Истории первых боёв в донецком аэропорту глазами десантников

При описании боевых событий всегда кого-то упускают. Это обычный процесс. Кто-то промолчал, не дал интервью вовремя, не попал под свет софитов. И был забыт. Так, например, были забыты десантники, которые уже в марте вышли из пункта постоянной дислокации и двинулись к границе и перешейку перед Крымом. Как говорил один «айдаровец», воевавший вместе с 80-й в Луганской области: «Первыми на защиту своей страны поднялись добровольцы. А потом мы обнаружили, что мы уже вторые. За десантниками…»

Выдвижение 80-ки в Луганск (интересно, что в марте они стояли даже не на окраине Луганска, а довольно недалеко от центра, в заброшенной части, пока их не дёрнули на Славянск), 25-ки под границу, 79-ки под Крым…

Но сегодня мы поговорим не о них. А о 95-й бригаде.

В апреле 2014 года тогда ещё комбриг 95-й бригады Михаил Забродский создал так называемый «офицерский спецназ». Подразделение из офицеров, которые хотели воевать, но не имели под своим командованием необходимого личного состава или средств для выполнения предписанных им задач. В итоге получилось довольно странное подразделение, где капитан мог быть водителем, а майор — пулемётчиком боевой машины. Некоторые офицеры из «офицерского спецназа» известны вам по сей день, став легендами нынешней войны. Но мало кто знает, что 95-ка начала строить свою легенду не со времен рейда или Славянска.

Штурм ДАП глазами десантников

Михаил Забродский

Первым был ДАП. Историй первых боёв в ДАП глазами спецназовцев вы читали, наверное, не раз. Потому мы расскажем, какие боевые задачи в ДАП выполняли десантники.

26-го числа начался бой между спецназовцами 3 СпН и боевиками незаконных вооруженных формирований.

Состав противника был следующим:

  • отряд «Искра», численностью до 50 человек. Этот отряд был набран в основном из россиян, отслуживших в различных частях специального назначения. Из них были составлены три штурмовых группы.

  • «кадыровцы» — чеченские «добровольцы», отправленные на помощь бандформированиям Рамзаном Кадыровым. Численность — до взвода.

  • группировка «Оплот». Численность — до взвода.

  • группировка «Восток». Численность — более 100 человек.

Как потом стало известно, основной удар украинские воины нанесли по «Искре» и «кадыровцам».

Штурм ДАП глазами десантников

Боевики «Искры» едут в аэропорт

26 мая на вертолётную площадку у терминалов вертолётами прибыли десантники и бойцы 140-го центра СпН и сразу же скоординировались с бойцами 3 СпН и десантниками 25-й бригады, которые уже были в аэропорту с парой установок ЗУ-23. Десантники 25-й и 3 СпН ещё с утра вели бой. Переместившись по перрону №2, десантники 95-й и спецназовцы 140-го зашли в старый терминал, разместившись на первом этаже.

Почти сразу же поступила команда укрыться, поскольку по старому терминалу должны были нанести авиационный удар. Но на практике самолёты ударили по крыше нового терминала. Там же отработали вертолёты.

Штурм ДАП глазами десантников

По террористам отработали украинские Ми-24

3 полк спецназа начал распределяться на втором этаже и крыше, 95-я заняла первый этаж. Основная площадь боевого периметра — вестибюль. Снайпер десантников разместился на проходе на ступеньках лестничной площадки и через стекло наблюдал за улицей Взлётной. Во время размещения по десантникам два раза ударили из «шмелей». Задело одного военнослужащего — стеклом ему распороло лицо и руки.

Десантники и спецназовцы заняли оборону в терминале. Навстречу им по дороге начал выдвигаться штабной КАМАЗ с кунгом. Снайпер отработал бронебойными пулями по мотору. КАМАЗ стал. Водитель выпрыгнул из кабины и направил автомат на место, откуда стрелял снайпер… после чего там и остался.

Дальше противник действовал странно. Вплоть до полуночи подъезжали машины, пытаясь слепить защитников терминала фарами. Автомобили бросали прямо на улице, пытаясь подобраться к КАМАЗу. Снайпер бил фары машинам — и «лазутчики» отходили назад. Была пригнана «скорая помощь», которую просто поставили с включенными мигалками, чтобы слепить снайпера. После получения «добра» на уничтожение «скорая» была расстреляна бронебойно-зажигательными пулями. Снайпера 3 СпН с крыши старого терминала вели бой с террористами из зелёнки и несколькими боевиками из нового терминала.

Со стороны нового терминала был уничтожен КАМАЗ с противником, едущий по ул. Взлётной. Две машины, ГАЗ-66 и КАМАЗ с открытыми бортами, пытались выехать с территории аэропорта. На этот сектор были наведены два пулемёта десантников, каждый из которых отработал по коробу. Вдобавок под КАМАЗом разорвался заряд РПГ.

Дополнительно по машине хорошо добавили из стрелкового оружия. В кузове сидели около 20 человек, причем по наблюдениям — явно не раненые. Были слабые попытки отстреливаться в ответ, но они были быстро погашены. Как потом отмечали бойцы, судя по всему, боевики в панике решили проскочить по свету, не дожидаясь ночи, за что и поплатились. Ночью с крыши у рукава нового терминала работал снайпер, а у выхода из нового терминала — пулемётчик с ПКМ. Аналогично из зелёнки вокруг терминалов периодически постреливали пулемётчики боевиков.

Ночью десантникам и спецназовцам пришло подкрепление. Как снайпера, так и пулемётчики боевиков попытались его «зацепить». Прикрывали пополнение ЗУ-23 десантников 25-й бригады. Прибывшими оказались бойцы УДО с дополнительным боекомплектом. Ночь прошла в перестрелках. Старый терминал утонул в темноте, в то время как новый светился как новогодняя ёлка.

27 числа бойцы УДО со спецназовцами 3 СпН и 140-го центра провели доразведку нового терминала. К 8-9 часам утра прибыло подразделение НГУ «Ягуар». Началась зачистка нового терминала. С крыши здания по новому терминалу начал работать снайпер боевиков, используя бронебойные боеприпасы. Бойцов, заходящих в новый терминал, прикрывали обе ЗУ-23: они разбивали стекла и засыпали свинцом места, откуда работал противник.

УДОшники вычислили вражеского снайпера и решили подавить его АГСом. Корректировка осуществлялась с тыльной стороны старого терминала. По сути, АГСник выскакивал в проход, давал очередь, а затем заскакивал назад в терминал, будучи обвязан верёвкой. За ним верёвкой же затягивали АГС. После чего место, с которого выпускалась следующая очередь, менялось. После попадания в место, где лежал вражеский снайпер, он затих. Впрочем, параллельно по нему же работал снайпер спецназа с крыши. Как бы то ни было, кто-то из них двоих этого боевика достал.

Во время зачистки нового терминала были обнаружены места, где оказывалась медицинская помощь, где тащили раненых и, вероятно, трупы. Следы вели в парковку под терминалом. Именно раненые, трупы и уцелевшие боевики грузились в отбывавшие автомобили. Судя по всему, авиаудар и ночные перестрелки не прошли для них бесследно: потери были серьёзными. Несколько тел боевиков было найдено в зелёнке вокруг терминалов.

После зачистки нового терминала УДОшники зашли в гостиницу, не обнаружив там противника. Осмотрели расстрелянный КАМАЗ, нашли внутри ПЗРК «Игла» и огнемёты «Шмель», которыми КАМАЗ был загружен доверху. После чего десантники так и остались в старом терминале, в новый терминал вошёл «Ягуар», а спецназовцы пошли на вышку — выставлять наблюдателей.

Два дня боёв закончились. Противник понёс потери и отшатнулся от ДАП. У бойцов появилось время организовать оборону. Потери врага позднее оценили в сорок с лишним человек, с учётом грузовика, расстрелянного боевиками «Востока». Подразделения «Искры» и отряда «кадыровцев», по сути, перестали существовать. Около трёх десятков погибших были гражданами РФ. Со стороны Украины пострадали два бойца, получивших лёгкие ранения.

 

 

До 31 мая поставки боеприпасов и питания осуществлялись, в основном, вертолётами. 31 мая прибыли три Ил-76, которые привезли БМП и бойцов 72-й бригады (роту первого механизированного батальона под командованием капитана Богдана Барды). Десантников, «Ягуар» и «удошников» забрали самолётами в Днепр. Оттуда Ан-26 перебросил «полосатых» в Чугуев, а оттуда, уже «шишарями», они отправились в Довгеньке, где получили новую задачу. 79-я тогда готовилась штурмовать Красный Лиман, а задачей 95-й вместе с бойцами НГУ был штурм Семёновки.

Но это была уже совсем другая история, название которой — Славянск.

Историю ДАПа писали многие. Спецназ и добровольцы. Пехота и десантники.

Но начали эту историю бойцы 3 СпН, 140-го центра, 95-й и 25-й бригад ВДВ, УДО, «Ягуара», и позднее — 72-й бригады. Именно эти бойцы написали первые страницы в летописи этой войны. Под заглавием «Донецкий аэропорт».

Автор: SERG MARCO, Петр и Мазепа

You may also like...