Падение губернатора Токио: как это делается в Японии
В гигантском Токио сегодня фантастический переполох – после примерно месяца препирательств и непрерывных скандалов в позорную отставку ушел могущественный губернатор японской столицы, обвиненный в финансовых и, главное, этических прегрешениях. Нет, о взятках, распилах и откатах даже речи не шло.
Просто в апреле один из популярных и слегка желтушных еженедельников тиснул сенсационную по японским меркам статейку – губернатор Токио Ёити Масудзоэ (о, ужасный ужас!) ездит на казенных машинах на свою личную дачу на горячих источниках, расположенную в 100 км от центра столицы. И тем самым, мол, растрачивает на собственные нужды денежки из бюджета столичной администрации, формируемого за счет кровных налогов 13,4 млн жителей богатого мегаполиса с крупнейшей в мире городской экономикой.
Масудзоэ долго не чувствовал опасности: на одной из пресс-конференций губернатор даже попытался осадить пристававшую к нему журналистку. "Вы что, хотите, чтобы люди высшего положения вроде меня останавливались во второразрядных бизнес-отелях?"— надменно спросил он.
Но тучи сгущались – выяснилось, что губернатор еще более вольно, чем казенные деньги, расходовал свои политические фонды, которые формируются за счет пожертвований от сторонников и предназначены только для оплаты его личных избирательных кампаний, работы с населением и т.д. Однако из этих средств глава токийской администрации дважды оплатил пребывание своей семьи в довольно, правда, скромной гостинице на Новый год. За счет пожертвований губернатор с родственниками обедал в ресторанах – опять же, не слишком шикарных. На средства своих политических фондов он покупал детективные книжки и сборники комиксов, приобрел более сотни картин и других произведений искусства и даже несколько китайских шелковых рубашек по 300 долларов каждая.
Губернатор долго выкручивался: уверял, например, что в гостиницах на Новый год проводил политические встречи, но только уже не помнит, с кем. Книжки и картины, мол, нужны для "оттачивания политической чутья". А шелковые рубашки зачем? Я занимаюсь каллиграфией для концентрации политического духа, уверял в ответ губернатор, а гладкий шелк рукавов, мол, в отличие от хлопка не цепляется за листы рисовой бумаги.
Звучало это беспомощно, и глава Токио был вынужден создать независимую комиссию из двух адвокатов для расследования своей деятельности. Они установили, что в действиях губернатора нарушений закона не было, однако имели место "расходы, неправомерные с моральной точки зрения". И насчитали их на сумму где-то в районе 40,5 тысячи долларов.
Население Токио бурлило, интернет кипел от требований "отправить мерзавца в отставку". Все японские знакомые, как один, в ответ на мои подначки о том, что размеры прегрешений губернатора не слишком внушительны, возмущенно пожимали плечами и непримиримо говорили: Масудзоэ должен уйти.
Глава токийской администрации клялся, что вернет все неправомерно потраченные деньги, обещал урезать себе наполовину зарплату или вовсе от нее отказаться. Наконец, просил не поднимать вопрос о его отставке до окончания Олимпиады в Рио-де-Жанейро – Токио ведь будет хозяином следующих Летних Игр 2020 года. И главе столичной администрации нужно обязательно ехать в Бразилию, чтобы торжественно принять там олимпийский штандарт.
Но судьба уже была решена: все политические силы в токийском законодательном собрании договорились вынести сегодня на голосование вопрос о недоверии губернатору. Дольше всех колебалась правящая в Японии Либерально-демократическая партия, с помощью которой Масудзоэ с колоссальным перевесом победил на предыдущих выборах главы столичной администрации. Но в конце концов и там решили принести его в жертву, чтобы не выглядеть в глазах избирателей "защитником нечистого на руку махинатора". Что чревато опасной потерей голосов на предстоящих в июле выборах в верхнюю палату парламента.
Короче, сегодня глава администрации Токио предпочел больше не бороться, хотя после вотума недоверия имел право распустить законодательное собрание. Но было ясно, что и его новый состав после внеочередных выборов опять заявит о недоверии к влипшему в историю губернатору. И тогда уже, по закону, придется уходить в принудительном порядке.
Масудзоэ сдался и с позором подал заявление об уходе, хотя еще совсем недавно был одним из самых говорливых и популярных политиков в стране, занимал министерские посты, блистал в телевизионных ток-шоу. И просто позабыл, что японские избиратели очень не любят, когда их налогами оплачивают поездки на личную дачу.
Автор: Василий Головнин, Facebook
Tweet