Обман по почте: выигрыш бесплатным не бывает
Сейчас в Украине большую популярность приобрели разнообразные призовые розыгрыши и акции. С ними знаком каждый: достаточно купить любой продукт, стереть покрытие, отправить штрих- код или упаковку — и уже имеешь шанс получить подарок. Несколько лет назад появился еще один способ «мгновенного обогащения», для которого не нужно ничего делать, кроме как время от времени оплачивать почтовые посылки с разными ненужными мелочами. Наивные покупатели теряют не только деньги, но и доверие к разнообразным семейным клубам. Этот вид мошенничества вполне можно назвать молодым — в Украине он процветает менее десяти лет, однако уже затронул значительную часть украинцев как в столице, так и в регионах. Конверты с надписями «Уважаемый…! Сообщаем вам, что вы стали победителем нашего розыгрыша и имеете право получить дом, машину и много- много денег!» появляются в моем почтовом ящике примерно раз в три-четыре месяца. Все максимально просто: определенная компания «решила сделать своим клиентам подарок» и путем «случайного выбора адресов» рассылает им сообщение о розыгрыше и каталогах товаров. От адресата требуется только быстро отправить письмо в подтверждение готовности получить подарки.
К письму прилагается предложение: «Закажите у нас книгу, и получите бесплатный подарок». Если заказать две или три книги — то бесплатных подарков будет еще больше! Тут же и выбор для заказа: разнообразные кулинарные энциклопедии, «домашние врачи», тысяча и один совет, как разбогатеть за один день, сборники примет и гаданий. Например, рассылка компании «Ридерз Дайджест» приводит образцы полезных советов из энциклопедии здоровья: как укрепить иммунную систему, почесывая спину? Может ли стать зубная щетка причиной боли в горле? Как с помощью майонеза избавиться от сухих волос? Почему не стоит покупать цветную туалетную бумагу? И наоборот, купите лист черного картона для работы за компьютером! Советы, что и говорить, уникальные. Объем книги обычно не указывается, а цена явно выше магазинной: от 67 до 100 гривен плюс расходы на доставку, оплата за хранение на почте… Если же вдумчивый клиент решит ограничиться выигрышем дома (вот же он! Только подтвердите участие), через какое-то время придет сообщение, что, к сожалению, для получения подарка все- таки нужно сделать заказ, да и подарок еще не совсем ваш — в ближайшее время состоится розыгрыш призов, а вы можете стать одними из тех везунчиков, кому посчастливится все обещанное добро выиграть.
Корреспондент газеты «День» решил провести эксперимент и заказать книгу у «Евы ЛТД». В течение обещанного в письме времени посылка не пришла, зато впоследствии, через полтора-два месяца поступило сообщение, что сегодня — последний день, когда я могу забрать заказ. К сожалению, в этот день добраться до почты не удалось, а вот в почтовом ящике потом несколько раз появлялись письма с вопросами — ну как же так? Может, выслать ее вам еще раз? Ведь вы хотите выиграть дом стоимостью до полутора миллионов гривен…
Если же забрать заказанную книгу, в следующий раз придет каталог с новыми предложениями книг (или других товаров) на более приличную сумму — этакая проверка на платежеспособность. Для получения приза теперь нужно заказать товаров из каталога на сумму, например, в 200 гривен. В каждом новом письме поступают также сообщения о том, что все остальные победители уже получили призы, цитируются их письма с благодарностями. Впрочем, все участники — из далеких районов и сел — почему-то выиграли в лучшем случае по тысяче гривен. Почему же никто не получил 10, 15, 300 тысяч, как обещали? Потому что главный приз ждет именно вас! К слову, очень смешно выглядят пачки таких писем, например, в студенческих общежитиях — сообщения о том, что выиграли именно ВЫ поступает сразу нескольким десяткам людей.
Кто-то предлагаемые книги все-таки покупает и попадает в значительную денежную западню: приз якобы все ближе, ставки каждый раз все больше, но достичь его практически невозможно. Постоянные клиенты — получатели каталогов, наверное, заметили, как часто меняется абонентский ящик и география почтовых штампов. И поговорить непосредственно с организаторами невозможно: телефонов и адреса нет, а «горячая линия» по большей части молчит. Стоит ли говорить, что обещанные призы такие же призрачные, как и сами компании?
Насколько законна деятельность таких организаций и что делать, если вы все-таки поддались мошенничеству, истратили кучу денег и ничего не получили взамен? «Сама по себе рассылка вполне законна, ответственности за почтовый спам почта не несет, — объясняет частный юрист Олег Храмов. — Если обманутый клиент не знает юридического адреса подобной организации, то иск в суд он подать не сможет, абонентского ящика на почте для этого не достаточно. Как показывает практика, подобные организации юридический адрес часто меняют, поэтому у рядового гражданина просто нет возможности отстоять свои права, вернуть деньги».
По словам О. Храмова, клиент такой «конторы» может подать заявление в милицию и в налоговую администрацию — тут действительно достаточно только названия организации. Но в этом случае сам клиент фактически теряет любую возможность контроля за ходом расследования — можно, конечно, подать запрос, но его удовлетворение налоговиками или милиционерами не обязательно. «Прежде чем отвечать на подобные предложения, стоит внимательно перечитать буклет, ознакомиться с правилами розыгрыша призов. Какие из указанных условий являются обязательными, а какие достаточными? Указана ли дата проведения розыгрыша, нет ли оговорок о возможных произвольных изменениях? Незнание правил, как известно, не освобождает от ответственности, и собственную невнимательность никто компенсировать не будет».
Седьмое письмо с угрозами, что, если я не отвечу, то навсегда потеряю шанс выиграть дом и все остальное, пришел в начале марта. Очевидно, не последнее, потому что мой адрес все равно есть в их базе данных. Следовательно, если и вам придет письмо с сообщением о том, что вы внезапно стали миллионером, можете смело отправлять его в мусорную корзину. Или вам хочется расстаться с несколькими сотнями гривен, чтобы почувствовать себя обманутым?
Ольга ПОКОТИЛО, «День»
Tweet