На пути к свободе: последняя смерть у Берлинской стены
20-летний Крис Геффрой стал последним из тех, кто погиб при попытке бежать из ГДР на Запад. Всего на восточногерманской границе было убито более тысячи человек. Дело в том, что власти ГДР старались, насколько это было возможно, держать в секрете информацию о трагической судьбе людей, пытавшихся бежать на Запад.
Восточный Берлин. 5 февраля 1989 года. Время идет к полуночи. Под покровом темноты между маленькими домиками, построенными на садовых участках, осторожно пробираются двое юношей – Крис Геффрой (Chris Gueffroy) и Кристиан Гаудиан (Christian Gaudian). Они хотят попасть к Берлинской стене, к неприступной бетонной границе, построенной властями ГДР, чтобы не допустить бегства людей на Запад. Геффрой и Гаудиан мечтают все же ее преодолеть.
Дерзкий план
В самом начале года до ребят дошел слух, что приказ власти ГДР отменили приказ открывать огонь на поражение по беглецам. Крис и Кристиан узнали об этом от одного знакомого солдата, служившего на границе ГДР и ФРГ в Тюрингии. Им и в голову не приходило сомневаться в надежности такого источника. И вот они у Берлинской стены.
Им уже удалось преодолеть более чем трехметровый бетонный колосс. Но это лишь первое препятствие, их впереди еще много. Сейчас надо проскочить через натянутые ряды проволоки. Стоит только задеть ее – и включается сигнализация. В эту ночь она сработала. Завыли сирены, вспыхнули яркими лучами прожекторы…
Перебежать через контрольно-следовую полосу и перебраться через вторую стену, за которой – Западный Берлин, Крису и Кристиану уже не удалось. Гэдээровские пограничники открыли огонь. Информация о том, что власти ГДР отменили приказ стрелять по беглецам, оказалась неверной…
Крис Геффрой погиб под градом пуль, одна из которых попала ему прямо в сердце. А получивший тяжелые ранения Кристиан Гаудиан был отправлен в тюремную больницу. Позже восточноберлинский суд в закрытом заседании приговорил его к трем годам тюрьмы за "попытку незаконного нарушения границы при отягчающих обстоятельствах".
Эхо разорвавших ночную тишину выстрелов слышали многие в Восточном Берлине, в том числе и Карин Геффрой (Karin Gueffroy), мать Криса. Но о том, что от них погиб ее собственный сын, она узнала лишь много дней спустя.
Секретные жертвы
20-летний Крис Геффрой считается последней жертвой Берлинской стены, которая пала спустя 9 месяцев после его убийства. Около 1,4 тысячи километров составляла общая протяженность границы ГДР, которая больше 40 лет разделяла Германию. Точное число восточных немцев, погибших при попытке нелегально пересечь ее и бежать на Запад, неизвестно до сих пор. Одна из целей исследовательского проекта "Государство СЕПГ" (Forschungsverbund SED-Staat) при Свободном университете Берлина – выяснить эти данные.
Согласно сведениям, которые предоставил Deutsche Welle один из участников этого проекта, немецкий ученый Ян Костка (Jan Kostka), в настоящее время исследователи говорят о 1036 погибших беглецах из ГДР, личности которых удалось установить. Имена еще 192 человек, убитых при попытке бежать Западную Германию, до сих пор неизвестны.
Дело в том, что власти ГДР старались, насколько это было возможно, держать в секрете информацию о трагической судьбе людей, пытавшихся бежать на Запад. Сотрудники министерства госбезопасности ГДР ("штази") заставляли делать это и родственников погибших, с которых брали подписку о неразглашении.
Выяснить истину
Правду о том, при каких обстоятельствах ушел из жизни Крис Геффрой, от его семьи и вовсе утаили. Вместо этого родным сообщили, что он погиб при совершении нападения на некий военный объект. Мать Криса не поверила. К тому же, в ночь, когда Крис исчез, она слышала выстрелы. Две недели спустя Карин Геффрой поместила в восточноберлинской газете Berliner Zeitung извещение о смерти сына, указав при этом, что он ушел из жизни "при трагических обстоятельствах".
Объявление заинтересовало западные СМИ, и на похороны прибыло немало репортеров. Как сообщила потом западноберлинская радиокомпания RIAS, среди присутствовавших на траурной церемонии было много переодетых в гражданское сотрудников "штази".
Впрочем, привлечение внимания общественности к гибели Криса Геффроя стало в ГДР единичным случаем подобного рода. Сведения о большинстве других погибших при попытке бежать на Запад сотрудникам госбезопасности удавалось успешно скрывать. И ученым, пытающимся сегодня пролить свет на эти гэбистские тайны, приходится проводить большую и кропотливую изыскательскую работу, подчеркивает Ян Костка.
По последним данным немецких историков, список погибших непосредственно у Берлинской стены составляет 138 человек. Последний из них – Крис Геффрой, только-только начинавший свою взрослую жизнь. Ну, а четверо гэдээровских пограничников, стрелявших в Геффроя и Гаудиана, были награждены после его убийства знаками отличия пограничных войск ГДР и получили премию – по 150 марок каждый. После падения Стены и воссоединения Германии их судили. Троих суд оправдал, четвертый – тот, чья пуля убила Криса Геффроя, – получил два года условно. И не похоже было, что его мучает совесть…
Авторы: Марк фон Люпке-Шварц, Наталия Королева, Deutsche Welle
Tweet