Чего ждать от новой пенсионной реформы?
Вопрос о реформировании пенсионной системы Украины до сих пор остается наболевшим. После принятия в 2011 г. Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» было множество попыток изменить провальную, по мнению специалистов, пенсионную реформу к лучшему.
И попытки эти продолжаются до сих пор. В чем же проблемы и что хотят изменить в пенсионной системе, узнавали журналисты «Судебно-юридической газеты».
Обратный эффект
Влияние проведения пенсионной реформы на социальное обеспечение населения в сторону ухудшения трудно переоценить, особенно после принятия в 2011 г. Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы». Ситуация обострилась, поскольку пенсионный возраст для женщин был повышен с 55 до 60 лет, а для мужчин – с 60 до 62. Минимальный страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту в солидарной системе, был увеличен с 5 до 15 лет, а страховой стаж для назначения полного размера минимальной пенсии по возрасту для женщин вырос с 20 до 30 лет, а для мужчин – с 25 до 35. В целом этот закон привел к тому, что население стало беднее, и «подкосил» уверенность в будущем для большинства граждан нашей страны.
По идее, Закон имел целью сэкономить средства в социальной сфере путем сокращения расходов на выплату пенсий. Однако он создал обратный эффект. Вследствие просчетов в налоговой сфере большое количество экономически активных предприятий стали переходить «в тень». Повышение пенсионного возраста одновременно со снижением среднего срока жизни граждан Украины привело к восприятию указанного закона как первого, который лишает многих украинцев пенсии. Граждане считают, что шансы дожить до пенсионного возраста в таких условиях мизерные, что вызывает нежелание работающего населения получать официальную заработную плату. Об этом красноречиво свидетельствуют статистические данные о снижении количества работающих. При таких обстоятельствах обеспечить сокращение расходов на выплату пенсий Закон «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» не смог.
Просчеты при проведении пенсионной реформы были обнаружены как при проведении в 2011 г. парламентских слушаний по вопросам пенсионного реформирования, так и при разработке проекта закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы».
В своем заключении к законопроекту №1016 от 12.12.12 Комитет Верховной Рады Украины по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов подтвердил, что введение предложенного Законом «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» комплекса мероприятий не может считаться оправданным до тех пор, пока не будет исчерпан весь арсенал социально-нейтральных и экономически необходимых мер, способных обеспечить сбалансирование солидарной системы пенсионного страхования, а это: детенизация заработных плат, решительное сокращение сферы занятости на временных работах без надлежащего оформления сделок, повышение уровня заработной платы, реализация программы развития рабочих мест и соответствующее увеличение уровня занятости населения.
Поэтому просто необходимо принять такой закон, который создал бы благоприятные условия для выхода на пенсию как для мужчин, так и для женщин, а также восстановил социальную справедливость в пенсионной системе.
Что предлагают
Среди многочисленных предложений на тему пенсионной реформы есть и законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (относительно снижения пенсионного возраста и улучшения других условий выхода на пенсию) №3001 от 01.09.2015.
По мнению автора, реализация его положений будет способствовать переходу существенной части работников на официальное трудоустройство, что увеличит поступления по единому взносу и подоходному налогу, и это превысит дополнительные расходы на увеличение количества пенсионеров. Кроме того, принятие предлагаемых изменений позволит восстановить социальную справедливость для людей, которые были лишены права выхода на пенсию в связи с повышением пенсионного возраста, и будет способствовать увеличению количества официально трудоустроенных граждан, выходу предприятий из тени, росту доходов государства и повышению доверия к власти.
Напомним, ст. 26 действующей редакции Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» определяет следующие условия назначения пенсии по возрасту:
1. Лица имеют право на назначение пенсии по возрасту при достижении возраста 60 лет и наличии страхового стажа не менее 15 лет. До достижения установленного возраста право на пенсию по возрасту имеют женщины 1961 г. р. и старше после достижения ими:
-
55 лет – для родившихся до 30 сентября 1956 г. включительно;
-
55 лет 6 месяцев – для родившихся с 1 октября 1956 по 31 марта 1957 г.;
-
56 лет – для родившихся с 1 апреля 1957 по 30 сентября 1957 г.;
-
56 лет 6 месяцев – для родившихся с 1 октября 1957 по 31 марта 1958 г.;
-
57 лет – для родившихся с 1 апреля 1958 по 30 сентября 1958 г.;
-
57 лет 6 месяцев – для родившихся с 1 октября 1958 по 31 марта 1959 г.;
-
58 лет – для родившихся с 1 апреля 1959 по 30 сентября 1959 г.;
-
58 лет 6 месяцев – для родившихся с 1 октября 1959 по 31 марта 1960 г.;
-
59 лет – для родившихся с 1 апреля 1960 по 30 сентября 1960 г.;
-
59 лет 6 месяцев – для родившихся с 1 октября 1960 по 31 марта 1961 г.;
-
60 лет – для родившихся с 1 апреля 1961 по 31 декабря 1961 г.
В предлагаемом проекте установлено, что лица имеют право на назначение пенсии по возрасту по достижению 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин при условии наличия страхового стажа не менее 15 лет. Женщины, которые достигли возраста 55 лет в период с даты вступления в силу Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (1 октября 2011 г.) до 1 октября 2014 г., и которым в связи с повышением пенсионного возраста пенсии не были назначены, имеют право на назначение пенсии на общих основаниях с выплатой причитающихся им сумм возмещения.
Кроме того, предлагается определить минимальный размер пенсии по возрасту (при наличии у мужчин 25, а у женщин 20 лет страхового стажа) в размере определенного законом прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. В случае выплаты застрахованному лицу пожизненной пенсии минимальный размер пенсии по возрасту в солидарной системе уменьшается на размер указанной пенсии. За каждый полный год страхового стажа свыше 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1% размера пенсии, исчисленной в соответствии со ст. 27 Закона.
Предлагается в проекте урегулировать и норму относительно назначения пенсии инвалидам: при наличии у неработающих инвалидов II и III групп 25 лет страхового стажа у мужчин и 20 лет у женщин пенсия по инвалидности по их выбору назначается в размере пенсии по возрасту, исчисленной в соответствии со ст. 27 и 28 Закона.
Как видно, цели предлагаемого законопроекта действительно благие. Но судя по тому, сколько похожих проектов подавалось с 2011 г. по сегодняшний день, складывается впечатление, что опять ничего не изменится.
Пенсия инвалидам
Относительно назначения пенсии инвалидам есть отдельный законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» относительно необходимого страхового стажа для назначения пенсий инвалидам второй группы» №2511а от 17.08.2015. Его автор также акцентирует внимание на том, что после принятия Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» от 8.07.2011, который вступил в силу с 1.10.2011, произошло ограничение конституционных прав миллионов украинских граждан, и это стало грубым нарушением ч. 3. ст. 22 Конституции Украины, в которой закреплено следующее положение: «При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод».
Также автор отметил, что под давлением неравнодушных украинских граждан, которые вышли с протестами против введения пенсионной реформы в том виде, который предложило правительство Н. Азарова, народные депутаты вынуждены были внести некоторые дополнения в Закон о пенсионной реформе. В частности, заключительные положения Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» были дополнены п. 4-2 следующего содержания: «В период до 1 января 2016 г. лица, признанные инвалидами II группы, имеют право на пенсию по инвалидности при наличии страхового стажа на время наступления инвалидности или на день обращения за пенсией, предусмотренного абзацами 2–12 ч. 1 ст. 32 настоящего Закона».
Это означало, что до 1 января 2016 г. величина необходимого страхового стажа для назначения пенсий инвалидам второй группы будет такая же, как для инвалидов первой группы. И хотя предварительную (до пенсионной реформы) величину страхового стажа для назначения пенсий инвалидам второй группы эта правовая норма не восстанавливала, она давала возможность многим инвалидам оформить трудовую пенсию вместо социальной. К примеру, к пенсионной реформе 1 октября 2011 г. необходимый страховой стаж для назначения пенсий инвалидам первой, второй и третьей групп составлял для лиц 32 лет и старше 5 лет, а после 1 октября 2011 г. лицу, признанному инвалидом второй или третьей группы в возрасте 40 лет, величина необходимого страхового стажа для назначения пенсии составляет 9 лет.
Если не внести изменений в Закон, с 1 января 2016 г. для лица, признанного инвалидом второй группы в возрасте 40 лет, величина необходимого страхового стажа для назначения пенсии составит уже не 6, а 9 лет, а для лица, признанного инвалидом второй группы в возрасте 50 лет, вместо 9 лет страхового стажа необходимо иметь 12 лет страхового стажа, чтобы этому лицу назначили пенсию по инвалидности.
Кроме того, надо обратить внимание на то обстоятельство, что после вооруженной агрессии России против Украины появилось много лиц, которые признаны инвалидами второй группы без необходимого страхового стажа. И случилось это не вследствие сознательного уклонения от трудоустройства, а в силу объективных причин, когда множество людей потеряли работу из-за боевых действий, большинство вынужденных переселенцев не могут найти работу и т. п.
Поэтому необходимо продлить действие правовой нормы, которая позволяет назначать пенсии инвалидам второй группы при наличии у них страхового стажа такого же, как у инвалидов первой группы. В связи с этим законопроектом предлагается продлить до 1 января 2017 г. действие правовой нормы, которая позволяет назначать пенсии инвалидам второй группы при наличии у них страхового стажа такого же, как у инвалидов первой группы.
Как видно, попытки реформировать пенсионную систему продолжаются. Станут ли эти законопроекты «реформаторскими» и изменят ли ситуацию к лучшему – покажет время. Для простых людей качественная и справедливая пенсионная реформа очень необходима. Однако ускорить процесс пенсионного реформирования обычные граждане страны, к сожалению, не в силах. Остается только ждать и надеяться, что ситуация в ближайшее время изменится к лучшему.
Автор: Яна Собко, «Судебно-юридическая газета»
Tweet