Найти и уничтожить: поддельные произведения искусства сжигают на площади
Каждый год в мире выявляются тысячи поддельных произведений искусства. Как складывается их судьба в дальнейшем? В некоторых странах закон предписывает уничтожить подделку, в других – хозяева вольны распоряжаться ими по своему усмотрению. У каждого варианта есть и свои сторонники, и свои противники.
С одной стороны, подделки стали уже самостоятельным предметом коллекционирования и произведения некоторых «имитаторов» стоят немалых денег, с другой – лжешедевры зачастую возвращаются в антикварные салоны с фальшивыми свидетельствами о подлинности. По информации Третьяковской галереи, значительная часть картин, которые эксперты музея признают подделками, впоследствии продаётся в частные коллекции в качестве оригиналов.
22года назад британский бизнесмен Мартин Лэнг приобрёл за 100 тыс. фунтов стерлингов картину «Обнажённая» кисти Марка Шагала. А недавно решил проверить, подделка это или нет. Результат для бизнесмена оказался плачевным. Эксперты заявили, что полотно написано не знаменитым художником. Чтобы в этом удостовериться, англичанин отправил «Обнажённую» в парижский Комитет Шагала, где подтвердили мнение экспертов. Теперь по французским законам картина подлежит уничтожению.
Мистер Лэнг считает, что решение об уничтожении его картины ошибочное и называет такие методы «драконовскими». Он уверен, что они будут иметь обратный эффект, потому что владельцы картин перестанут обращаться за консультацией в комитет: «Подобное решение заставляет владельцев картин играть в рулетку с их ценными приобретениями… Как сможет хоть кто-то обращаться теперь в этот комитет, если можно получить такой ответ?» – говорит он.
История с Шагалом во Франции не единичная. Только в последнее время были сожжены две картины, приписываемые прежде Жоану Миро. Их владельцы пытались вернуть полотна себе, но французский закон предписывает уничтожать подделки путём сожжения на площади перед зданием суда.
В нашей стране решение суда может быть столь же кардинальным. В 2006 году супруги Игорь и Татьяна Преображенские были признаны виновными в продаже более сотни поддельных картин. На картинах неизвестных европейских мастеров они ставили автографы Шишкина, Коровина, Киселёва и Айвазовского.
В случае необходимости вносились изменения, связанные с особенностью пейзажа, деталями быта или костюмами персонажей. Тверской районный суд постановил уничтожить доказательства в виде изъятых поддельных картин, «так как они не представляют какой-либо ценности», хотя утверждение это кажется крайне сомнительным и настоящие авторы картин с ним вряд ли согласились бы.
Впрочем, не все фальшивки уничтожаются. Некоторые оказываются в музеях или выставляются на специальных выставках. Многие знают историю с фальшивыми яйцами Фаберже, которая даже легла в основу одной из серий советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Наум Николаевский, Эдуард Зингер и ювелир Василий Коноваленко подошли к вопросу массового производства яиц «под Фаберже» основательно.
Они нашли фамилии всех мастеров, работавших до 1917 года в мастерских Фаберже, отыскали их родственников и потомков, выкупили у них документы, эскизы, подлинники. В Риге обнаружили настоящие клейма. Для штамповки использовали базу Кировского и Балтийского заводов.
Сколько яиц таким образом появилось и было продано, до сих пор неизвестно. Многие фальшивые работы этой троицы теперь находятся в крупных музейных собраниях. В России «Музеи Московского Кремля» заполучили пасхальное яйцо, конфискованное таможней у двух африканских дипломатов. В музее сразу определили, что это подделка, но оставили в коллекции. Яйцо, состоящее из двух половинок и украшенное царским вензелем, помещено на подставку из трёх золочёных орлов.
«Некоторые эксперты считают, что признаваться в том, что у тебя есть поддельные предметы искусства, – значит испортить себе репутацию. Но это не так, – считает искусствовед Юлия Овчинникова. – Важно знать, насколько искусными были авторы фальшивых работ. Ведь это помогает изучать историю искусства».
Выставки подделок с большим успехом проходят во всём мире. Так, например, в 2010 году в лондонском Музее Виктории и Альберта прошла организованная британской полицией выставка с сотней сомнительных произведений искусства, приписываемых Шагалу, Джакометти и Хокни. А в детройтском институте искусств работала выставка «Имитации, подделки, загадки», посвящённая изучению тайн фальсификации и ошибок в атрибуции произведений искусства.
На ней, например, можно было увидеть «Святую», некоторое время приписываемую Боттичелли, рядом с его подлинным произведением – «Воскресшим Христом». Подобная выставка проходила и в России. Называлась она «Шедевры подделки или Н/Х». На ней показали поддельные произведения крупнейших русских художников середины XIX – начала ХХ века.
Автор: Мария Ческис, НАША ВЕРСИЯ (№ 05)
Tweet