мы живем в Охматдете. Ей постоянно делают гемодиализ, из-за которого она перестала нормально расти», — рассказала тетя Кати Ирина Дробот. Операцию согласились провести в Беларуси за 54 тыс. долларов. С представителем благотворительного фонда, собирающего деньги, Ирина познакомилась в начале июня. «Меня с директором фонда познакомила одна волонтерша.

Он обещал помочь. Я еще тогда чувствовала, что они люди подозрительные. Но все-таки дала расписку, что разрешаю использовать данные, фото и диагноз племянницы. С тех пор они пару раз связывались с нами и обещали перечислить деньги. Но так и не сделали этого. Сама видела волонтеров с коробками и фотографией Кати в переходе на КПИ. Они не виноваты, эти дети, их нанимают. Я уже запретить ничего не могу, у меня нет сил. Все время уходит на беготню за лекарствами и ухаживание за племянницей, — рассказала тетя Кати Ирина Дробот.

На сайте этого фонда в разделе «проекты» — только одно фото Кати, никаких других детей, которым нужна помощь, тут нет. Когда мы позвонили в фонд и представились журналистами, тот же Олег П. пообещал, что средства девочке будут перечислены в эту пятницу. Его коллега Игорь Л., который назвался основателем фонда, о зарплате волонтеров говорить не хочет: «Волонтеры — это люди, которые помогают по доброму зову души. Вам для чего знать: платим или нет? Катю мы нашли в соцсетях. Насобирали около десяти тысяч. Не можем же ей отправлять по 600 грн в день — это не помощь. Нам нужно с тетей встретиться, чтобы она написала заявление, с просьбой помочь, чтобы юридически было все правильно», — заявил он.

ЕСТЬ НАСТОЯЩИЕ ФОНДЫ

По Киеву ходят волонтеры как минимум от трех благотворительных фондов. Один из них «Шлях до майбутнього» действительно оказывает помощь детям. «Они нам покупают и передают лекарства для лечения», — сказала нам мама Ольги Ковальской, Татьяна.

У этого фонда есть сайт, где размещена вся информация о детях, родителях, указаны фамилии благотворителей и суммы, которые они перечисляют, рассказывается о ходе лечения. «У нас работают активисты, которым мы даем по 20 грн на проезд и питание. А наши партнеры выделяют им еще по 40 грн. То есть оплата — не из пожертвований. Действительно, сейчас можно встретить и липовые благотворительные фонды. Наши активисты нам об этом сообщают. Но мы не отказываемся от уличного метода работы, потому что он эффективен», — говорит председатель правления БО «Шлях до майбутнього» Константин Трофимчук.

ВЕРИТЬ ИЛИ НЕТ

Верить или нет подобным сборщикам денег на улице? Ведь трудно узнать действительно эти деньги пойдут на лечение ребенка или будут использованы мошенниками. Волонтеры, работающие непосредственно с детьми, не советуют давать деньги молодым людям на улице. «Бросать деньги в ящик на улице точно не надо.

Была история, что подобные фонды брали на сайтах информацию о детях, клеили наклейку, собирали деньги, а куда они шли неизвестно. К нам они точно не доходили. Могу заверить, что никто из волонтеров и мам не собирает на улице деньги для наших больных «охматдетовских» деток», — сказала волонтер Охматдета Лариса Селлеи-Довженко. В милиции говорят, что заявлений по поводу волонтеров с коробками к ним не поступало. «Люди сами добровольно кидают деньги в эти ящики. Вот если бы кто-то пожаловался, мы бы отреагировали», — сказала нам замначальника пресс-службы киевской милиции Ольга Билык.

Волонтерам с прозрачными ящиками, которые собирают деньги для больных детей, платят зарплату и процент от «улова». Родственница малыша с фото говорит: денег пока не получила. Эксперты: некоторые действительно помогают. Фото: В. Бородин, "Вести"

Волонтерам с прозрачными ящиками, которые собирают деньги для больных детей, платят зарплату и процент от «улова». Родственница малыша с фото говорит: денег пока не получила. Эксперты: некоторые действительно помогают. Фото: В. Бородин, "Вести"

КАК УЗНАТЬ, КОМУ ПЕРЕДАЕШЬ ДЕНЬГИ

  1. Идеальный вариант помочь больному — приехать в отделение онкогематологии «Охматдета» или в другую больницу и отдать деньги родителям в руки.
  2. Перечислять деньги на счета больных детей, информация о которых появляется по телевизору и на радио. По указанным номерам можно позвонить и пообщаться с родителями, проверить их.
  3. Информацию о детях, которые лежат в больнице и действительно нуждаются в материальной помощи, выкладывают на сайте donor.org.ua, в разделе «Помощь».
  4. Когда появляется объявление в соцсетях или интернете, то обязательно звоните по телефонам родственников и проверяйте информацию. Они высылают копии свидетельств о рождении и меддокументов с диагнозом, печатями и подписями. Был случай, когда корпорация собрала деньги. Но оказалось, что такого ребенка в Киеве вообще не было.

 

Авторы: Вячеслав Веремий , Богдана Евсеева, Игорь Кулик, газета ВЕСТИ

You may also like...