Как будут взыскивать долги у проживающих в зоне АТО?
Как известно, долги – вещь неприятная. Как гласит известная поговорка – взаймы берешь чужое и на время, а отдавать приходится свое и навсегда. Сейчас известная проблема «плохих» кредитов усугубилась еще одной составляющей – военными действиями на территории проведения антитеррористической операции (далее – зона АТО).
Какие же существуют особенности взыскания долга у заемщика в зоне АТО, просрочившего уплату процентов и\или основного обязательства?
Вначале рассмотрим проблему взыскания собственно долга, и как ее частный случай – проблему обращения взыскания на заложенное имущество (в данном случае – недвижимое, то есть предмет ипотеки).
Итак, кредитор решил обратиться в суд с иском о взыскании долга (или обращения взыскания на предмет ипотеки) к ответчику, который зарегистрирован (или чье имущество находится) в зоне АТО. Согласно правилам территориальной подсудности, иск подается по месту жительства должника (в случае взыскания долга), или по местонахождению предмета ипотеки (при обращении на него взыскания). Надо отдать должное нашей судебной власти – хоть и не сразу, но проблему с территориальной подсудностью в зоне АТО решили, предоставив возможность подавать иски в суды, находящиеся вне зоны АТО.
Но есть неразрешимая проблема, с которой неизбежно столкнется истец – это вызов ответчика в судебное заседание. Согласно ч.5 ст.74 ГПКУ, «с удова повістка разом із розпискою, а у випадках, встановлених цим Кодексом, разом з копіями відповідних документів надсилається поштою рекомендованим листом із повідомленням або через кур’єрів за адресою, зазначеною стороною чи іншою особою, яка бере участь у справі».
В то же время, как сообщает «Укрпошта», « у зв’язку з активним розгортанням бойових дій в зоні АТО, неможливістю дістатися до місця призначення пошти, дбаючи про здоров’я та життя працівників Укрпошти, тимчасово призупинено прийом поштових відправлень до деяких населених пунктів Донецької та Луганської областей».
Таким образом, если ответчик имеет зарегистрированное место жительства в зоне АТО и его официально не изменил (например, в связи с выездом), то доставить ему повестку просто невозможно – и эта законодательная «неувязка» до сих пор не устранена. Аналогичная ситуация сложилась с исполнением уже вынесенных судебных (и иных, включая нотариальные надписи) решений.
Так, в соответствии с ч.1 ст.20, ч.1 ст.31 Закона Украины «Про виконавче провадження », «в иконавчі дії провадяться державним виконавцем за місцем проживання, перебування, роботи боржника або за місцезнаходженням його майна. Копії постанов державного виконавця та інші документи виконавчого провадження (далі – документи виконавчого провадження), що державний виконавець зобов’язаний довести до відома сторін та інших учасників виконавчого провадження, надсилаються адресатам із супровідними листами простою кореспонденцією, крім постанов про відкриття виконавчого провадження або відмову у відкритті виконавчого провадження, про повернення виконавчого документа стягувачу відповідно до статті 47 цього Закону, що надсилаються рекомендованим листом з повідомленням про вручення» .
Таким образом, госисполнитель лишен возможности направить должнику какой-либо документ, поскольку его не примут к почтовой пересылке – не говоря уже о том, что по местонахождению предмета ипотеки соответствующие органы ГИС фактически не функционируют, а другие органы (за пределами установленной законом территориальности) открывать исполнительное производство не имеют формального права.
Что касается обращения взыскания на предмет ипотеки, то к уже вышеизложенным трудностям в получении решения и его исполнении добавились еще и законодательные ограничения на начисление финансовых санкций и продажу заложенного имущества. Согласно положений ст.2 Закона Украины «Про тимчасові заходи на період проведення антитерористичної операції », «на час проведення антитерористичної операції забороняється нарахування пені та/або штрафів на основну суму заборгованості із зобов’язань за кредитними договорами та договорами позики з 14 квітня 2014 року громадянам України, які зареєстровані та постійно проживають або переселилися у період з 14 квітня 2014 року з населених пунктів, визначених у затвердженому Кабінетом Міністрів України переліку, де проводилася антитерористична операція ».
Таким образом, на время АТО должник освобождается от обязанности уплачивать финансовые санкции – и это вполне справедливо, поскольку ответственность за нарушение обязательства предусматривает прежде всего вину должника, в виде умысла или неосторожности. Излишне говорить, что нет никакой вины заемщика в том, что из-за военных действий он лишился заработка, имущества, а зачастую – и предмета ипотеки, которым обеспечивалось обязательство перед кредитором. Кроме этого, законодатель предоставил заемщикам дополнительные гарантии того, что их заложенное имущество не будет продано (передано в счет долга) по явно заниженным ценам.
Согласно ст.9 того же закона, «п ротягом терміну дії цього Закону щодо нерухомого майна, розташованого на території проведення антитерористичної операції, що належить громадянам України (у тому числі фізичним особам – підприємцям) або юридичним особам – суб’єктам малого і середнього підприємництва та перебуває в іпотеці, зупиняється дія статті 37 (у частині реалізації права іпотекодержателя на набуття права власності на предмет іпотеки), статті 38 (у частині реалізації права іпотекодержателя на продаж предмета іпотеки), статті 40 (у частині виселення мешканців із житлових будинків та приміщень, переданих в іпотеку, щодо яких є судове рішення про звернення стягнення на такі об’єкти), статей 41, 43-47 (у частині реалізації предмета іпотеки на прилюдних торгах) Закону України "Про іпотеку".
Таким образом, на время АТО принудительное отчуждение заложенного недвижимого имущества фактически приостановлено – и это также нужно признать справедливым для обеих сторон, поскольку покупателей недвижимости в зоне АТО за сколь-нибудь разумную цену сейчас фактически нет.
Таким образом, в отношениях кредитора и должника по ипотечному кредитованию складывается довольно специфическая ситуация.
Во-первых, как минимум до окончания АТО невозможно провести как судебный процесс по взысканию долга, так и исполнительное производство, не нарушив при этом действующее законодательство – а такое нарушение предоставляет возможность успешного обжалования и отмены принятых судом и госисполнителем решений.
Во-вторых, принудительное взыскание на предмет ипотеки в зоне АТО запрещено законодательно, то есть реализация заложенного имущества возможна только с согласия и при участии должника. В-третьих, даже попытка добровольной продажи предмета ипотеки ничего не даст – недвижимое имущество в зоне АТО сейчас никто не покупает.
Какой же напрашивается вывод – долги можно не платить?
Да, такая точка зрения присутствует в умах некоторой части заемщиков, проживающих на территории так называемых ДНР-ЛНР. Но хотелось бы предостеречь граждан, использующих в подобных случаях поговорку «кому война – а кому мать родна». Войны рано или поздно заканчиваются – а жизнь продолжается, и никто не может знать, как она повернется.
Да, начисление штрафов и принудительное взыскание на предмет ипотеки сейчас заморожено – и это справедливо, но начисление процентов никто не отменял, равно как никто не снимал запрета на отчуждение предмета ипотеки. И никто не лишал кредитора права обращать взыскание на иное имущество должника, его доходы, запрещать ему выезд за рубеж, а также исполнять решения за рубежом – в случае, если должник вдруг решит навсегда покинуть Украину.
Так что хотелось бы предостеречь должников зоны АТО от излишнего оптимизма. Долги надо платить!
Автор: Евгений Осычнюк, юрист, ЛИГА-Блоги
Tweet