Из-за коррупционных схем Украина потеряла сотни миллиардов долларов инвестиций

Теневая экономика, убытки госкомпаний, непрозрачные госзакупки и неэффективность использования бюджетных средств съедает сотни миллионов в украинской экономике. При условии уменьшения уровня коррупции до уровня Польши украинский ВВП вырастет как минимум на 12,8%

С 1992 года ВВП Украины на душу населения уменьшился с $7 тыс в год до $ 2 тыс. Это самый низкий показатель среди восточноевропейских стран. Если в начале независимости украинцы по некоторым показателям были богаче поляков, сейчас ВВП Польши с ее почти одинаковым по размеру населением составляет $600 млрд в сравнении с $90 млрд украинского ВВП.

Эксперты утверждают: дело не только во внешней конъюнктуре или экономической политике государства. Более 85% иностранных инвесторов, которые уже зашли в Украину или рассматривают такую возможность, называют главной причиной именно коррупцию в государстве.

Директор по исследованиям Центра экономической стратегии Андрей Бойцун показывает расчеты экспертов. Коррупция уменьшает производительность капитала, а через нее – ВВП. «Большинство мировых исследований последствий коррупции осуществлено согласно данным до 2011 года.

Если бы Украине удалось уменьшить коррупцию по крайней мере до уровня Польши по оценкам 2011 года, это привело бы к увеличению производительности капитала на 6,4% и росту нашего ВВП как минимум на 12,8%. Если взять за основу ВВП того же 2011 года, это составило бы дополнительные $ 21 млрд. Если же использовать оценки коррупции по индексу Всемирного банка, то уменьшение коррупции в Украине до уровня Польши за последние 10 лет привело бы к росту ВВП на человека в $3000 долларов» , – заключает Бойцун.

Эксперт приводит конкретные примеры, на которые они обратили внимание во время исследования. Уменьшение коррупции способствует выходу предприятий «на свет». Так, на сегодня 41% украинской экономики работает в тени, в Польше – только 19%. Кроме того, от уплаты налогов в Украине уклоняются 62% предпринимателей, с них взятки дают 47%. Размер взяток составляет в среднем около 2% от совокупного дохода предприятий, только для сектора розничной торговли составляет не менее 8 млрд грн.

Но вопрос стоит гораздо шире – уменьшение коррупционной нагрузки имеет мультипликационный эффект. В Центре экономической стратегии посчитали: уменьшение доли взяток в доходах предприятий на 1 процентный пункт (п.п.) дает увеличение прироста доходов предприятий на целых 3 п.п. Например, в той же розничной торговли Украины такое уменьшение взяток на 1 п.п. (4 млрд грн.) увеличило бы их доходы на 14,6 млрд грн. Уменьшение на 2 п.п. (8 млрд грн.) – на 29,2 млрд грн. Понятно, что речь идет только об одном секторе экономики, но даже эти цифры впечатляют.

Экономист Глеб Вышлинский вспоминает, как во время работы в немецкой компании в Украине, он обратился к финансовому директору с предложением о предоставлении благотворительной помощи. Законодательство позволяет коммерческим компаниям тратить на это до 4% оборота, а пожертвованные деньги потом должны списываться с налогов.

«Директор сразу сказал: забудь об этом. Все эти деньги идут на "благотворительный фонд" пожарных. Следовательно, простой офисный бизнес в Киеве был бы закрыт, если компания не заплатит взнос в Фонд защиты семей пожарных», – вспоминает Вышлинский.

Взятки пожарным, санэпидстанции и другие неофициальные текущие выплаты – мелочь по сравнению с тем, сколько воруют в государственных компаниях.

Олег Прохоренко стал председателем правления Укргаздобыча год назад. Он утверждает: только на ликвидации компаний-прокладок при закупке оборудования компания сэкономила почти два миллиарда гривен. Так, оборудование, которое закупало предыдущее руководство компании за 51 млн грн, им удалось купить за 17, а экономия на закупке труб вообще составила фантастическую сумму: если в 2013-м тот же объем труб купили за 140 млн грн, в 2015-м их купили всего за 32 млн.

Еще миллиард госкомпания сэкономила на ликвидации коррупционных схем по продаже топлива, и это не считая доходов от продажи бензина Евро-5 и дизтоплива Евро-4, которое начали производить в Украине несколько месяцев назад.

«Это лишь только прямые убытки от коррупции, которые мы прекратили. Посчитать, сколько недополучило государство от отсутствия инвестирования в развитие – вообще почти невозможно. Все эти деньги не вкладывали в модернизацию и добычу газа в Украине, зато покупали российский газ по $450 за тысячу кубометров», – говорит Прохоренко.

Из-за коррупционных схем и медленного развития экономики за 20 лет независимости Украина потеряла сотни миллиардов долларов инвестиций, утверждает Томаш Фиала, генеральный директор инвестиционной компании Dragon Capital (DC является издателем журнала и сайта Новое Время – ред.).

Он приводит статистику Нацбанка, согласно которой за 2015 году иностранные инвестиции в Украину составили $62 млрд, то есть $1400 на каждого украинца. Это самый низкий показатель в Восточной Европе и в четыре раза меньше, чем в Польше.

В конце августа Европейская Бизнес Ассоциация совместно с Dragon Capital провела опрос более сотни иностранных инвесторов, которые пришли в Украину или размышляют над этим.

«На первом месте среди препятствий для инвестиций в Украину – коррупция (8,5 баллов из 10), на втором – отсутствие доверия к судам и системе правосудия (7,5) и лишь третье – военный конфликт с Россией (6,1). То есть, иностранные инвесторы четко определили, что считают главным препятствием для инвестиций в Украину», – говорит Фиала.

В рамках исследования инвесторов также спросили о первоочередных задачах для улучшения инвестиционного климата Украины. Лидер ответов – обновление судебной системы (7,6 баллов) и очищение правоохранительной системы от коррупции (7,4).

В украинском представительстве международной организации Transparency International напоминают, что за 2,5 года «активной борьбы с коррупцией» на официальном уровне Украина улучшила свою позицию в глобальном рейтинге восприятия коррупции лишь на один пункт.

Исполнительный директор Transparency International Ukraine Ярослав Юрчишин называет несколько причин незначительного улучшения позиции Украины в рейтинге: на момент проведения исследования НАБУ и Специализированная антикоррупционная прокуратура только формировались, результаты работы онлайн-системы госзакупок ProZorro еще не учитывали, а кейс Януковича был признан мировым символом коррупции.

«У нас есть все шансы значительно улучшить свои позиции до конца года. Причем для этого необходимы две казалось бы простые вещи: первые результаты в судебной реформе, по крайней мере, создание Антикоррупционного суда, и заключение нескольких топ-коррупционеров», – считает Юрчишин.

В качестве аргумента для оптимизма эксперт приводит новости о распространении системы госзакупок ProZorro на другие отрасли: сейчас ее должны применить для продажи на аукционах имущества ликвидируемых банков и… для продажи янтаря.

Все эти барьеры нужно ликвидировать или делать прозрачными, призывают эксперты. «У них два варианта – либо замуж, либо в тюрьму», – шутит эксперт.

Автор: Илья Лукаш, Новое время

 

You may also like...