Почему государство не может посадить агрорейдеров?
Понедельник, 15 октября. Очередной случай агрорейдерства в Украине. На этот раз – в Шепетовке на Хмельнитчине. Полиция задержала почти три десятка молодчиков, пытавшихся захватить сельскохозпредприятие “Сварог”. Для участия в рейдерской операции наняли группу «титушек» из Киева. Каждому из боевиков «работодатели» платили по 60 долларов в день. Среди подозреваемых – адвокат, который сопровождал рейдеров. «Все злоумышленники задержаны полицией и ближайшие дни проведут в тюрьме», – сообщил на своей странице в соцсети глава МВД Арсен Аваков.
Вот как раз вот это словосочетание «ближайшие дни», а не «несколько лет» или хотя бы «несколько месяцев» снова настораживает, пишет Укринформ. Потому что и вправду большинство участников подобных нападений, обычно, обходится «легким испугом» – кого-то отпускают сразу же после задержания, проведя «профилактическую беседу», кого-то привлекают к админответственности, штрафуют или приговаривают к общественным работам. А до «реальных» сроков дело так и не доходит.
Причины, по оценкам экспертов, – поверхностные следственные действия, коррумпированность судебной системы, сопротивление со стороны местных элит, представители которых очень часто «стоят» за рейдерскими атаками. А главное – отсутствие политической воли в Киеве раз и навсегда отбить желание и у организаторов таких преступлений, и у исполнителей, посягать на сделанное и выращенное чужими руками…
«История» сельскохозяйственного рейдерства
По словам президента Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Ивана Томича, случаи рейдерства в аграрной сфере случались и раньше – параллельно с силовыми захватами промышленных активов. Но массовым это явление стало в конце 2016 – начале 2017 года. Тогда от рейдеров пострадали более 7 тысяч агропредприятий. Иногда злоумышленники пытались захватить весь имущественный комплекс хозяйств.
Делали это, обычно, сочетая юридические (подделка документов «заинтересованными» адвокатами, нотариусами и регистраторами) и силовые («титушки», частные охранные компании) усилия. В большинстве же случаев рейдеры обходились «отжимом» части выращенного урожая – благодаря чисто силовым методам.
В этом году рейдерских атак стало меньше. По данным Всеукраинского аграрного совета, речь идет о примерно полутысяче случаев. Улучшение ситуации отчасти объясняют изменениями в законодательстве, которые сделали невозможным несанкционированное вмешательство в электронные имущественные реестры, частично – активизацией правоохранителей, которые стали более решительно противостоять попыткам рейдерских атак, частично – восстановлением работы антирейдерских аграрных штабов, а также самоорганизацией фермеров, которые объединяются для противостояния силовым захватам.
Правда, есть этому и другое объяснение: отсутствие наказанных за прошлые преступления сказывается на доверии к милиции, поэтому люди не всегда сообщают о незначительных инцидентах, предпочитая потерять несколько десятков или сотен тысяч гривен, чем годами что-то доказывать, судиться, тратя время и силы. И только «серьезные» рейдерские атаки с большим числом участников и использованием оружия приобретают огласку…
Несколько таких резонансных случаев произошли в Украине только за прошлый месяц.
11 сентября. Стрельбой закончился конфликт за элеватор в селе Занки Змиевского района Харьковской области. По уточненным данным, ранены семь человек, среди них – полицейский.
15 сентября. Группа из 40 вооруженных мужчин спортивного телосложения захватила поле в селе Сидоры Белоцерковского района на Киевщине. Злоумышленники завели технику и обмолотили около 30 гектаров подсолнечника и похитили урожай стоимостью 1,5 миллиона гривен. Причем, речь идет о земле, которую обрабатывает чешский агрохолдинг “Ресилиент”. То есть, украинское рейдерство уже так сказать «вышло на международный уровень». Отсутствие результатов расследования по этому делу и надлежащего наказания виновных, безусловно, негативно скажется на желании иностранных инвесторов работать в нашей стране.
19 сентября. На Кировоградщине неизвестные пытались собрать урожай на поле одного из агропредприятий. Правоохранители действовали оперативно и задержали 27 человек. Расследование продолжается.
Проблема №1. Разная квалификация «одинаковых» преступлений
Правда, не всегда правоохранители должным образом квалифицируют такие преступления. Обычно, речь идет о попытках смягчить ответственность участников рейдерских атак.
Пример – «эхо» прошлогоднего захвата агропредприятия «Нива-2010» на Кировоградщине, которое напоминало сцены боевика с драками «стенка на стенку» и стрельбой. Тогда задержали больше трех десятков рейдеров – в основном, сотрудников частного охранного предприятия. Лишь нескольким из них грозит ответственность – причем, по относительно «мягкой» статье «хулиганство» (а не «разбой», «бандитизм» и др).
Еще 25 фигурантам, которых сразу же после задержания отпустили под залог, сначала инкриминировали покушение на преступление и противоправное завладение имуществом, что наказывается лишением свободы сроком от трех до пяти лет. Но в итоге дело передали в суд с обвинительным заключением по статье «самоуправство»… Максимальное наказание – арест до трех месяцев (причем, с большой вероятностью – условно).
Проблема №2. «Несерьезные» наказание для «крючкотворов»
Достаточно «условно» наказали и нотариуса с регистратором, которые, сговорившись с организаторами захвата, незаконно переоформили упомянутое предприятие в Кировоградской области. У нотариуса отобрали свидетельство на право нотариальной деятельности. При этом он продолжает активно оспаривать это решение. Регистратору же аннулировали доступ к реестру и уволили с работы (даже без всяких штрафных санкций).
«И это еще хорошо. Потому что в большинстве случаев регистраторы, чьи действия причинили людям миллионных убытков, вообще не несут никакой ответственности. Иногда «отделываясь» копеечными штрафами, несоизмеримы с суммами «гонораров», полученных от организаторов незаконных сделок, – рассказал в комментарии Укринформу заместитель председателя Всеукраинской аграрной Совета Денис Марчук.
– Поэтому, чтобы предотвратить рейдерские захваты путем несанкционированного внесения государственными или коммунальными регистраторами изменений в системы госреестров, мы требуем ускорить рассмотрение законопроекта №8121, который уже прошел первое чтение в парламенте. Документ ужесточает ответственность за действия регистраторов: если докажут факт умышленнного внесения в систему реестров ложной информации, виновный будет наказан. Речь идет и о существенном увеличении штрафов, и лишении права заниматься регистрационной деятельностью на протяжении длительных сроков – вплоть до пожизненного. Это, конечно же, не панацея, но по крайней мере, заставит регистраторов задуматься, прежде, чем прибегать к противоправным действиям», – считает эксперт.
Проблема №3. Отсутствие активного общественного сопротивления рейдерству
Денис Марчук также надеется на активное общественное сопротивление попыткам рейдерских захватов. Ведь общественный резонанс заставляет правоохранителей действовать более активно (в отличие от предыдущих лет, когда полицейские часто были посторонними наблюдателями при рейдерских разборках, сейчас они оперативно реагируют на ситуацию, особенно, при угрозе жизни и здоровью людей), и судей, которые под давлением общественности будут принимать справедливые решения.
Как пример заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета привел события, произошедшие во время упомянутой уже попытки рейдерского захвата элеватора на Харьковщине в прошлом месяце. Тогда с требованием немедленно отреагировать на захват предприятия неизвестными к правоохранителям обратились несколько аграрных объединений и ассоциаций.
Полицейское спецподразделение оперативно обезвредило злоумышленников. Задержали 55 участников рейдерской атаки. Правда, о подозрении сообщили лишь 22-м из них. Сейчас они находятся под двухмесячным арестом. При этом адвокаты подозреваемых не оставляют попыток добиться их освобождения под небольшие залоги.
«Будем надеяться, что судьи не поддадутся на давление. А правоохранители подготовят обоснованные обвинительные акты в отношении всех причастных к преступлению, – говорит президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Иван Томич, – думаю, пора украинской Фемиде наконец проявить принципиальность, так сказать «по полной» наказав участников хотя бы нескольких рейдерских захватов, чтобы раз и навсегда отбить у наших соотечественников желание зарабатывать таким способом. Тем самым, подтвердив монополию государства на применение силы».
Проблема №4. Нежелание выполнять закон
Кстати, Иван Томич считает, что отечественное законодательство предусматривает реальные возможности для наказания организаторов подобных преступлений, так и их непосредственных исполнителей – от «командиров» организованных преступных групп до «рядовых титушек»:
«Дело – лишь в доказательной базе, которую правоохранители на местах сплошь и рядом «разваливают», и в адекватности судебных постановлений. Ведь не секрет, что к уголовной ответственности за такие преступления привлекают очень редко. Да и то речь идет обычно о наказании «козлов отпущения». Настоящих же организаторов – а часто это местные чиновники – выявить так и не удается. Сейчас имеем шанс изменить ситуацию», – говорит он.
Возможно, показательным в этом станет судебный процесс против группы лиц, обвиняемых в рейдерском захвате сельхозпредприятия в Городищенском районе Черкасской области. Обвинительный акт по этому делу недавно направили в суд. В деле трое подозреваемых. Злоумышленники подделали учредительные документы предприятия, внесли изменения в реестры и незаконно присвоили имущество, а также получили право на урожай 2018 года.
Причиненный злоумышленниками ущерб оценили в 119 миллионов гривен. Также доказана причастность одного из участников группы к мошенническому завладению имуществом другого аграрного предприятия – в Жашковском районе.
Будем ждать и завершения расследования и передачи в суд обвинительного акта по делу об упомянутом уже рейдерском захвате со стрельбой на Харьковщине. Пока инцидент расследуют по четырем статьям Уголовного кодекса, предусматривающим довольно строгое наказание – от 3 до 7 лет. Правда, 3 и 7 – как говорится, тоже «большая разница». Но будем надеяться на справедливость Фемиды – по крайней мере, при объявлении приговоров организаторам рейдерской атаки и тем, кто стрелял в крестьян и правоохранителей.
Проблема №5. Неэффективность работы антирейдерских штабов
«В целом подсчитать количество подобных случаев по всей стране довольно сложно, – объясняет отсутствие точной статистики заместитель председателя Всеукраинской аграрной Совета Денис Марчук, – ведь в Едином реестре досудебных расследований такие случаи по отдельным видом преступления не классифицируются. Их, как правило, фиксируют как «бандитизм», «разбой», «хулиганство». Поэтому и складывается впечатление, что их не так много. На самом же деле споры вокруг собственности на имущественные комплексы предприятий, землю или урожай возникают чуть ли не ежедневно», – констатирует эксперт.
Поэтому наряду с активизацией действий правоохранителей и судебной системы страны он призывает повысить эффективность деятельности антирейдерских аграрных штабов при обладминистрациях. Они должны оперативнее реагировать на ситуацию. Потому что иногда рассмотрение имущественных споров начинается только через несколько недель после рейдерских атак. Тем временем добросовестные предприниматели несут существенные убытки. А рейдеры имеют возможность скрыть следы преступления, чтобы в будущем избежать наказания.
Автор: Владислав Обух, Киев; Укринформ