В подвалах Донбасса
Начало года в самопровозглашенных республиках ознаменовалось серией громких арестов гражданских лиц. Среди них есть проукраинские активисты, волонтеры, так и лица, чья деятельность на первый взгляд никак не связана с активной социальной позицией. Жители самопровозглашенных республик сообщают, что задержания, как правило, проводят люди в штатском или в форме «Министерства государственной безопасности ДНР».
Они приходят домой к подозреваемому, проводят обыск, изымают документы удостоверяющие личность, деньги, «находят» подтверждение экстремистской деятельности. Затем арестовывают сроком на тридцать дней для проведения так называемых «следственных действий». Также неоднократно были зафиксированы случаи ареста лиц при пересечении линии разграничения во время сверки паспорта с системой электронной базы данных, установленной на КПП ДНР и ЛНР.
Александр Горбатко, координатор «Донбасс-SOS», рассказал о ситуации с арестами на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей и о том, что надо делать, если вас или вашего родственника арестовали или похитили.
Какая сегодня ситуация с похищением людей на неподконтрольной территории?
– Последние два с половиной месяца участились сообщения о пропаже людей на неподконтрольной территории. И важно отметить, что эти сообщения не носят структурированный характер, как это было ранее. Если когда-то люди обращались на горячие линии общественных организаций, звонили в Службу Безопасности Украины и сообщали о похищении, то на сегодня день таких сообщений очень мало.
В практике «правоохранительных органов» самопровозглашенных республик появилась цифра – тридцать дней. Родственникам задержанных лиц заявляют, что вот пройдут проверки, пройдут тридцать дней, и согласно решению «прокурора» Донецка или Луганска человека либо выпустят, либо ему будет предъявлено какое-то обвинение. Известно, что людей действительно по истечению указанного срока выпускают, кого-то даже раньше. Но есть и противоположные случаи, когда людей не выпускают вовсе.
А каких людей «задерживают», что служит причиной «ареста»?
– Мы не можем понять по какой причине, чем это обосновано и все наши предположения строятся исключительно на догадках. Волна арестов, которая началась в конце декабря, в начале января, очень странная. Часть задержанных гражданских – это люди, которые непосредственно занимаются какой-то социальной деятельностью, волонтеры. Но львиную долю, конечно, оставляют за собой лица, которые поддерживают Украину и ведут подпольную или открытую проукраинскую деятельность. Задерживают также за инакомыслие, ведь вы становитесь опасными для властей самопровозглашенных республик.
Как происходит процесс задержание?
– Если вас задерживают дома, то значит, вас кто-то сдал. Часто бывает, что это соседи, родственники. Кто-то, с кем вы общались, кто-то, с кем вы поругались. И вот на вас поступил донос и после этого к вам пришли.
Второй вариант – когда вас задерживают непосредственно на блокпостах самопровозглашенных ДНР и ЛНР, во время пересечение линии разграничения. Там сейчас установлены электронные системы баз данных: компьютеры, на которых проверяется, внесены ли ваши паспортные данные в список разыскиваемых лиц. На чем основываются они, когда задерживают людей – нам не известно. Где они берут эту информацию – нам тоже неизвестно. Но тем ни менее.
В том числе вас могут задержать и досмотреть ваши вещи: полистать телефон, полистать планшет, еще какую-то вещь досмотреть, проверить содержание ваших сумок. И если там будут подозрительные вещи – такие, как фотографии с флагами Украины, фотографии городов подконтрольных Украине (Киев, Харьков, Днепр), то это тоже может послужить поводом для того чтобы вас задержали. Не исключая также тот вариант, что вас могут задержать только потому, что вы сидели рядом с тем, кто имел какую-то запрещенную литературу, запрещенные вещи в самопровозглашенных ДНР и ЛНР.
Как нужно себя вести, если вас уже задержали?
– В первую очередь не паниковать. Держаться сдержанно. И если вы уже попали «на подвал» и вас решили допрашивать, то я рекомендую не врать, говорить правду. Не избегать вещей, которые с вашей точки зрения могут вам сейчас навредить. Правду они все равно с вас выбьют любыми методами. Против вас будет использовано физическое воздействие, и вы все расскажите. Чем быстрее вы расскажите правду, тем меньше физического воздействия к вам будет применено. Задержать вас могут, как на несколько часов, так и на неопределенный срок. Есть люди, которые уже больше года находятся в плену.
Что Вы можете порекомендовать родственникам?
– Первое – не нужно впадать в истерику и всем подряд звонить. Я предлагаю сесть, взять листок бумаги и разработать свой план действий. Первое, что должно быть в этом плане действий –своего рода оперативная работа. Вы должны собрать полностью всю информацию по факту задержания, похищения. То есть, кто задерживал, сколько их было человек. Очень важно, если они были в форме с шевронами. Именно они помогут определить то место, куда могли отвезти вашего родственника.
Так же следует обратиться в международные организации. В Донецке и Луганске находятся офисы Международного Комитета Красного Креста (МККК) – именно туда следует сообщить в первую очередь. Также не брезгуйте сообщением в полицию самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Напишите им заявление, позвоните, спросите в комендатуре. Большую часть людей, задерживают самопровозглашенное МГБ. Там туго с информацией, но позвонить и спросить было ли такое задержание, никто вам не запрещает. Плюс, конечно же, нужно написать заявление и отнести, как в полицию, так и в МГБ.
Следующим шагом я бы рекомендовал не мужчинам, а непосредственно женщинам (мама, сестра, жена, подруга) ходить под эти здания, просить, чтобы задержанному передали какую-то весточку, передать теплые вещи, продукты питания. Это даст человеку понять, что о нем помнят, знают, где он находится. Также это даст возможность наладить контакт с людьми, которые непосредственно могут поговорить с задержанным, передать какую-то информацию, выяснить о состоянии здоровья.
Одним из немаловажных моментов также является сообщение о похищении человека, взятии его в плен в силовые структуры Украины. Это и полиция, и Служба Безопасности Украины. Зачем это нужно? Для того чтобы в Минске было заявлено что есть такой человек – гражданин Украины, и он похищен. И если это активист, если это какой-то общественный деятель, то это будет одним из элементов давления, чтоб этого человека отпустили. В Минске проходят трехсторонние переговоры между ОБСЕ, Украиной и Россией. Поэтому стоит также обратиться в офис ОБСЕ в Донецке или Луганске. Это можно сделать в письменной форме, или сообщить по телефону. Звонки они принимают, они реагируют. Возможно, даже к родственникам могут подъехать и взять какие-то письменные показания.
Что касаемо Службы Безопасности Украины и полиции, то нужно написать заявление. Сделать это нужно заранее. После этого я рекомендую отправить родственника или знакомого на территорию, контролируемую Украиной, и сходить в ближайшие отделения, чтоб зарегистрировать эти заявления. Тогда будет непосредственно возбуждено уголовное дело в едином реестре о похищении.
Проблема в том, что информация об похищениях и арестах в Украину не доходит. Не доходит до Службы безопасности Украины, до Министерства Внутренних Дел. Нет заявлений. Когда заявлений нет, соответственно, нет дела. В нашей бюрократической стране это было всегда и в ближайшее время так и будет оставаться.
В чем заключается корень проблемы?
– В том, что человека не подают в списки на обмен. Когда идут переговоры в Минске, говорят у нас вот такое количество военнослужащих и такое-то количество гражданских. На сегодняшний день эта цифра составляет 55 человек. Из них трое — это волонтеры, два журналиста и пятьдесят обыкновенных гражданских лиц, за что их задержали, что им инкриминируют неизвестно.
Если человек на неподконтрольной территории, как он может подать заявление?
– Если родственник находится на неподконтрольной территории, то он может передать заявление через своих знакомых, он может позвонить на горячую линию СБУ или МВД. Но проще всего, позвонить своим друзьям, знакомым, родственникам, даже чужим людям, которые готовы откликнуться на беду, и чтобы они непосредственно написали заявление. Не важно, кто подает это заявление. Главное, чтобы факт был зафиксированным.
Если ситуация разрешилась благополучно и человека отпустили, то тут нужно качественно проработать ситуацию его вывоза на подконтрольную территорию, если он этого хочет. Часто бывает так, что при задержании были отобраны документы, удостоверяющие личность. Для того, чтобы пересечь линию разграничения необходимо сделать несколько действий. Первое –обратиться в Международный Комитет Красного Креста, чтобы они помогли с эвакуацией. Второе – обратиться в Службу Безопасности Украины. Сообщить туда, что человека выпустили и он готов к пересечению линии разграничения. Такие действие помогут пройти через блокпосты. Там, возможно, придется пройти процедуру идентификации. Но, зачастую такую эвакуацию встречают представители полиции. В отделении проводится процедура идентификации, и параллельно разъяснения, что с человеком произошло в плену.
Сколько людей пропало за последние два месяца?
– Информация за последние два месяца крайне противоречива. По моим подсчетам – это более 20 человек, никто не может назвать точную цифру. Но самое печальное – об этих людях не знают на подконтрольной территории, не знают силовые структуры.
Почему родственники не подают заявления? Скорее всего, это связано с тем, что они не верят в какой-то результат подобных действий. Я не слышал, чтобы самопровозглашенные власти не разрешали родственникам подавать заявления в СБУ
Можно ли сказать, что факт подачи заявления в СБУ выступает гарантом сохранения жизни арестованного?
– Нет, но заявление станет одним из элементов давления в Минске на то, чтобы человека отпустили. Гарантом того, что человека отпустят, не может выступить никто, ни одна международная организация и ни одна государственная структура на территории Украины.
Автор: Максим Приходько, «ОстроВ»
Tweet