Стахановские боевики: «Мы можем повернуть оружие против ЛНР!»

Боевики «Стахановской казачьей республики» не признают ничьей власти, мародерствуют и продолжают воевать за создание «Новороссии». Кремлю приходится опасаться, что самопровозглашенные повстанцы окончательно ввергнут Восточную Украину в хаос. Тогда Москва потеряет контроль над частью сепаратистских областей и не сможет использовать их как рычаг для давления на Киев. 

Мрачное декабрьское утро. 700 казаков собрались в городском Доме культуры в Стаханове. Они пришли с фронта. Но сегодня автоматы молчат — воюющие стороны объявили «день тишины». Мужчины в полевой форме усаживаются на красные откидные кресла. От них пахнет костром, между коленями зажаты автоматы Калашникова.

На сцене стоит их главарь Павел Дремов. Каменщик по образованию, некогда он служил младшим сержантом в советской армии, сегодня именует себя «генерал-майором национальной казачьей армии Всевеликого войска Донского» и вручает ордена и медали своим бойцам. Перед ним стоят мужчины крепкого телосложения с суровыми лицами —  раньше они работали в тяжелой промышленности и шахтах.

Фото: DER SPIEGEL / DMITRY BELIAKOV

Казачий «генерал» Павел ДремовФото: DER SPIEGEL / DMITRY BELIAKOV

«Поздравляю вас с прекращением огня», — произносит Дремов. Подчиненные отзываются раскатистым смехом. «Сколько таких прекращений огня у нас уже было?» — рассуждает «генерал». И вообще на этот раз договоренность была достигнута в Луганске, здесь, в «Стахановской казачьей республике» она не действует.

Город Стаханов находится на востоке Украины, в 60 км к западу от Луганска. Как и в соседней Донецкой области, весной местные сепаратисты провозгласили Луганскую народную республику независимую от центральных властей. С тех пор они ведут войну против Киева, а Киев — против них.

Казачий блокпост к северу от Стаханова

Казачий блокпост к северу от СтахановаФото: Der Spiegel / Dmitry Beliakov

Когда-то этот город знали все. Он был назван в честь шахтера-забойщика Алексея Стаханова, поставившего здесь в 1935 году мировой рекорд. Тогда он добыл за одну смену 102 тонны угля, в 13 раз перевыполнив план. Сталин сделал из него пример для всех советских трудящихся.

Стаханов закончил жизнь одиноким алкоголиком, однако роскошный Дом культуры, воздвигнутый в его честь, стоит и по сей день. В остальном город превратился в неухоженное провинциальное местечко. До начала военных действий здесь жили 92 тысячи человек, сегодня якобы еще остались 70 тысяч. Бал правят казаки, провозгласившие собственную народную республику. ЛНР они не признают.

Луганская область — это «историческая земля донских казаков», которые жили здесь еще с XV века. Первой здесь появилась не Луганская народная республика, а они, казаки, говорит их атаман Николай Козицын. В Стаханове он назначил своим наместником «генерала» Дремова. По словам последнего, казаки держат в Луганской области «72% фронта против киевского режима».

Иными словами, в сердце спорной Луганской народной республики донские казаки основали собственную спорную республику. А это проблема не только для Киева и поддерживаемых Москвой сепаратистов, но и для самой России. Ведь казаки и другие самостоятельно действующие командиры сделали регион неуправляемым. Их бойцы мародерствуют, во многих населенных пунктах царит анархия, а главное — «отколовшиеся» сепаратисты отвергают возможность мира с остальной Украиной. Они продолжают воевать за основание независимой «Новороссии», которая должна простираться от Харькова до Одессы.

Таким образом, ЛНР имеет дело со строптивыми казаками не только в Стаханове. В промышленном Алчевске от сепаратистов откололись сразу четыре командира батальонов, которые делают что хотят. В соседней Донецкой народной республике один из лидеров сепаратистов недалеко от областного центра тоже провозгласил «Горловскую народную республику». Да и в самом Донецке соотношение сил остается неоднозначным.

Кремлю приходится опасаться, что самопровозглашенные повстанцы окончательно ввергнут Восточную Украину в хаос. Тогда Москва потеряет контроль над частью сепаратистских областей и не сможет использовать их как рычаг для давления на Киев. Чтобы предотвратить такое развитие событий, на восток Украины были направлены эмиссары, задача которых урезонить слишком своенравных сепаратистов. Уговорами, деньгами, а при необходимости и силой. По информации «Новой газеты», такой операцией управляет один из генералов российской армии.

Из «обращения» уже выведены несколько лидеров сепаратистов. Игорь Стрелков, бывший «министр обороны» и главный сторонник крайних мер Донецкой народной республики, был отозван в Москву. Главу «Горловской народной республики» направили в Крым. Казачий атаман Козицын, летом захвативший в заложники наблюдателей ОБСЕ, несколько дней назад тоже пропал с радаров, после чего объявился в российском Новочеркасске.

В ночь на 28 ноября четверо вооруженных до зубов мужчин расстреляли в Антраците близ Стаханова местного лидера казаков и его заместителя. «Это были люди из ФСБ», — утверждает командир Сергей Бондаренко, которому удалось задержать стрелявших. Он нашел у них российские армейские документы, согласно которым они из спецназа «Кавказ». Глава городской полиции объявил о начале расследования, но несколько дней назад задержанных тайно вывезли из города. Непосредственно перед этим к Бондаренко приходил представитель ФСБ, разговор был долгим. Подробности Бондаренко не обсуждает, однако, вероятно, речь шла о том, что казакам пора наконец признать власть Луганска.

В Стаханове до этого пока не дошло. Там мужчины в черно-красных папахах по-прежнему оказывают сопротивление людям ЛНР. Вопрос в том, сколько их еще будет терпеть — не только Москва, но и прежде всего местное население. Ведь у лидеров казаков нет никаких возможностей для поддержания жизни в своей мини-республике.  

Фото: DER SPIEGEL / DMITRY BELIAKOV

Стахановские пенсионеры пришли на почту за «деньгами из России»Фото: DER SPIEGEL / DMITRY BELIAKOV

Первомайск, расположенный к северу от Стаханова, днем ранее украинцы подвергли обстрелу — позиции киевских войск находятся всего в трех километрах отсюда. На улице 40-летия Победы жители собираются похоронить погибших — мать и дочь. Они сидели у телевизора, когда ракета пробила брешь в стене дома на высоте третьего этажа.

Два дня назад ракеты попали в расположенную напротив котельную. Сгорели соседнее здание обувной фабрики и новая протестантская церковь. Пострадал детский сад. В городе трудно найти неповрежденный многоквартирный дом, несколько частных домов обрушились, у одного до сих пор горит крыша. Электричество есть только потому, что казаки каждый день заново чинят линии электропередачи. Водоснабжения практически нигде нет, все магазины закрыты.

Руководство народной республики специально не пропускает гуманитарную помощь казакам в Стаханов. «Они хотят от нас избавиться, мы им мешаем», — говорит казачий комендант Евгений Ищенко. И предупреждает: «Мы запросто можем повернуть наше оружие и в другую сторону — против ЛНР!»

В то же время «генерал» Дремов сидит в студии местного телеканала и вынужден отвечать на вопросы, на которые у него нет ответа. Где деньги, в пересчете равные 500 тыс. евро, которые руководство ЛНР перевело в Стаханов, чтобы наконец выплатить пенсии 76 тыс. пенсионерам области? Об этих деньгах он ничего не слышал, говорит Дремов.

А где гуманитарные грузы из восьмой российской гуманитарной колонны? «Их я тоже не видел», — отвечает «генерал». И раздраженно спрашивает сам: «А где вообще это новое государство? Когда оно начнет работать? Без нас, казаков, оно не смогло бы даже защитить свою собственную территорию». Очевидно, что Луганск перестал пропускать грузы в Стаханов, потому что больше не доверяет казакам. Якобы они завладели углем, добываемым в шахтах области, и организуют его вывоз во вражескую часть Украины, получая за это деньги.

Если спросить об этом казачьего «генерала» Дремова, он переходит на крик. Все с точностью да наоборот, возмущается он: это руководство ЛНР занимается нелегальной торговлей с врагом, чтобы получить столь необходимые средства. Каждую ночь через железнодорожный узел Фрунзе идут поезда к берегам Черного моря, груженные каменным углем и металлом. «Там все это перегружают на судно и отправляют в Одессу, декларируют как импорт из ЮАР и доставляют в Киев, — говорит казачий «генерал». — Мне кажется, что наш народ грабят».

Кто знает, где в этом конфликте граница между правдой и ложью. Ведь и поддерживаемый Москвой недавно «избранный» народом глава ЛНР — тоже человек не без прошлого. Он был офицером советской армии, затем бизнесменом. Весной его народно-освободительный батальон «Заря» занял Луганск. Позднее он «по старому славянскому обычаю» вызвал на поединок президента Петра Порошенко, чтобы таким образом положить конец войне.

Но все это жителям Стаханова безразлично. Их силы на исходе. Плоды деятельности сепаратистов можно увидеть, когда в 9 часов утра открывается дверь главного отделения почты на улице Дзержинского. С начала декабря стахановским пенсионерам здесь выдают хотя бы часть пенсии, которую не выплачивали многие месяцы. Старики и старухи дерутся друг с другом и толкаются, чтобы пробиться в здание почты. Они плачут и кричат. Это люди, работавшие всю жизнь и с лета вынужденные жить на накопления. Они не могут позволить себе дорожающие продукты питания и теперь днями простаивают у здания почты на морозе, под снегом, ведь денег на выплаты часто хватает только до обеда.

«Могу сказать вам совершенно открыто: то, что мы выплачиваем здесь, — это российские деньги, — говорит мэр Сергей Шевлаков, кабинет которого расположен в здании напротив. — За это я очень и очень благодарен Путину». Ведь Киев закрыл банки и отключил банкоматы.

Дела у города идут из рук вон плохо, утверждает поставленный казаками городской глава: «Вагонный завод и металлургический комбинат не работают, шахты закрыты, почти половина врачей уехала». Почему он остался? «Я патриот своего города, я не могу его бросить», — говорит Шевлаков. Однако, возможно, дело еще и в том, что у него здесь гостиница, ресторан, развлекательный центр. Недвижимость, которую во времена военной смуты, легко могут конфисковать. Свою жену и двоих детей мэр отправил к друзьям в США. Он знает, насколько хрупка «Стахановская казачья республика».

Знает об этом и «генерал» Дремов. Да, говорит он, таких командиров, как он, сейчас убирают с дороги, их мечты не всем по нраву. В одном Москва уже продавила воинственных казаков: вечером 5 декабря был введен режим прекращения огня. Но «народ», говорит «генерал», победить невозможно: «Мы не отказываемся от проекта «Новороссия». Он остается в наших головах».

Авторы: Моритц Гатманн | КРИСТИАН НЕЕФ, перевод: Владимир Широков, ПРОФИЛЬ

 

You may also like...